Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

На досуге Отслеживать:

Грузовики Туниса


С чем у большинства у нас ассоциируется Тунис? Курорты, знаменитая талассотерапия (это у дам), руины Карфагена, Сахара и туареги (из школьного курса). Конечно, все это там есть, но нас интересует другой Тунис – автомобильный…

Грузовики Туниса
Итак, страна, названная по имени рыбы, которой здесь нет. Тунца у здешних берегов давно выловили, и в местных блюдах он встречается лишь в виде консервов, таких же, как в «Пятерочке».

Небольшой треугольник (600 километров в длину, 250 – в ширину) на севере Африки, между закрытыми Алжиром и Ливией. Нефти и газа нет, ископаемых практически нет, треть страны – пески знаменитой Сахары. А есть здесь отели на берегу Средиземного моря, бесконечные плантации оливок, фиников (и, чудо, местная водка из них!), и собственный автопром.

Благодаря ему здесь сложилась причудливая дорожная картина, не похожая ни на какую другую страну.

Разумеется, магрибский Тунис – страна мелких частников, в большинстве довольно бедных. Арабы, традиционно, поголовно заняты коммерцией, в основном, сельскохозяйственной. И потому основной парк грузовиков составляют пикапы. Больше половины из них – старые Peugeot, похожие на нашу 21-ую «Волгу». Их здесь когда-то собирали, и собрали столько, что, видимо, и все текущее столетие они будут доминировать в потоке. Оставшуюся часть делят японские пикапы и Ford Ranger разных лет выпуска. Роднят их с автостариной деревянные борта надстроек и чудовищные массы перевозимого груза, возможные только в Африке.

Грузовики Туниса
Причем техосмотра в нашем понимании в Тунисе не существует. Формально он, конечно, есть, но фактически… Любой государственный чиновник имеет бесчисленных родственников, каждый из которых, в свою очередь, числит пару тысяч человек в близких друзьях. В результате любой диалог гражданина с государством заканчивается нахождением общих друзей и вручением бакшиша. Так что узаконить свой автохлам не сможет в Тунисе лишь конченый социопат, а дорожная полиция занята лишь подкручиванием усов и оживленным разговором между собой.

Грузовики Туниса
Зато в Тунисе есть дороги. Не просто лишенные наспех деревьев просеки с ямами и колдобинами, что понимается под дорогой в нашей стране, а вполне европейские, абсолютно ровные шоссе с разметкой. Причем практически везде, в глубинке и горах, в Сахаре и вокруг городков… Единственная яма на дороге за неделю странствий обнаружилась лишь в крошечной горной деревушке, населенной гордыми, и потому не работающими берберами.

Так что ездить в Тунисе можно на любой машине, кое-как собранной из имевшихся в сарае деталей. Большинство так и делает, но при этом пестрого разнообразия в потоке нет. Как раз благодаря местному автопрому. Две крупные конкурирующие фирмы, STIA и Setcar, давно собирают здесь несколько моделей европейских фирм.

Грузовики Туниса
Основу автопарка составляет марка IVECO. Подавляющее большинство из них – юркие бескапотники IVECO 40, аналоги наших «газонов». Они продавались здесь под марками FIAT и OM (обе вошли в свое время в состав концерна) и оснащались простенькими 4-цилиндровыми 80-сильными бензиновыми моторами. Затем на рынке их сменили последовательно семейства Zeta, а потом и Daily. Однако новые модели уже импортировались из Европы, а потому встречаются до сих пор в десятки раз реже.

В тяжелом классе ситуация иная. Естественно, в нем есть своя «священная корова» – старые капотники, несущие эмблему еще Berliet. Эта уважаемая французкая фирма имела свои филиалы в Марокко и Тунисе. Позже она влилась в государственную компанию Renault, а разработанные ею простые грузовики продолжали собирать в Африке, уже под новым именем.

Грузовики Туниса
И до сих пор здесь очень много двухосных самосвалов серии GLR, обычно почему-то с желтой кабиной. Эти несложные и неприхотливые 12-тонные машины оснащались 6-цилиндровым дизелем мощностью 150 л.с., механическими коробками передач и барабанными тормозами.

Грузовики Туниса
Затем их сменила обновленная серия С, уже под новым именем. Основа осталась той же, изменилась лишь внешность. Машины Renault обновленного облика, специально разработанные для третьих стран, собирались в Марокко до конца прошлого века. Теперь их сменили обычные грузовики серий Premium и Kerax.

Грузовики Туниса
Из новых грузовиков в Тунисе вполне обычны Scania и Volvo. Обе шведские марки также собирают здесь. Причем популярны как длинные двухосные шасси с типичными для Африки высокими деревянными бортами, так и автопоезда со стандартным двухосным тягачом. Учитывая здешнее отношение к грузоподъемности (похоже, африканцы путают ее с полным весом), существование трех-, или четырехосных машин кажется тунисцам полной нелепостью. Где ж взять столько товару (тонн, видимо, 150), чтобы полностью нагрузить четырехосный грузовик?

Грузовики Туниса
Картина общественного транспорта Туниса так же далека от российской, как и грузовая. Поражает полное отсутствие в городах таких родных желтых «Газелей». Дело в том, что удел тунисских маршруток – исключительно междугородние перевозки. Причем, естественно, здесь присутствует национальный колорит. Мало того, что на микроавтобусах всех мировых марок нет указателей маршрута – для поиска нужного необходимо знание арабского или французского языков; так ведь и стоимость проезда устанавливается путем долгих эмоциональных переговоров с водителем.

Городской транспорт – иное дело. Все городские автобусы (в основном, сочлененные «гармошки») в Тунисе принадлежат государственной компании.

Грузовики Туниса
Как во всех нормальных странах, проезд здесь четко регламентирован (7 рублей на наши деньги за одну поездку). Деньги взимает кондуктор, с которым при этом надо непременно долго разговаривать. Кузова у автобусов местной сборки, шасси – импортное, обычных и в Европе марок. Много Volvo B10, IVECO, Mercedes-Benz. А самое необычное, но часто встречающееся шасси – от известного у нас венгерского «Икаруса». Много лет назад местный «кузовщик» Setcar заключил с ним соглашение, и строил автобусы на этом шасси. А в последнее время, в связи с банкротством венгерской фирмы, появились автобусы на шасси вовсе для Туниса экзотического американского International.

В общем, дружелюбный и открытый Тунис развивается стремительно, и в автомобильной области тоже. Причем в общемировой тенденции, увы, обгоняя в этом плане Россию…

Антон Михайлов, фото автора
Оцените статью:
11.12.2010, 10:00
3 872
1

Материалы по теме

Обсуждение

  1. Туристы в тунисе
    12 декабря 2010 12:24
    Странно но в статье ни слова не сказано о китайских isuzu
    Именно их мы встречали в поездках между отелями и достопримечательностями
    Скажем при переезде между Махди и Монастиром во всем мелких городах обязательно попадались встречные Исузу
    0

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети