Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Бизнес Отслеживать:

Эффективная система управления транспортной логистикой


Виктория ЗАГОРОВСКАЯ
Большинству организаций в своей деятельности необходимо решать задачи, немыслимые без транспортного обеспечения. И, разумеется, любое предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли. Содержание собственной транспортной структуры всегда ассоциируется со значительными затратами.

Эффективная система управления транспортной логистикой
Каким же образом можно решить задачу по оптимизации транспортных расходов? Как выстроить эффективную модель управления грузоперевозками? Посредством каких статей бюджета можно сократить расходы, когда перед предприятием стоит задача экономии средств?
И какая модель управления транспортной системой на предприятии может быть эффективной?

Об этом рассказал Павел Владимирович Михарев, генеральный директор ЗАО «УК ГРАНТ-Моторс».
По оценкам экспертов транспортной отрасли, на промышленных предприятиях затраты на содержание транспорта завышены в среднем на 15–20%. Основной причиной является низкая эффективность использования автопарка: простой транспорта в ремонте превышает нормативы минимум в два-три раза, ежедневно эксплуатируется 50–70% состава парка, маршруты движения, вся логистическая цепочка чаще всего не оптимизируются, система мотивации сотрудников не отработана, штат избыточен.

На промышленных предприятиях современные системы управления, как правило, внедрены на профильном производстве и зачастую слабо развиты в управлении непрофильными активами (например, транспортные услуги). В итоге у собственника предприятия и топ-менеджмента нет полной картины: с одной стороны, о текущей рыночной стоимости транспортных услуг, с другой — о реальных затратах на собственный транспортный ресурс (обычно затраты перемешаны между отдельными цехами и подразделениями). Они вынуждены платить дороже там, где могут уже сегодня экономить.

На сегодняшний день общепризнано, что аутсорсинг повышает эффективность бизнес-процессов, поскольку предприниматель или управленец из производителя какого-либо продукта либо услуги превращается в дотошного покупателя.

Отказ от аутсорсинга выглядит вполне логичным, если транспортное обслуживание является ключевым бизнес-процессом компании, если именно он формирует ее основной доход. Речь идет, в первую очередь, о такси, перевозчиках, прокатных компаниях, компаниях, занимающихся поставками питьевой воды и тому подобном.

Эффективная система управления транспортной логистикой
Весьма дорогостоящее решение — модернизировать транспорт предприятия, внедрить современные системы управления, нанять квалифицированный персонал и так далее.

Возможен другой путь: не дополнительные инвестиции, а развитие на базе существующих ресурсов с гарантией сокращения стоимости транспортной услуги. Вопросы снижения затрат и другие вопросы, актуальные всегда в российских реалиях, как то: численность персонала, возможность постоянной стоимости транспортных услуг в течение срока договора, оптимизации подвижного состава на предприятии — успешно решает аутсорсинговая модель управления. Именно эта модель развития предприятия представляется максимально экономичной и, вместе с тем, обеспечивает транспортному подразделению возможности для развития.

Аутсорсинг транспорта является низкоприбыльным бизнесом. Для Поставщика услуги он выгоден только в случае долгосрочности контракта. Для Заказчика — процедура передачи под внешнее управление непрофильного актива в виде транспортного подразделения может стать единственной возможностью решения проблемы неэффективного транспортного подразделения.

Изначально аутсорсер заинтересован в формировании привлекательных цен для своего Заказчика, для него это основной бизнес и именно от него он получает основной доход, поэтому-то налаживает эффективное управление, где на счету — каждый литр горючего, каждый машино-час. В итоге себестоимость услуги получается существенно ниже себестоимости этой же услуги, оказываемой собственным транспортным подразделением.

На первый взгляд, добиться такой экономии может каждый. Однако это кажущаяся простота. Подобного эффекта можно добиться, лишь сконцентрировав усилия на отточенности действий в отношении системы управления. Как правило, руководитель транспортного подразделения поставить перед собой именно такую задачу, не может из-за обилия текущих задач и массы оперативных производственных вопросов. Нагрузка велика, поэтому он не станет рисковать качеством текущей работы ради разработки новых управленческих моделей и решения стратегических задач. Мотивация аутсорсинговой компании состоит именно в реформе управления транспортным активом с целью значительного повышения эффективности работы данного подразделения. При этом, однако, вход в проект для аутсорсера сопровождается значительным привлечением финансов.

Эффективная система управления транспортной логистикой
Как правило, перед входом в проект осуществляется процесс консалтинга и аудита, где специалисты проводят комплексное заключение по предприятию клиента в отношении эксплуатации автотранспорта, штата и квалификации сотрудников, существующей системы ремонта и ТО, системы учета ГСМ, экономики, инфраструктуры мотивации персонала и т.д. Дальнейшая последовательность шагов следующая: после подписания договора в регионе присутствия клиента крупный аутсорсер создает дочернюю компанию. Транспорт и инфраструктура (здания, сооружения, оборудование и т.д.) клиента берутся в аренду, персонал переводится в штат созданной «дочки». По договоренности с Заказчиком планируется программа обновления техники.

В процессе аудита, консалтинга, аутсорсинга, в конечном счете, исполнитель ориентируется на конечного потребителя услуги — собственника предприятия, который заинтересован в увеличении экономических показателей своего бизнеса. При таком подходе в любой момент наличествует исчерпывающая информация о транспортном активе, переданном на аутсорсинг, отчеты по экономии расходов на содержание и развитие транспортного подразделения. В итоге транспортная логистика на предприятии выходит на новый виток своего развития — становится понятной, прозрачной, управляемой, и, что очень важно, экономически выгодной.

Транспортный аутсорсинг не является панацеей. Необходимо, рассматривать каждый конкретный случай в отдельности. В каком-то случае, может быть эффективной закупка собственного автопарка, в другом случае необходимо воспользоваться финансовым, операционным лизингом или кредитом. Но многие компании, имеющие более 50 транспортных единиц, уже давно делают свой выбор в пользу транспортного аутсорсинга еще и потому, что понимают реальные преимущества этого продукта и передают непрофильное направление профессионалам, высвобождая свои собственные ресурсы для решения основных задач бизнеса, повышая одновременно инвестиционную привлекательность своих компаний.


КОММЕНТАРИИ:


Эффективная система управления транспортной логистикойЕлена Будрина, заведующая кафедрой Экономики и менеджмента на транспорте Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Компании, которые готовы принять на аутсорсинг транспорт промышленных предприятий, должны быть крупными, способными вести такой бизнес надежно. У нас таких компаний очень мало. Аутсорсинг подразумевает крупные финансовые вложения. Прежде всего в технику. Для многих это означает — влезть в долги, брать кредиты. А в условиях нестабильности рынка лизинга, постоянного роста процентов по кредиту развивать бизнес без стопроцентной гарантии, что при покупке новой техники и обеспечения полного объема услуг аутсорсером заказчик возьмет на себя расходы по процентам, — это слишком рискованно.

Аутсорсингом заниматься невыгодно в нашей стране, в первую очередь, из-за нестабильности рынка. На западе аутсорсинг развивается уже лет 8-10. Там такими услугами занимаются очень крупные предприятия с большим (более 500 машин) автопарком, со своими складскими мощностями, с наработанным собственным опытом. Как правило, это очень серьезные транспортные, экспедиционные компании, операторы смешанных перевозок или операторы физического распределения. Именно такие компании могут обеспечить полный спектр услуг, в отличие от транспортников, которые решают только транспортные проблемы, или экспедиторов, которые решают только экспедиционные проблемы.

Что касается другой стороны дела, то мелким предприятиям невыгодно развивать непрофильное транспортное направление, а проще купить по бросовой цене технику, отработать ее ресурс до конца и потом выбросить ее или продать, чем обслуживать, платить проценты по лизингу.

Думаю, в России аутсорсинг приживется только для тех предприятий, которые найдут силы и средства либо для образования своих дочерних транспортных компаний, либо для развития совместного бизнеса.

Кроме того, пока у нас будут существовать «серые» схемы взаимоотношений, пока нет стабильности во всех областях, не только транспортной, но и прилегающих, аутсорсинг не будет развиваться.


Эффективная система управления транспортной логистикойВячеслав Алексеевич Трыканов, руководитель центра компетенций по автотранспортной логистике консалтинговой компании «А ДАН ДЗО»

— Какие компании обращаются к аутсорсингу?
— В основном, это компании с крупным автопарком (от 200 до нескольких тысяч транспортных средств). Развитию сотрудничества с малым и средним бизнесом мешает непрозрачность финансовой составляющей их автотранспортной деятельности. Зачастую, заказчик хочет передать аутсорсеру под управление лишь те затраты, которые лежат на поверхности и прозрачны в системе учета, что обычно на 20-25% ниже имеющейся себестоимости перевозок на предприятии. Т.е. приняв такие условия и работая в рамках выделенных средств, аутсорсер уже приносит экономию в те самые 20-25%, но это может остаться незамеченным заказчиком. Так же, вызывает сложность вопрос согласования инвестиций в основные средства (транспорт, здания и сооружения) заказчика.

Тем не менее, возникающие опасения таких компаний тоже не беспочвенны. Ведь связавшись с недобропорядочным аутсорсером, компания рискует получить не только некачественное обслуживание, но и при расторжении договора остаться с «угробленной» техникой, которую он не в состоянии использовать. Поэтому очень важно уже на начальном этапе сотрудничества для достижения доверительных отношений действовать с предполагаемым партнером на принципах «открытой книги». Это снимает множество вопросов о взаимных рисках и перспективности сотрудничества.

— Случалось ли отказываться от сотрудничества с какими-то компаниями? Почему?
— Да, в нашей практике было такое. Сложно найти общий язык с компаниями, у которых не совсем прозрачный бизнес. Так, некоторые заказчики загоняют аутсорсера в жесткие рамки, требуют обновить всю технику сразу, например. В итоге, когда со стороны аутсорсера выполнена работа, предприятие может расторгнуть договор на основании любого незначительного повода, присвоив себе созданную транспортную составляющую. Аутсорсер не может никак повлиять на ситуацию из-за особенностей ведения бизнеса такими заказчиками. Все-таки, любой успешный бизнес возможен только при условии честных партнерских отношений. Аутсорсер всегда старается сделать свою работу максимально прозрачной и понятной, т.к. от этого зависит лояльность заказчика, но вот со стороны заказчика встречается обратный подход. В таких случаях мы не готовы к сотрудничеству.

Сложности бывают и с территориально удаленными компаниями или градообразующими предприятиями, когда существует большая зависимость от местного персонала. При возникновении необходимости обновить штат для более оптимальной работы можно столкнуться с проблемами следующего характера. Либо все специалисты в регионе уже прочно завязаны на такое предприятие, и выбора просто не остается, либо специфика региона такова, что люди привыкли работать в «расслабленном» режиме, не понимают, что такое эффективность. В любом случае поиск персонала в этом регионе на замещение вакансии не даст положительного результата.

— Каковы перспективы развития услуг транспортного аутсорсинга в России?
— В настоящее время многие компании не решаются передавать свой автотранспорт на аутсорсинг (хотя объективно имеют все предпосылки для этого шага), ссылаясь в том числе на сложности в плане юридического оформления правовых взаимоотношений. В нашем законодательстве очень расплывчато устанавливается юридические требования к такого рода сделкам. В то же время, компании, имеющие опыт сотрудничества с надежными и крупными аутсорсерами, уже убедились в эффективности такой схемы работы. Средства распределяются рационально, так как бюджет определяется аутсорсером, он не пополняется самой компанией по привычной схеме. Теперь на транспортную деятельность заказчик смотрит как бы со стороны, понимая, где и как он хотел бы сэкономить, контролируя свои расходы. Кроме того, компания избавлена от бремени налогов, обеспечения персонала и так далее. Все это входит в компетенцию аутсорсинговой компании.

Что касается тенденций развития, то можно сказать, что крупные заказчики доверяют схеме аутсорсинга, поэтому будут продолжать это направление. Работа с мелкими фирмами пока что имеет много рисков как для одной, так и для другой стороны, схемы работы таких компаний не прозрачны, эффективность «ловят» иными способами. Кроме того, существуют муниципальные предприятия, с которыми контакта пока что нет. В этом случае все дело упирается в фактор государственного бюджетирования. Муниципалы, как правило, не ломают голову над тем, каким образом оптимизировать расходы. Наоборот, у них задача освоить бюджет. Поэтому они не видят смысла работы с аутсорсерами.
Оцените статью:
29.11.2011, 12:38
12 533
1

Материалы по теме

Обсуждение

  1. 5 января 2012 22:48
    Спасибо, всех с Новым годом и Рождеством!
    0

Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети