Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Техника Отслеживать:

Кушать подано! Передвижная столовая на базе автобуса НефАЗ-5299


Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора
«Кто не работает — тот ест! Учись, студент...» — помните классику советского кинематографа? В те времена существовала хорошая практика доставлять обеды прямо на объекты, удаленные от стационарных столовых — в поля, на лесоразработки, стройплощадки.


Но сценка, обыгранная в классической комедии, конечно, не типовая.
Тунеядцам — пятнадцатисуточникам борщ, шашлык и компот в реальности милиционеры, естественно, не доставляли. А вот рабочим бригадам обеды развозили. Причем привозили их на спецтранспорте — передвижных буфетах.

Реинкарнация идеи

Как правило, передвижные буфеты представляли собой автобусы, переоборудованные силами головных организаций. Затем, ближе к развалу Советского Союза, эта практика была забыта. Теперь, похоже, возрождается. Питерская компания «ГРУЗОМОБИЛЬ» поставила питерскому же «Водоканалу» несколько автобусов НефАЗ-5299, переоборудованных под передвижные столовые. Назначение простое — «чтобы рабочих с удаленных объектов было, где кормить». Стремление «Водоканала» облагородить час обеденного перерыва работников заслуживает всяческих похвал.

Внешне передвижная столовая — это стандартный двухдверный пригородный автобус НефАЗ-5299. Вся специфика скрыта внутри. Специфично и наименование машины: официально она именуется «специальным передвижным пунктом питания».

Убранство


Как известно, «театр начинается с вешалки», вот и специальный передвижной пункт питания начинается с нее же. Для посетителей сооружен открытый гардероб с обычными крючками, как в домашней прихожей. Но есть и отдельный шкаф. «Дверцы шкафа с защелками и замками под ключ, для обслуживающего персонала» — гласит техописание. Если честно, то непонятно, почему обслуживающему персоналу положен шкаф под замком, а рабочим — нет. Впрочем, заказчик решил так — ему виднее.


Перед входом в обеденный зал находится гардероб


Умывальник на входе в обеденный зал. Мойте руки пред едой


В этой же зоне установлен умывальник. Слив воды может производиться в общегородскую систему канализации. На случай, если подключиться к городской канализации нет возможности, предусмотрен собственный 125-литровый бак для сбора использованной воды. У него даже есть собственная система электрообогрева, чтобы отработанная вода зимой не превратилась в лед. Грамотно.


Обеденный зал расположен в средней части автобуса

Обеденный зал, расположенный в средней части салона, именуется «отсеком приема пищи». Что сказать? Это действительно отсек. Дизайнера интерьеров для его оформления явно не привлекали. Здесь два маленьких двухместных столика и два четырехместных стола. Впрочем, сработаны столы и скамейки вполне добротно. Главное — будут технологичны в уборке. Из увеселительного оборудования предусмотрен 19-дюймовый ЖК-телевизор на поворотном кронштейне.


Кухонный блок, расположенный в «кормовой зоне» автобуса. Здесь обеды будут раскладывать по тарелкам. Зеленые «бочонки» — это термосы

За «отсеком приема пищи» через перегородку расположены «отсек раздачи пищи» и технический отсек. По сути эти два отсека — единая комната, точнее, кухня. Правда, еду здесь не готовят, а только разогревают привезенные блюда и кипятят воду. Для выполнения этих задач предусмотрены две микроволновки, кулер, четыре 20-литровых термоса, электрочайник и… кофеварка! Неужели кофе здесь будут варить, а не размешивать из порошка? Если так — то это явный плюс.


Там, где у стандартных высокопольных автобусов обычно расположены ступени заднего выхода, у автобуса-столовой под полом размещен генератор.


Кресла для сотрудников оснащены ремнями безопасности


Во время движения ручки навесных шкафчиков «утоплены». Очень грамотное решение! Видно, что над вопросами травмобезопасности конструкторы думали. Достаточно нажать на «кнопку» и «Кнопка» станет удобной ручкой дверцы


В обеденном зале на стене смонтирован телевизор

Есть здесь и собственный водонагреватель, и насос для подачи воды, и, естественно, холодильник. Энергию для всего этого хозяйства вырабатывает собственный автономный дизель-генератор мощностью 12 кВт. Если в зоне доступа находится внешняя электросеть, то автобус-столовая может подключаться к ней.

Достойно подражания

Особым изяществом передвижная столовая не блещет, но она и не задумывалась таковой. Это технологическое транспортное средство. Его главная и единственная задача — «обеспечение процессов проведения различных видов работ методом снабжения работников своевременным питанием». И для решения этой задачи переоборудованный пригородный автобус НефАЗ-5299 весьма хорош, а сама идея создания на его базе передвижной столовой заслуживает всяческого уважения, подражания и распространения.

Так что говорить о том, что все советские хорошие традиции забыты, — не верно. На данный момент один прецедент возрождения идеи уже есть. Надеемся, последуют и другие.


Архивная полка

Рожденные в СССР

Тема передвижных столовых в нашей стране не нова. Еще в ранние послевоенные годы в небольших количествах выпускались прицепные вагоны-столовые для обеспечения горячим питанием вахтовиков и строителей на объектах вдали от населенных пунктов.


Партию таких автобуфетов, оснащенных газовыми плитами, московский завод «Аремкуз» выпустил в 1955 г.


Передвижная столовая на 22 места — также изделие завода «Аремкуз» 1950-х гг



В 1960-х гг с развитием автобусного движения в городах и пригородах потребность в таких «передвижках» появилась и у транспортников, чтобы обслуживать водителей автобусов на конечных остановках. Так родилась идея мобильных столовых и кафе, созданных на базе обычных автобусов. Первое время их мастерили сами автопарки, потом к этому делу подключились предприятия Минавтотранса РСФСР.

Первым выпуск передвижных столовых на базе автобусов ЛиАЗ-677 освоил Апшеронский авторемонтный завод. Работали такие машины во многих крупных городах страны. В конце 1980-х гг были предприняты робкие попытки создать и запустить передвижные столовые в серию непосредственно на предприятиях автомобильной промышленности.


ЛАЗ-4969 — первый кафе-мобиль, мелкосерийно выпускавшийся Львовским автобусным заводом. 1988 г.


ЛиАЗ-5256.05 — опытный образец кафе-мобиля, созданный НТЦ ЛиАЗа. 1990 г.

Так появились первые в полном смысле заводские кафе-мобили ЛАЗ-4969 и ЛиАЗ-5256.05. Первый был разработан в 1988 г. львовским институтом «ВКЭИавтобуспром» и впоследствии выпускался на ЛАЗе мелкосерийно. Второй был результатом работ НТЦ ЛиАЗа по расширению семейства новых автобусов, но так и остался лишь опытным образцом, изготовленным в 1990 г.

С распадом СССР эта тема была закрыта в отсутствие финансирования, хотя актуальность таких машин и сейчас на лицо. Появление на свет НефАЗовской передвижной столовой только подтверждает это.
Оцените статью:
27.12.2011, 17:45
10 307
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети