Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Техника Отслеживать:

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики


Антон МИХАЙЛОВ, фото из коллекции автора
Идея изготовить капотную машину «бюджетным» методом, которую использовал МАЗ, не нова. В истории автомобилестроения довольно успешно им пользовались многие компании.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
Хорошо известна и «блочная» концепция Scania, впервые реализованная на машинах «нулевого» семейства в 1972 г. С той поры до снятия с производства капотных моделей, их кабины были унифицированы на протяжении пяти поколений.

Начиная с послевоенного времени, когда в Европе стала завоевывать популярность бескапотная компоновка, исторически сложилось, что каждая уважаемая фирма имела в программе две параллельные линии тяжелых машин. Одна, бескапотная, — для магистральных перевозок, другая, капотная — для строительного и внедорожного секторов. При этом кабины, как правило, тоже различались; традиционно «капотники» имели меньшую габаритную ширину.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
Стоимость разработки новых моделей неуклонно росла, и в определенный момент родилась идея унификации кабины разных моделей. Сейчас уже трудно установить, кто первым реализовал эту идею, но относительно широко она стала использоваться немецкой компанией Henshel на новом семействе HS, появившимся в 1961 г. Впрочем, погоды на рынке фирма не делала, а через несколько лет и вообще исчезла.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
В 1972 г. Volvo оснастила капотное семейство N7 — N10 кабиной от бескапотной модели Viking. А выйдя на рынок США, комбинировала европейскую кабину F серии с разными капотами. В 1996 г. семейство NH сочетало кабину уже от FH с пластиковым капотом. Таким же методом было разработано и семейство VN для США, производимое до сих пор.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
Этим же путем пошел и Mercedes-Benz: выйдя на североамериканский рынок, он предложил в 1985 г. капотную модель FLC, использовавшую немецкую кабину от легкого класса LK. Та же кабина в комбинации с капотом другой формы растиражирована в моделях L для Южной Америки и Ближнего Востока.
Позднее нехитрым способом получения капотной модели из обычной путем прилаживания «пластикового» носа пользовались сотни фирм, от мелких «спецов», вроде немецкого Titan'a и чешской Tatra, до огромных концернов, таких, как IVECO и индийская Tata.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
В нашей стране пионером такого подхода следует признать «Урал», впервые приспособивший новый капот к стандартной кабине КАМАЗа на модели 4322 еще в 1978 г.
Ее появление было вызвано ожиданием перспективного многотопливного V-образного дизеля КАМАЗ, потребовавшего больше места под капотом. Однако таковой в производство не пошел, и та же идея была реализована уже в 1992 г., с применением немецкого дизеля Deutz.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
Позднее, с переходом на новую (для «Урала») бескапотную кабину от старого IVECO, к ней тоже был приспособлен пластиковый капот собственного производства. Сейчас эта внедорожная модель по-прежнему есть в линейке, уже с капотом обновленного дизайна.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
А вероятно, последним из российских автозаводов, попробовавшим получить капотную модель с кабиной бескапотного семейства, стал КАМАЗ.
В 2003 г. на свет появилась перспективная модель 4355, имевшая довольно привлекательные обводы пластикового капота. Впрочем, дальше изготовления нескольких опытных образцов дело не пошло.

С «носом» и без: капотные и бескапотные грузовикиС «носом» и без: капотные и бескапотные грузовики
Единственным производителем грузовиков на территории остального СНГ, серийно выпускающим унифицированную гамму машин с одинаковой кабиной, формально является белорусский МЗКТ.
Оцените статью:
3.12.2011, 11:30
13 784
2

Материалы по теме

Обсуждение

  1. Gsve
    1 января 2014 18:21
    забомбись статья.
    0

    1. 28 февраля 2016 15:56
      точняк!
      некоторые штуки неплохо так разжеваны для далеких от темы.
      0

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети