Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

На досуге Отслеживать:

Консtruckтор. Марке Autocar исполняется 105 лет


Антон МИХАЙЛОВ, фото из архива автора
Сто пять лет исполняется машинам малоизвестной ныне марки Autocar, которая почти сотню лет была синонимом самых надежных и выносливых американских грузовиков.



В 1897 г. талантливые инженеры, братья Луис и Джон Кларки, основали маленькую фирму Pittsburgh Motor Car в одноименном городе и начали выпуск легковушек. Однако, посчитав имя слишком провинциальным, его сменили на нейтральное Autocar, а в 1907 г. появился первый 1-тонный грузовик Autocar U XVIII.

В индексе модели восемнадцатью латинскими цифрами была зашифрована мощность двигателя. Кстати именно эта модель стала первым в мире серийным грузовиком с кабиной над двигателем.

В серию эта машина пошла в том же году. Оппозитный 2-цилиндровый двигатель располагался горизонтально под кабиной, дальше шла 3-ступенчатая коробка передач Brown-Lipe и карданная передача заднего моста.

Более мощная модель, «U XXIV», имела двигатель в 24 л.с., грузоподъемность до 2 т и стала ультрапопулярной на рынке. Пережив несколько модификаций, она выпускалась аж до 1929 г., и общий тираж превысил 30 000 шт., — неслыханное дело для той эпохи.


На рекламном проспекте — модель U XVIII 1911 г. еще с литыми шинами



4-тонный самосвал Autocar U24 еще не имел закрытой кабины



Уже по тем временам машины были весьма передовыми по конструкции. Неудивительно, учитывая талант Джона Кларка, ведь это именно он начал использовать в грузовиках карданный привод, циркуляцию масла для лучшего охлаждения двигателя, а полученный им патент на свечу зажигания с фарфоровым покрытием был продан знаменитой Champion и используется до сих пор.

Во втором десятилетии прошлого века Autocar располагал довольно широкой линейкой из 19 моделей, в том числе полноприводных, грузоподъемностью до 7,5 т с собственными двигателями. Прочность обеспечивалась мощными рамами на болтах вместо заклепок. Параллельно выпускались 1-3-тонные электромобили.

Большим успехом фирмы стало появление в начале 1930 гг. совершенно новой цельнометаллической кабины в компоновке «над двигателем». Ее устанавливали на семейство «U» (от сокращения under cab — под кабиной). У водителей ранняя кабина получила прозвище «суицидная» — за двери, открывавшиеся против хода; позднее их перевесили в нормальное положение. Авторитет фирмы был таким высоким, что ее начали копировать другие гранды: White, Mack и GMC. С 1935 г. началось применение дизельных двигателей Waukesha, а затем и Cummins на бескапотных шасси.

Все вместе привело к росту объемов производства, и в 1929 г. Autocar продал 3300 единиц, правда, в дальнейшем продажи неуклонно снижались, в связи с наступлением Великой депрессии.

В 1938 г. началась лицензионная сборка машин в Нидерландах фирмой Kromhout.

Благодаря широкому ассортименту выпускаемых машин фирма получила большой заказ на производство полноприводных грузовиков и тягачей во время Второй Мировой войны. Это были двухосные бескапотные машины грузоподъемностью 2,5-6 т все того же семейства «U» с разными бензиновыми моторами мощностью до 112 л.с., 5-супенчатыми коробками передач. Всего за годы войны армии было поставлено 70 000 машин.

К гражданской продукции фирма вернулась в 1944 г., имея около 100 дилеров на территории США, однако продажи стали ухудшаться. Клиентам предлагалась скромная гамма унифицированных машин. Если в капотную серию входило 5 моделей с широким рядом грузоподъемности (6-19 т), то некогда ведущая бескапотная сократилась до 3 моделей в узком диапазоне 6-8 т. На всех использовались собственные бензиновые двигатели в 119-165 л.с., лишь самые мощные варианты оснащались дизелем Cummins NV-600 в 150 л.с.


В 1930-х появилась новая кабина, с так называемыми «суицидальными» дверями



Именно такие необычные модели DC-7366S собирались и продавались в Голландии



В 1953 г. балансировавший на грани банкротства Autocar перешел под контроль компании White, бывшей в ту пору лидером североамериканского грузового рынка. Он перевел производство на другой, принадлежавший ему завод в г. Экстон, Пенсильвания. Именно тогда впервые появилась специализация, создавшая авторитет фирме — изготовление тяжелых, прочных и мощных шасси и тягачей для строительства, лесной и нефтедобывающей промышленности. В основу легли самые тяжелые версии прежних семейств «С» и «DC». Параллельно Autocar разработал дорожную капотную гамму «А» уменьшенной собственной массы. Применение алюминиевых сплавов в раме, кабине и элементах шасси позволило повысить грузоподъемность на 2,5 т, однако особых успехов на этом поле достичь не удалось.

Тогда же сформировалась фирменная идеология внимания к потребителю Custom Engineering, принесшая «Отокару» прозвище «лучшего в мире» (задолго до Kenworth, кстати).

В следующее десятилетие Autocar продолжил наращивать грузоподъемность своих машин, используя более мощные двигатели Cummins и Caterpillar, до 375 л.с. В это время впервые на машинах появилась собственная кабина Custom на торсионной подвеске, с опорами из неопрена.


Самый мощный дорожный тягач — Autocar AP-19 1964 г.



Знаменитый Construcktor и 30 лет спустя в строю и хорошем состоянии



Самой мощной машиной марки стал выпущенный в 1964 г. тяжелый тягач АР-19 с полной массой автопоезда 400 т, оснащенный мостами Hendrickson, автоматической коробкой передач Allison и дизелем Cummins KT V-12 мощностью 750 л.с.

В течение седьмой декады века семейство магистральных тягачей «А» было представлено двумя базовыми моделями (4x2 и 6x4), но оно так и не выдержало конкурентной борьбы на узком рынке. Основная ставка была сделана на строительную серию «DC», в которую входили одиночные машины, седельные тягачи и самосвалы, а также специальные шасси 6x4 и 6x6 с разными дизелями с турбонаддувом мощностью 210-430 л.с. и сторонними агрегатами. Ее особенностью стали болтовые рамы из хром-молибденовых сплавов, с высотой лонжеронов 273 мм и толщиной до 16 мм.

Это были времена максимального величия компании, ее продукция была известна не только в США, но и экспортировалась во многие страны Европы, Африки, Австралию и Южную Америку. В Израиле и Нидерландах была налажена сборка из машинокомплектов.

В 1975 г. унифицированная строительная гамма Autocar получила имя собственное — Construcktor (игра слов: «грузовик-строитель»). Через три года его должно было сменить обновленное семейство «Констрактор-2», но к этому времени у материнской компании начались серьезные финансовые проблемы, и разработки были свернуты.

В целях дальнейшей экономии средств, в 1980 г. производство всех машин Autocar перевели на другой завод, в г. Огден, Юта, где собирались машины принадлежавшей Уайту Western Star. В том же году шведская Volvo, решив выйти на американский рынок, выкупила компанию White, сохранив Autocar как подразделение. Там продолжился выпуск все той же серии «DC» и седельных тягачей «AT64F» с более вместительными кабинами.



Даже дорожная версия AT64F использовалась в качестве тяжеловозов



Этот самосвал, вероятно, имеет самое длинное название марки: Autocar-Volvo-White-GMC ACL84



Выпускаемая ныне машина Autocar Xpeditor очень популярна в роли мусоровозов



В 1988 г. с присоединением тяжелого отделения GMC группа получила длинное обозначение Volvo White GMС Heavy Truck Corporation. Однако, по запросам клиентов, новая тяжелая строительная серия ACL сохранила собственное имя Autocar. В нее входило 12 унифицированных моделей с разными колесными формулами (4x2, 4x4,6x4, 6x6, 8x4). Полная масса колебалась в пределах 16-45 т, мощность разных двигателей — 264-525 л.с.

С июля 1995 г. на всех автомобилях сложная марка сменилась на Volvo, но до конца производства серия «ACL» отличалась хромированными табличками Autocar на капоте. Кстати, ее лишь в 2000 г. сменила серия Volvo VHD.

Мало кто знает, но история марки не закончилась — группа энтузиастов во главе с Э. Тэйцем выкупила права на марку Autocar и развернула в Индиане производство трех моделей — низкокабинной Xpeditor (некогда разработанной White), коммунальной Xpert и портовых тягачей Xpotter.
Оцените статью:
29.11.2012, 16:13
9 384
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама