Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Бизнес Отслеживать:

Автосервис – перспективная специальность


Первое, что видишь, когда открываешь дверь кабинета, — портрет Петра I. «У меня один начальник», улыбаясь, кивает в его сторону Александр Геннадьевич Морозов – директор Института сервиса автотранспорта, коммунальной и бытовой техники Университета Сервиса и Экономики.

Автосервис – перспективная специальность
В этой рабочей обстановке мало что напоминает о том, что я говорю с главным «поставщиком» кадров для автосервисов Петербурга. Александр Геннадьевич рассказывает:

– Институт сервиса автотранспорта — это единственный институт в нашем университете технической направленности. И еще это единственный вуз, который готовит специалистов сферы сервиса в Северо-Западном регионе. Специалистов технического направления: автосервиса, сервиса бытовой техники и приборов, сервиса жилищно-коммунального хозяйства и сервиса природно-охранных объектов и экосистем.

Автосервис – перспективная специальность
– Студенты обычно выбирают специальности, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.

– У нас такой популярностью пользуется автосервисное направление. Мы сейчас переходим на двухуровневую систему подготовки — до этого у нас был бакалавриат и специалитет. Для автосервисной деятельности специалистов у нас готовили две кафедры. «Специальный сервис транспортных технологических машин и оборудования, автомобильный транспорт, сервис и фирменное обслуживание» выпускал инженеров. Вторая кафедра готовила студентов по специализации «Сервис». Такую квалификацию ребята и получают: «Специалист по сервису и автосервису». Когда мне говорят «я пошел работать в автосалон», это только одна часть деятельности. В автосалоне осуществляется реклама автомобильного бренда, продажи, trade-in... затем – сервис-менеджеры и брокеры. Предметом деятельности всех является — кто? Человек. Клиент. Наши кафедры готовят именно по этой специальности – сервис. Правда, после перехода на магистерскую систему подготовки у нас поменялся профиль подготовки — он называется «эксплуатация автомобильного транспорта», и направление «автосервис». Сроки подготовки — четыре года. Вместо пяти. Затем ребята могут пойти учиться на магистра. А могут — и на параллельное направление. Например, он будет бакалавром техники и технологии, и одновременно может уйти на магистерскую подготовку не по своей специальности. Возможно, магистр экономики или юриспруденции. Потом он будет больше востребован на рынке труда.

– А как обстоят дела с практикой — кажется, именно ее не хватает во время учебы всем студентам...

– Нормальный руководитель всегда думает на перспективу. Полтора года назад с этим было очень тяжело — государственной программы, как в Советском Союзе, когда на заводе не могли отказать в практике студенту, сейчас нет. Все говорят «Сколько вы нам заплатите?»...

Автосервис – перспективная специальность
– За то, чтобы студента туда взяли и потом он бесплатно работал?

– Да. Но сейчас, начиная с третьего курса, мы направляем студентов на различные виды практик — производственные, преддипломные. Вот почему мы тесно дружим с автохолдингом «Аларм Моторс», «РРТ» (который популяризирует сразу шесть брендов), «Лаура», «Аврора авто». Эти компании поставили вопрос несколько по-другому, нежели другие представители бизнеса. Там работают наши выпускники. Вот был спад продаж — думал, все плохо будет. Но когда я заходил в сервисные центры во время кризиса — народу там меньше не было. И сейчас нет. Продажи снова выровнялись. То есть специалист, которого мы выпускаем, никогда не останется без работы.

– А кто-то вам помогает с финансированием?

– Нет. Все финансирование — из бюджета университета. Но на базе нашего института построена станция технического обслуживания, в которой сейчас проводятся занятия — завод «Тойота» нам подарил автомобиль «Тойота Камри», без паспорта транспортного средства и использования как автомобиль. Это лабораторная установка. А ребятам интересно свой автомобиль протестировать на практическом занятии. Подключают диагностическое оборудование, а потом выдается диагностическая карта. За это на городских станциях нужно платить колоссальные деньги, а здесь все делается абсолютно безвозмездно, да еще и с пользой для дела.

Автосервис – перспективная специальность
– А какие специальности выбирают после учебы студенты?

– Например, на «Аларм Моторс» есть замечательная должность — заместитель генерального директора по стратегическому развитию. Причем они сами предложили сотрудничество, изучая ребят по их собственным критериям. Потом из группы студентов после производственной практики было выбрано 6 человек — и все они остались работать в компании. А еще одна особенность нашего процесса обучения – работающим студентам 4 и 5 курсов разрешается посещать занятия по индивидуальной программе. Но перед этим они должны успешно освоить образовательную программу — учиться на «хорошо» и «отлично». И принести договор от работодателя, в котором, помимо ходатайства об индивидуальном графике обучения, прописано, что этот работодатель обязуется трудоустроить этого студента. Это хорошо для студента еще и тем, что у нас целых три номинации отчисления: академическая неуспеваемость, непосещаемость или нарушение условий договоров для тех, кто учится на контрактной основе.

– А как насчет ребят, поступивших на бюджетные места?

– Я всегда говорю так — если страна дала тебе возможность учиться, так учись. Нет — так освободи место. У нас есть, например, положение о переводе с коммерческой основы на бюджетную: на протяжении трех семестров, учась на «хорошо» и «отлично», при наличии свободного места студент пишет заявление, его рассматривают, и он приказом ректора переводится на бюджет.

– Как обстоят дела у ребят с работой — особенно после окончания учебы?

– Как правило, студенты 5-го курса на девяносто процентов... Давайте остановимся на восьмидесяти пяти, чтобы быть скромнее, – имеют возможность работать и работают. Приходят на лекции — спят, потому что работают ночью. Или формируют свой рабочий график. На автосервисе и направлениях инженерного профиля, кстати, учится немало барышень. И надо заметить, девушки учатся намного старательнее, чем парни. Но только на первых трех курсах. А с 4 и 5-го все выравнивается. Вот кафедра «Экономики и сервиса природпользования» готовит у нас... менеджеров двора. Это же интересно! Мы же хотим, чтобы было приятно заходить в свой двор и собственный подъезд. Вот этот специалист является организатором клининговых моментов, которые касаются обустройства жизнедеятельности двора и коммунального хозяйства. В наших жилкомсервисах профильных специалистов очень мало. Неудивительно, что у нас по городу в прошлом году было 400 вакансий. Эта кафедра, например, очень тесно взаимодействует с автопарком Спецтранс №6. То есть предприятие, занимающееся экологией нашего города. Мониторинг окружающей среды, организация захоронения бытовых отходов, организация этих площадок.

– Все девушки идут именно туда?

Многих слово «экосистема» пугает. Как и понятие «бакалавр». Что это такое? Это ведь неполное высшее образование. Особенно тенденция прослеживается по прошлому году, когда более интенсивно начали набирать студентов на такую систему подготовки. Всем понятно, что такое «инженер». А что такое «Бакалавр техники и технологии» – как-то не очень. И парадокс — работодатели этого тоже не понимают. Поэтому нужно вести — назовем это так — образовательный момент и среди тех, кто хочет поступить, и среди тех, кто захочет воспользоваться «продуктом» этого обучения. То есть работодателей. Нужно объяснить, что это полноценное образование нового уровня.

Автосервис – перспективная специальность
– Так ли это важно работодателям?

Есть некоторые юридические моменты. Написано «инженер» в штатном расписании, а «бакалавр техники и технологии» не указан. Хотя должности абсолютно идентичны! В больших транспортных структурах — вроде автопарков и троллейбусных парков также будет возникать непонимание, потому что практически все технические вузы перешли на бакалаврскую подготовку. Так что та задача, что мы должны решить сейчас, — нести образование для наших работодателей, кто же такие наши нынешние специалисты.

– Какие, на ваш взгляд, сейчас основные проблемы в Северо-Западном регионе в сфере автотранспортной деятельности?

– Дураки и дороги. Это прежде всего. Я часто бываю в Ленобласти, и могу сказать: дороги федерального значения, областные, приводятся в порядок очень интенсивно. Проблем нет. Именно федерального. Наши местные дороги — это не дороги, это направления движения. Правда, по городу, — даже вспоминая транспортный коллапс этим летом, – как бы мы ни пыхтели, ездить достаточно приятно. Но я надеюсь, с дорогами мы справимся, а для решения второй проблемы, исходя из этой пословицы, нам необходимо будет работать вместе. Среди региональных проблем могу особо отметить обновление нашего городского автомобильного парка. Среди причин различных ДТП наряду с человеческим я бы выделил и технический фактор — то есть исправность и надежность наших транспортных средств, в том числе тех, которые осуществляют перевозку пассажиров.

Александр Мурашев, фото автора
Оцените статью:
31.12.2010, 10:00
6 573
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети