Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Сервис Отслеживать:

На зарядку становись! Обзор автомобильных аккумуляторов


Кирилл КРАСНОВСКИЙ, фото автора, Павла ГАМАНЬКОВА и компаний-производителей
Зима. Утро. Ключ в замке зажигания. Поворот, щелчок — и тишина… Зачастую, такое поведение автомобиля предвещает поход в магазин за новым АКБ. Отправляясь за подобной покупкой, необходимо помнить, что удачной она будет лишь при полной осведомленности покупателя.


АКБ — за этими тремя буквами скрыто название одной из наиболее значимых деталей современных транспортных средств. Этот источник энергии просто жизненно необходим современному автомобилю.

Принцип действия аккумуляторной батареи основан на превращении электрической энергии в химическую (при заряде), и обратном превращении химической энергии в электрическую (при разряде).

Простые истины

Как и прочие автомобильные АКБ, грузовые обычно представляют собой свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, которые в свою очередь характеризуются такими параметрами, как электрическая (номинальная) емкость, измеряемая в Ампер-часах, значение пускового тока в Амперах, размеры корпуса АКБ, и расположение полюсных выводов.


Аккумулятор этого среднетоннажного грузовика установлен под водительским сидением. Это не совсем безопасно (аккумуляторы редко, но взрываются), но в данном случае АКБ хорошо защищена от неблагоприятных внешних воздействий


Наиболее распространенные места для установки АКБ расположены на раме грузовика. Чаще все аккумуляторы устанавливают за кабиной, реже — в заднем свесе рамы. Плюсы такого расположения батареи — в удобстве установки, минусы — в интенсивном воздействии внешних факторов

Разберемся с этими параметрами более детально. Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда, или способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени. Номинальная электрическая емкость — емкость 20-часового разряда АКБ. На этикетках большинства производителей аккумуляторов указана именно она.

Недобор и перебор

К чему может привести несоответствие значений электрической емкости указаниям автопроизводителя? Допустим, грузовику необходим аккумулятор с емкостью не менее 165 А/ч, а в распоряжении есть АКБ с емкостью 135 А/ч. Во-первых, возможны проблемы с запуском двигателя в зимний период. Во-вторых, аккумулятор при некоторых режимах работы двигателя (городские пробки, малые дневные пробеги) работает в совокупности с генератором, питая дополнительных потребителей. А если учесть, что при малой собственной электрической емкости глубина разряда может достигать 40-50%, и эти разряды повторяются, то на долгую службу аккумулятора можно не рассчитывать.


Наиболее важные параметры АКБ обычно указаны на этикетке крупными цифрами и буквами. Номинальное напряжение 12 Вольт, номинальная емкость 135 Ампер-часов и ток разряда 950 Ампер по стандарту EN

Следующий вариант — АКБ с большей электрической емкостью, чем необходимо. С одной стороны это не так уж плохо, ведь запас энергии в аккумуляторе большей емкости предполагает большее количество попыток пуска двигателя. Но справится ли генератор с зарядом такого аккумулятора? Да, если не разряжать аккумулятор на автомобиле полностью. На пуск двигателя любой емкости требуется примерно одно и то же количество электричества, которое не превышает 4-8% от ее номинальной емкости. Это же количество электричества генератор должен вернуть в аккумулятор после пуска двигателя. И в штатных режимах разница в емкости не имеет значения. Но в случаях значительного или полного разряда аккумулятора большей емкости штатная система автомобиля может не успеть восполнить все истраченное количество электричества. Из-за периодических «недозарядов» такого аккумулятора его пластины будут подвержены сульфатации, что со временем приведет к выходу из строя этого АКБ.


Несмотря на внешнее сходство, эти аккумуляторы имеют различные технические показатели, такие как номинальное напряжение, номинальная емкость и ток разряда

Второй не менее важный показатель — значение пускового тока. Этот параметр необходим для определения мощности аккумулятора. Пусковая мощность — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при отрицательной температуре в 18°С. Этот показатель характеризует способность АКБ запускать холодный двигатель. Как известно из электротехники, мощность характеризуется произведением разрядного тока на среднее напряжение в цепи. Отсюда вывод — чем больше пусковой ток, тем больше мощность аккумулятора, и, соответственно, легче пуск двигателя. Но при сравнении значений пускового тока, указанных на этикетке АКБ, необходимо обратить внимание на то, при каких условиях испытаний эти значения были получены. Если на аккумуляторе указан пусковой ток по одному из стандартов (DIN, SAE, ТУ, EN), то через коэффициент можно определить значение пускового тока по другому стандарту. Соотношение пускового тока по SAE и EN к току по DIN и ТУ равно 1,7 (Ien=1,7Iту).

Рассмотрим на примере двух АКБ случай несоответствия значений пускового тока предписаниям автопроизводителя. Допустим, пусковой ток штатного аккумулятора — 1250 А(EN), а имеющегося «под рукой» — 1150 А(EN). Поскольку аккумуляторы большей емкости, как правило, имеют и больший пусковой ток, необходимо быть готовым к ускоренному износу щеток и контактной поверхности коллектора стартера.

АКБ с меньшим значением пускового тока тоже не предвещает ничего хорошего, особенно в холодное время года. Но и это еще не все.


При выборе аккумулятора необходимо знать габаритные размеры и расположение клемм аккумуляторной батареи. Размеры площадки для установки АКБ и длина полюсных проводов также должны быть учтены

Не менее важны и габаритные размеры аккумулятора, так как установочные места под АКБ имеют строго регламентированные размеры. Аккумулятор большего, чем необходимо, размера просто не поместится на отведенное под него место, а АКБ с меньшими габаритными размерами невозможно качественно зафиксировать.


Полярность АКБ может быть прямой и обратной. Представленный на снимке аккумулятор имеет прямую полярность. Если плюсовая клемма расположена справа, то аккумулятор имеет обратную полярность, но это встречается редко

И, наконец, расположение полюсных выводов. Под этим следует понимать полярность аккумулятора. Она бывает прямой и обратной. Прямая полярность — плюс слева, обратная — справа. В случае неправильного выбора полярности аккумулятора может не хватить длины проводов для подключения АКБ.

Тайные символы


Маркировка автомобильных аккумуляторов и обозначения основных характеристик у разных производителей отличается друг от друга, но при этом содержит следующие сведения: товарный знак завода изготовителя, номинальную емкость аккумулятора в Ампер-часах, номинальное напряжение батареи в Вольтах, пусковой ток / ток холодной прокрутки в Амперах, дату изготовления аккумулятора, массу батареи, знаки полярности выводных клемм, уровень залитого электролита, предупреждающие знаки.


В отличие от европейских грузовиков с рабочим напряжением 24В и последовательным соединением батарей, американские грузовики комплектуются АКБ с параллельным соединением. Рабочее напряжение «американцев» — 12 Вольт

Менять аккумулятор необходимо на аналог ранее установленного. При этом следует иметь в виду, что существует четыре основных типа маркировки аккумуляторных батарей: российская, американская, японская и европейская. Мы живем не в Америке и не в Японии, посему в 90% случаев в торговой сети представлены аккумуляторы с европейской маркировкой по стандарту EN.

Знать и уметь

Не откладывайте на завтра замену того, что необходимо было заменить еще вчера. Непроизносимые китайские торговые марки, «цыганские» магазины и неквалифицированные продавцы — не ваш вариант.


Продукт известного производителя аккумуляторов фирмы ZAP Sznajder из Пястова, Польша. ZAP Sznajder Batterien S.A. выпускает аккумуляторы с 1925 г.


Этот аккумулятор произведен ООО «Мегатекс» (Украина). Производство, выпускающее АКБ под торговой маркой «А-Мега» прошло процесс пуско-наладки под контролем немецких специалистов


АКБ, выпускаемые под торговой маркой Tornado — это новинка от аккумуляторного завода Tungstone (Россия). Эти аккумуляторы производятся по английским технологиям

Только известные торговые марки, только респектабельные торговые точки, предоставляющие документально заверенную гарантию. Эти простые правила в совокупности со знанием «матчасти» способны сэкономить время и деньги.

О том, какие торговые марки, представлены на российском рынке, каковы особенности каждого продукта — мы поговорим в дальнейших публикациях.

АРХИВНАЯ ПОЛКА

Они были первыми

Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта — основополжник учения об электричествеИоганн Вильгельм Риттер. Его опыты положили начало научной электрохимии
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта и Иоганн Вильгельм Риттер

Еще в 1800 г. Алесандро Вольта, итальянский физик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве поместил пластины меди и цинка в кислоту, чтобы получить непрерывный электрический ток. Вольта назвал свое изобретение «электрический орган».

В 1802 г. немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер изобрел сухой гальванический элемент. Считается, что эксперименты Риттера положили начало научной электрохимии.

В 1854 г. немецкий врач Вильгельм Зинстеден вплотную приблизился к созданию аккумулятора, однако не сделал никаких практических выводов из своих наблюдений. И, наконец, по прошествии пяти лет французским физиком Гастоном Планте, случайно сделавшим то же открытие, что и Зинстеден, была создана первая АКБ. Она занимала немалую площадь почти в 10 м кв., а на ее зарядку требовалось несколько месяцев. Ну, а далее был запущен необратимый процесс усовершенствования, который не прекращается и по сей день.


В начале XX века акционерное общество «Тюдоръ» наладило производство аккумуляторов в Санкт-Петербурге (Плакат из коллекции Станислава Кирильца)
Оцените статью:
31.01.2012, 12:23
16 748
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама