Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Бизнес Отслеживать:

Взлеты и падения рынка


Станислав ОРЛОВ, фото Дмитрия ГЛАДКОГО и MAN SE
В Москве под красноречивым названием «START нового десятилетия: прогноз развития до 2015 года» состоялся первый в «десятых» годах Всероссийский Автофорум. Он был посвящен не только итогам прошедших нулевых, но и прогнозам ведущих игроков и экспертов рынка на предстоящую пятилетку.


Обсуждение вопросов, связанных с рынком грузового транспорта сконцентрировалось вокруг доклада «Российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн в первом квартале 2011 года», сделанном директором по маркетингу ОАО «КАМАЗ» Ашотом Арутюняном.

«Грузовой автомобиль никто не покупает лично для себя, это специфический товар, который приобретают для того, чтобы зарабатывать деньги, — говорит Ашот Арутюнович, — поэтому для того, чтобы оценить тенденции рынка грузового транспорта нужно смотреть на состояние тех отраслей экономики, которые являются его основными потребителями и на различные макроэкономические параметры».

Если не брать во внимание такие факторы, как кризис, различные форс-мажорные обстоятельства и тому подобное, то колебания рынка коммерческого транспорта достаточно хорошо совпадают с ростом или падением ВВП на душу населения. Рынок 2008 года, если бы не кризис, мог достигнуть уровня продаж около 140 000 грузовиков, таким образом, на тысячу человек населения приходился бы один проданный грузовик. Потом произошло падение в четыре раза и в 2009 году продажи составили 39 000 машин, в 2010 они достигли уже 59 000 и в этом году ожидается около 85 000.

Если следить за колебаниями цен на нефть видно, что в настоящее время Россия получает дополнительный инвестиционный ресурс. Соответственно можно ожидать дополнительных инвестиций в различные отрасли экономики.

Основной фактор, который влияет на рынок грузовых автомобилей — это инвестиции в основной капитал. Есть инвестиции — значит, есть рост рынка, бизнес начинает поку-пать грузовики. Самыми высокими темпы роста инвестиций в основной капитал были в 2008 году, затем все рухнуло осенью — в начале 2009-го. С тех пор наблюдается постепенное восстановление и можно ожидать, что темпы притока инвестиций в основной капитал вернуться на прежний уровень приблизительно через полтора года.


Более детальный прогноз рынка можно составить, анализируя базовые отрасли экономики, потребляющие грузовые автомобили. В настоящее время структура рынка изменилась. Если темпы роста строительства сходны с ростом инвестиций в основной капитал, то грузовые перевозки ведут себя иначе. После обвального падения в 2008-2009 гг они резко выросли в 2010 году и в настоящее время продолжают расти. Это происходит, прежде всего, за счет роста импорта, появился большой приток товаров из-за рубежа, которые нужно везти.

Если до кризиса основной сегмент продаж составляли самосвалы и строительная техника, то теперь растет сегмент магистральных тягачей и бортовых грузовиков. Еще одна тенденция последнего времени — если в 2009 году больше было государственных и крупных корпоративных заказов на грузовую технику, то сейчас уже 50% составляют заказы розничных клиентов, и, скорее всего, этот тренд будет расти.

Большое влияние на рынок оказывает финансовый сектор. Бизнес, потребляющий коммерческую технику, живет за счет кредитов и зависит от условий их выдачи и процентных ставок. Сейчас в финансовом секторе объем кредитов даже больше, чем в 2008 году. Центробанк последовательно снижал процентные ставки в 2009-2010 годах с тем, чтобы смягчить кредитную политику и дать больше оптимизма экономике. Последовательно снижалась стоимость пользования заемными средствами. Однако в 2011 году ставки стали подниматься — это общемировая тенденция, которая наблюдается и в других странах БРИК. Они увидели, что рынки растут слишком сильно и подняли ставки с тем, чтобы удержать рост экономики и не допустить появления нового финансового пузыря с последующим обвалом, пошли по пути замедления темпов роста собственных экономик.

В России резко вырос импорт грузовиков, за первые 4 месяца этого года рост составил более 80%. Существенно усилились позиции китайских производителей, которые захватывают все большую долю рынка. Темпы роста китайской экономики колоссальны, в месяц там производится почти в сто раз больше грузовиков, чем в России. Кризис в нашем понимании они почти не заметили, а в том, что касается автопрома, китайское правительство оказало серьезную поддержку своим производителям и в 2009-2010 гг. их рост даже не замедлился.


Однако сейчас китайское правительство также вынуждено сдерживать рост своей экономики, в результате то количество грузовиков, которое было заложено в производственные планы китайских автозаводов, не найдет сбыта в своей стране. Излишки китайцы попытаются продать за рубежом, в частности в России. Более того, наша страна представляет для китайцев особый интерес, так как у нас традиционно высок спрос на дешевую строительную технику, которую можно быстро «выжать» и вернуть затраты. В целом в ближайшем будущем будет происходить увеличение конкуренции на мировом рынке, в т.ч. в России.

За последний год рост рынка составил 44%, однако в 2012 году он ослабеет, в том числе благодаря переходу на Euro-4. Тем не менее, если раньше предполагалось, что рынок вернется на уровень 2008 года в 2013 году, то теперь ожидается, что это произойдет несколько раньше, после чего рост рынка практически остановится.

В грузовой отрасли кризисы происходят примерно каждые 7-8 лет. В мировой экономике предыдущий кризис прошел в 2002 году, но наша страна тогда его практически не заметила, так как находилась на очень сильном восходящем тренде. Рынки других стран провалились, а в России просто замедлились темпы роста, но он продолжился. Исходя из этого можно предположить, что следующий кризис произойдет в 2017-2018 году.

Предположение о сроках предстоящего кризиса требуется не для того, чтобы в ужасе ожидать следующего апокалипсиса, а для того, чтобы суметь адаптироваться к изменяющейся обстановке, суметь вовремя подготовить и перестроить все бизнес-процессы так, чтобы выйти из рецессии с наименьшими потерями. И наоборот, нужно быть готовым быстро развернуться в тот момент, когда падение сменяется ростом.
Оцените статью:
31.08.2011, 09:39
7 077
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Dongfeng KX 4x2

Новый седельный тягач Dongfeng KX 4x2 Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную ...

Dongfeng KX 6x4

Новое поколение грузовиков, предназначенных для осуществления магистральных перемещений тяжелых и габаритных грузов. Флагманский тягач имеет улучшенную конструкцию и оригинальный дизайн. Под капотом ...

DongFeng GX 6x4

Седельный тягач Dongfeng DFH 4180 с колесной формулой 6 х 4 комплектуется силовым агрегатом Cummins мощностью 520 л.с. и 12-ступенчатой коробкой передач ZF. Автомобиль специально адаптирован к ...

DongFeng DFH 4180 4x2

Новый седельный тягач DongFeng от официального дилера ИВ-Сервис! ДОСТУПЕН ТЕСТ-ДРАЙВ Покупка в ИВ-Сервис это: ✅ Продажа в лизинг – выгодные условия от лизинговых партнеров. Работаем со всеми ...
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама