Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Рынок грузоперевозок в Северо-Западном регионе


Северо-Западный регион занимает особое место в структуре внешнеэкономических связей России. Здесь находятся крупнейшие морские порты страны, через сухопутную границу с Финляндией и странами Балтии до падения мировой экономики ежегодно проходило около 1 миллиона импортируемых автомобилей и более 800 тысяч контейнеров, большая часть которых перевозилась автомобильным транспортом. Но экономический кризис серьезно отразился на рынке, сократив объемы перевозок и изменив его структуру.


О состоянии и перспективах развития рынка грузоперевозок в Северо-Западном регионе РФ мы поговорили с ведущим специалистом Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Дмитрием Плехановым.

— Расскажите, как повлиял мировой экономический кризис на рынок грузоперевозок в России? В каком сегменте произошло наибольшее, а в каком наименьшее сокращение объемов, и почему?
— В условиях кризиса наименьшие потери объемов грузоперевозок понес морской транспорт. Так, грузооборот морского транспорта в мае 2009 г. к маю 2008 г. снизился всего на 8,1%, в то время как грузооборот железнодорожного сократился на 17,6%, а автомобильного — на 21,4%. Более низкие темпы падения морских грузоперевозок связаны с тем, что данный вид транспорта в большей степени ориентирован на поставки промышленной продукции. В то же время в условиях кризиса наибольшее снижение спроса, а соответственно и грузоперевозок, было отмечено для потребительских товаров. Таким образом, наиболее пострадали от кризиса автомобильные перевозки, которые в большей степени ориентированы на потребительский спрос, на внутренний рынок и на работу с малым и средним бизнесом.
Необходимо также сказать, что в условиях восстановления российской экономики самые высокие темпы роста также были отмечены в сфере морских перевозок (+27,5% в май 2010 г. к маю 2009 г.), а наиболее низкие — на автомобильном транспорте (+11,6%). В глобальном смысле кризис не оказал существенного влияния на структуру рынка грузоперевозок в России: в мае 2010 г., как и в мае 2008 г., около 84% грузооборота приходится на долю железнодорожного транспорта, немного снизилась доля автомобильного — с 8% в 2008 до 7,7% в 2010 г. Практически на всех видах транспорта в этом году по сравнению с 2008 г. отмечено увеличение средней дальности перевозок. Наиболее существенный рост средней протяженности маршрута произошел на автомобильном транспорте (на 21% по сравнению с маем 2008 г.). Такая ситуация связана как со снижением спроса на перевозки малой и средней дальности, так и с тем, что в условиях падения спроса перевозчики вступают в конкуренцию с железнодорожным транспортом (на тех маршрутах, где это возможно) для перевозок грузов на дальние расстояния.

— Какая доля рынка грузоперевозок приходится на Северо-Западный регион? Насколько ситуация здесь соответствует общероссийским тенденциям? Какова региональная специфика рынка? Какие факторы оказывают влияние на рынок Северо-запада?
— Специфика Северо-Запада заключается в выгодном географическом положении региона, расположенном на границе с четырьмя странами ЕС (Польша, Эстония, Финляндия и Латвия), а также в наличии развитой портовой инфраструктуры. На морские порты региона приходится до 40% от общего объема грузооборота российских портов. Он играет важную роль во внешнеэкономической деятельности страны, особенно в сфере импортных поставок. На долю Северо-Запада приходится около четверти стоимостного объема импорта, поступающего в Россию. В этой связи транспортные потоки в регионе в значительной степени зависят от объемов поступающего в страну импорта. Так, в условиях кризиса темпы сокращения грузооборота автомобильного транспорта в регионе по итогам прошлого года оказались выше, чем в среднем по России. В то же время по мере восстановления спроса на импорт в I квартале 2010 года грузооборот автомобильного транспорта в регионе вырос на 35% относительно I квартала прошлого года (в среднем по стране грузооборот — только на 11%).

— Насколько полно реализуется транспортный потенциал Северо-Западного региона? Каковы перспективы региона на рынке грузоперевозок, и с какими конкурентными преимуществами они связаны?
— Развитие транспорта в регионе в значительной степени связано с реализацией транзитного потенциала: увеличение мощностей морских портов и портовой инфраструктуры для успешной конкуренции с портами стран Балтии. Увеличение потоков грузов и создание эффективной и удобной системы перевалки в портах приведет к увеличению грузооборота автомобильного и железнодорожного транспорта. Кроме того, важным вопросом, постоянно возникающим перед транспортными компаниями Северо-Запада, является упрощение и убыстрение процедур таможенного контроля, а также оперативная реакция на изменения правил оформления таможенными органами. Последний пример создания Таможенного союза показывает, что любые изменения в таможенном законодательстве, как правило, сопровождаются возникновениям очередей грузового транспорта на границе.
Помимо транзитного потенциала положительное влияние на развития транспорта в регионе может оказать расширение кластера автомобильных предприятий, сложившегося в настоящее время в Ленинградской области (в плане доставки автокомпонентов из Европы и осуществления доставки грузов по России для нужд автозаводов).

— Как можно оценить степень заинтересованности местных властей в развитии отрасли и уровень господдержки? В чем она выражается?
— В настоящее время основное внимание властей связано с реализацией проектов развития транспортной инфраструктуры, имеющих ярко выраженную экспортную направленность, таких, как развитие порта Усть-Луга и строительство подъездных автомобильных и железнодорожных путей к нему. Большинство крупных инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время в регионе, также представляют собой создание новых мощностей по экспорту сырьевых товаров — Балтийская трубопроводная система — 2 (Транснефть), строительство сухопутной части Северо-Европейского газопровода, развитие транспортной инфраструктуры Архангельской области в связи с необходимостью начала освоения Штокманского месторождения.

— Какими ключевыми преимуществами и недостатками обладают разные виды перевозок? Есть ли будущее у автомобильных грузоперевозок, и каковы основные предпосылки к качественному скачку в перевозках автотранспортом?
— Автомобильный транспорт, возможно, является наиболее удобным видом доставки для получателя, поскольку обеспечивает возможность поставки грузов «от двери до двери». Ограничением для использования данного вида транспорта является сравнительно малая грузоподъемность и низкая степень безопасности груза в пути (возможность хищения, угона, задержек). Неслучайно, в странах Европы с более развитой дорожной инфраструктурой и высокой степенью безопасности на дорогах доля автомобильного транспорта в структуре грузооборота в целом выше, чем в России, где основная часть грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, который способен перевозить товары на большие расстояния с высокой регулярностью.

В настоящее время развитие перевозки грузов автомобильным транспортом сдерживается низкой эффективностью использования парка. В парке грузовых автомобилей в России преобладает подержанная техника — 1998 года выпуска и старше, а также наблюдается достаточно низкая, по сравнению со странами Европы, доля транспортных средств средней грузоподъемности, что ограничивает возможности транспортировки грузов, увеличивает издержки транспортных компаний и расходы конечных потребителей. Основные перспективы развития автомобильных перевозок связаны с формированием на данном рынке крупных и стабильных участников, которые смогут повысить стандарты оказания услуг в целом по отрасли. Кроме того, развитие автомобильного транспорта невозможно без расширения логистической инфраструктуры — терминалов и складов.
автор: Виктория Загоровская
Оцените статью:
22.08.2010, 11:49
14 144
3

Материалы по теме

Обсуждение

  1. Наталья
    23 августа 2010 13:05
    Привет! Все Классно!
    0

  2. 23 августа 2010 13:06
    Цитата: Наталья
    Привет! Все Классно!


    а нам то самим как все это дело нравиться :feel:
    +1

  3. Георгий
    23 августа 2010 13:09
    Очень интересный материал!!!


    но, есть и замечания... smile
    0

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама