Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Сервис Отслеживать:

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей


Павел ГАМАНЬКОВ, фото автора и компаний-производителей
Мало кто задумывается, что на 2/3 территории России холодных дней в году заметно больше, чем теплых. И водителям чаще приходится обогревать салон своего автомобиля, нежели его охлаждать. Именно поэтому многие автовладельцы сегодня устанавливают в своих грузовиках дополнительные автономные отопители.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Размеры жидкостных отопителей для умеренного климата практически не отличаются от «фенов»

Покупка автономного автомобильного отопителя, его установка, обслуживание и ремонт стоят не дешево. К примеру, приобретение жидкостного отопителя Webasto, без учета стоимости монтажа, дополнительных патрубков, отдельного топливного бака и т.д., может обойтись клиенту более чем в 55 000 рублей. Стоит ли овчинка выделки?

Взаимосвязь

Многие водители относятся к «автономкам» с некоторым недоверием и по старинке обогревают салон автомобиля штатной системой отопления. Но забывают при этом, что автономный отопитель заметно снижает потребление топлива и смазочных материалов за счет отказа от прогрева ДВС на холостом ходу. И за год можно сэкономить сотни литров топлива. Так выделки «овчинка», безусловно, стоит. Кроме того, снижается износ двигателя, исключается «холодный» пуск силового агрегата, что в дальнейшем позволяет снизить затраты на его ремонт.

Еще одним немаловажным плюсом отопителей можно считать то, что в любое время года водитель начинает движение на автомобиле с полностью оттаявшими и незапотевшими стеклами, «мягкими» стеклоочистителями. А благодаря этим факторам снижается вероятность ДТП и мелких царапин.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Современные отопители могут эффективно работать при любых углах наклона. Прежде они устанавливались строго горизонтально

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Автономные отопители оборудованы собственной выхлопной системой с глушителем

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Отечественные грузовики часто комплектуются отопителями, закрепленными на раме за кабиной

Более того, бывают случаи, когда без автономного обогревателя не обойтись. Например, в большинстве стран Еврозоны установка «автономки» на некоторые виды грузовой и специальной техники обязательна. На стоянках и паркингах запрещено стоять, а тем более ночевать в кабине, с работающим двигателем внутреннего сгорания. За подобное нарушение владельца автомобиля могут оштрафовать на нешуточную сумму. Такие требования обусловлены желанием европейских властей ограничить выброс вредных веществ в атмосферу, а также снизить уровень шума. Поэтому, если ваша машина «ходит» за пределы Российской Федерации, то без установки автономного отопителя не обойтись.

Другой случай применения обогревателя — развозные цельнометаллические фургоны, которые двигаются по городу с частыми остановками на погрузку/разгрузку товара. При таком режиме работы салон просто не успевает прогреться при помощи штатной системой отопления.

Обогреватели часто используются и для отопления грузового отсека при перевозке чувствительных к холоду грузов, а также салона пассажирского автобуса, кареты «скорой помощи».

Виды отопителей

Со случаями применения автономных автомобильных отопителей мы разобрались. Теперь дело за малым — выбрать какой именно тип обогревателя идеально подойдет для вашего региона и условий эксплуатации автомобиля. Автономные обогреватели можно условно поделить на две основные группы: сухие воздушные отопители (фены) и жидкостные (предпусковые). Те и другие предназначены для обогрева салона, но при этом существенно отличаются по конструкции, принципу действия, имеют свои плюсы и недостатки, особенности эксплуатации.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Воздушные отопители более компактны и легко монтируются на автомобиле

Сухие воздушные отопители используются непосредственно для обогрева салона и, в отличие от жидкостных, не имеют дополнительных функций. Их не случайно называют фенами, поскольку принцип работы воздушного отопителя схож со всем знакомым бытовым прибором. В них на вход поступает холодный воздух, который, пройдя через систему отопителя, выходит с другой стороны уже горячим.

Воздушный отопитель представляет собой котел, в котором происходит сгорание топлива и, соответственно, выделение тепла. Сам «фен», как правило, устанавливается внутри отапливаемого отсека. Но для того, чтобы угарные газы не попадали в салон, камера сгорания выполнена герметичной, а патрубки подачи воздуха и вывода отработанных газов отведены на улицу. Подача топлива может осуществляться как из основного бака автомобиля по специальным трубкам-удлинителям, так и из отдельного бачка, установленного специально для питания обогревателя.

Для управления автономным отопителем используют регулятор температуры, который обычно поставляется в комплекте с печкой. Система сама отслеживает температуру в салоне и при необходимости снижает обороты вентилятора. Если отапливаемый отсек начинает остывать, обороты вновь увеличиваются. Интересно, что в современных отопителях вентилятор практически не останавливается, а только изменяет обороты. Это сделано для плавного изменения уровня шума, чтобы не разбудить водителя резко включившимся вентилятором.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Современные отопители комплектуются пультами дистанционного управления

Ощутимый плюс воздушного отопителя — практически полное отсутствие ограничений в продолжительности использования, фен может работать буквально сутками. Не «убивая» при этом аккумуляторы, и потребляя минимальное количество топлива. Летом многие отопители могут использоваться в качестве вентилятора, продувая воздух через салон. Из других плюсов воздушного отопителя можно отметить простоту конструкции, легкость монтажа и относительно невысокую стоимость устройства. К недостаткам же можно отнести уменьшение влажности воздуха в кабине при длительной работе.

Совсем другая ситуация с жидкостными отопителями. Они и стоят дороже, и монтируются гораздо сложнее. Но игра стоит свеч, ведь подобные «автономки» решают сразу две задачи — поддержание температуры в салоне и предпусковой прогрев двигателя.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Конструкция жидкостного отопителя (Eberspacher Hydronic)

Как правило, жидкостные подогреватели устанавливаются в моторном отсеке и соединяются с контуром охлаждающей системы транспортного средства. Топливная система подключается к прямому или обратному топливопроводу, электрические компоненты — к бортовой сети.

После запуска отопитель нагревает жидкость в охлаждающем контуре, прокачивает ее отдельным насосом через двигатель и радиатор штатного отопителя до запуска двигателя. А когда жидкость в контуре достигает пороговой температуры, вентилятор штатного отопителя автоматически включается и начинает прогревать кабину/салон. Ориентируясь на показания датчика температуры жидкости, отопитель сам регулирует интенсивность прокачки антифриза и скорость работы вентилятора.

Запуск предпускового отопителя может осуществляться как вручную, так и автоматически в заданный день и час. Часто подобные устройства комплектуются приборами дистанционного управления, позволяющими включить «автономку» с расстояния в 500-1000 метров.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Механический таймер жидкостного отопителя

Чтобы не запутаться в многообразии автомобильных «автономок», выше мы умышленно обсуждали лишь основные принципиальные отличия работы сухих и жидкостных отопителей. Но, справедливости ради, к сложившейся картине надо добавить еще несколько штрихов, ведь автономные обогреватели имеют массу других отличий.

Понятно, что в зависимости от объема салона автомобиля и температуры за бортом могут устанавливаться отопители различной мощности и производительности. Но, кроме этого, на машинах разных классов может отличаться бортовое напряжение. Если на КАМАЗ ставится обогреватель с напряжением 24 В, то, например, для ГАЗели или американского «капотника» подойдет только 12-вольтовый агрегат. Как альтернатива – в линейке многих производителей «автономок» есть отопители с возможностью переключения питания на 12 и 24 В.



Автомобили разных классов могут работать на различных видах топлива. Соответственно, и отопители могут быть как дизельные, так и бензиновые. Есть и третий вариант – отопители на газовом топливе. Такие часто устанавливают на автомобили, «переведенные» на пропан. Основное преимущество газовых отопителей в том, что они могут работать вообще без подключения к аккумуляторным батареям. Поэтому газовые «автономки» часто устанавливают еще и на машины с дизельными моторами, которые по специфике эксплуатации длительное время нуждаются в прогреве.

Взвесить решение

Автономный отопитель — удовольствие не из дешевых. Поэтому перед покупкой и установкой подобного оборудования необходимо учесть все «за» и «против», а уж только потом выбирать необходимую вам модель отопителя.

Стоит помнить, что воздушный отопитель имеет меньшие размеры, прост в установке и обслуживании. Фен практически беззвучен в работе. Мелкий ремонт можно выполнить своими силами. Но он способен прогреть только салон автомобиля.

Жидкостный предпусковой отопитель дороже, а его грамотная установка и ремонт под силу только профессионалам. Как правило, такая «автономка» расходует больше топлива и электроэнергии в сравнении с сухим отопителем. Но все эти неудобства с лихвой компенсируются возможностью легкого запуска силового агрегата в любые морозы.

Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Оцените статью:
27.03.2012, 14:53
39 371
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети