Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
Официальный дилер JAC в России

Техника Отслеживать:

Маркетинговый удар. Scania и Euro-6


Максим СЕРГЕЕВ, фото автора
До введения норм Euro-6 в Западной Европе осталось полтора года. До России эти новшества дойдут, ежели ничего не случится, лет через десять. Но Scania уже выводит на европейский рынок товарные машины, соответствующие этим стандартам.


Вообще-то истории свойственно повторяться, долгое время Scania считалась одной из самых консервативных компаний, пока в 2007 г. не вывела на рынок двигатель Euro-5 с технологией рециркуляции отработавших газов (технология EGR). Остальные производители использовали технологи с впрыском синтетической мочевины AdBlue (SCR), а в вопросах рециркуляции не вышли из стадии прототипов.

Через год MAN решил подтвердить свое реноме самого известного дизельного концерна и тоже создал такой мотор. Но грянул кризис вместе с мощным лобби производителей синтетической мочевины. В результате подавляющее большинство покупателей отдали предпочтение двигателям с технологией SCR, да так, что MAN в 2009 г. решил отказаться выпуска дизелей Euro-5 с технологией EGR.

Однако пришел-таки 2010 год, и в Европе вступили в силу требования Euro-5 — законодательно. Scania осталась единственным производителем, который не отказался от технологии EGR, несмотря на мизерный спрос. Почему? Да просто потому, что нормы Euro-6, достижимы только при сочетании обеих технологий одновременно.

Как это устроено

Для сокращения вредных выбросов двигателистам Scania пришлось реализовать несколько новых технических решений.

В системе Common Rail возможное давление распыла доведено до 2400 бар, правда, при нормальных условиях работы двигателя составляет около 1800 бар. Изменили дозировку цикловой подачи топлива в цилиндры, для этого понадобилось подкорректировать программу управления двигателем.


Двигатели Scania Euro-6 по своим эксплуатационным характеристикам ничем не уступают двигателям Euro- 5

Благодаря комплексному подходу к модернизации процесса сгорания и применению EGR удалось снизить содержание NОx в отработавших газах на 50 %, а из оставшейся половины 95% нейтрализуется технологией SCR. Но и этого для норм Euro-6 оказалось недостаточно — теперь уже пришлось применять и сажевый фильтр, он задерживает до 99% твердых частиц. В едином блоке, установленном на месте глушителя, скомпонованы катализатор, сажевый фильтр (на Scania его называют DPF — diesel particulate filter), далее идет смеситель, куда подается AdBlue, и два параллельных нейтрализатора SCR. На выходе установлен нейтрализатор остатков мочевины. Для точного дозирования AdBlue инженеры Scania применили смеситель с электроприводом.

В системе EGR применено не двухступенчатое охлаждение отработавших газов перед подачей их в цилиндры двигателя, как у моторов Scania Euro-5, а только одноступенчатое жидкостное. Это сделано ради повышения температуры отработавших газов, для предотвращения возможного увеличения расхода топлива и обеспечения самоочистки сажевого фильтра. При температуре отработавших газов ниже 300°С весь этот комплекс очистки и фильтрации не работает. Специалисты Scania называют этот сложный агрегат «химзаводом».


Принцип работы «химзавода»: в основной глушитель автомобиля встроен окислительный катализатор и сажевый фильтр, за которым располагаются два нейтрализатора SCR, установленных параллельно. Далее смонтирован нейтрализатор остатков аммония — мочевины. Внутри — множество тонких керамических сот конусообразной формы. На входе и выходе сажевого фильтра установлены датчики давления

Внутри — множество тонких керамических сот конусообразной формы. На входе и выходе сажевого фильтра установлены датчики давления, по разности их показаний отслеживают загрязнение фильтра и степень регенерации, причем «самоочищение» идет во время движения машины непрерывно. Периодичность замены сажевого фильтра зависит от многих факторов, для магистральных перевозок должно составлять около 240 000 км.

Шведы подготовили для продажи два двигателя в исполнении Euro-6, из гаммы 12,7-литровых 6-цилиндровых рядных дизелей: один — DC13 109 мощностью 440 л. с., другой — DC13 110 на 480 л. с. По оценке специалистов Scania, мощностной диапазон 440-480 л. с. наиболее востребован.

По заявлениям двигателистов Scania, мощность и крутящий момент у двигателей Euro-6 остались на том же уровне, что и у двигателей Euro-5. Но, что не менее важно, на прежнем уровне остался расход топлива и периодичность ТО: от 30 000 км на автомобилях строительного назначения до 90-120 000 км для магистрального грузовика, в зависимости от полной массы автопоезда и условий эксплуатации. Правда, при этом необходимо использовать масло, специально разработанное для двигателей уровня Euro-6.

Личные впечатления

Если не присматриваться к машине, то можно и не заметить, что это Euro-6, более того, по документам эти грузовики выполняют нормы Euro-5! Это обусловлено лишь тем, что нормативной базы под Euro-6 пока нет.

При взгляде в «три четверти» спереди со стороны водительской двери, новые машины можно опознать только по шильдикам. Со стороны тротуара заметен тот самый «химзавод», все-таки это довольно большой бак из нержавейки, и не заметить его трудно.


На фотографии хорошо видны отдельные баки (слева направо) для топлива, для синтетической мочевины Adblue и собственно сам «химзавод»

Маркетинговый удар. Scania и Euro-6Забираемся в кабину… И не находим ничего, что намекало бы на то, что мы сейчас поедем на самом передовом в мире грузовике. Запускаем двигатель, трогаемся, едем. Отличий от обычной Scania Euro-5 нет. Инженеры довольно улыбаются — это именно то, чего они и добивались.

Дело в том, что все крики об экологии обычно разбивались об экономическую нецелесообразность. В свое время, когда вступили в силу требования Euro-4, большинству производителей пришлось увеличить рабочий объем двигателей для компенсации потери мощности, в частности, именно так появились 13-литровые моторы вместо 12-литровых. А применение технологии CSR (из-за стоимости AdBlue) сводило на нет те 3-4% экономии топлива, которых с таким трудом добивались мотористы.

Так вот, двигатели Scania Euro-6 по своим эксплуатационным характеристикам ничем не уступают двигателям Euro-5, хотя стоят существенно дороже — никаких официальных цифр услышать не удалось, но в кулуарах мелькнула цифра удорожания — 12000 евро!

В старушке Европе пока никаких законодательных и налоговых преимуществ для машин, выполняющих нормы Euro-6, не предусмотрено, хотя в США и Японии новые жесткие нормы выбросов, соответствующие будущим европейским, уже вступили в силу (с января 2011 г.). Тогда возникает закономерный вопрос — а стоило ли огород городить? Зная человеческую природу, очень трудно представить себе массового покупателя, который заплатит лишние плюс 10-15 % к стоимости машины только из заботы об экологии или чувства социальной ответственности перед грядущими поколениями.



Внешне отличить сверхтехнологичный грузовик Scania можно только по шильдикам Euro-6

Похоже, это понимают и сами разработчики, и на массовые продажи не рассчитывают. А на прямой вопрос: «Зачем было выводить на рынок машины за полтора года до вступления требований в силу?» — отвечают следующее: «Мы сделали первый шаг, и у нас будет большой запас по времени, чтобы довести нашу разработку до самого высокого уровня. К моменту вступления в силу новых требований остальным производителям придется решать массу проблем, а у нас будет готовая, доведенная конструкция».

Что ж, в здравом смысле маркетологам Scania не откажешь, но все же больше это похоже на мощный маркетинговый ход, призванный поддержать мнение о компании, как о лидере в моторостроении. К слову, этими же соображениями было продиктовано появления «Самого мощного европейского грузовика» Scania R730 с двигателем V8, мощностью 730 л.с.

Что же касается нашей страны, то у нас перспективы вступления в силу требований по выбросам Euro-6 настолько туманны, что об этом говорить даже не смешно. Ведь сейчас, когда в Европе вовсю действуют нормы Euro-5, некоторые наши международные перевозчики заказывают проверенные моторы Euro-3, нормально переваривающие отечественную солярку и не требующие высокотехнологичного обслуживания. Кстати, сами европейцы ушли не так уж далеко от нас: по данным маркетологов Scania, более 50% грузовиков на дорогах Европы — машины, выполняющие требования Euro-2 и ниже!

Оцените статью:
30.08.2011, 13:30
12 395
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама