«Сельхозник» - Урал 432091: тест-драйв

Между осенним и зимним пейзажем на этих фотография разница всего в неделю. Судьба нового детища АЗ «Урал» развивается настолько стремительно, что тест-драйв, продолжавшийся всего несколько дней, пришелся и на осень, и на зиму.


В начале октября в рамках форума «Золотая осень» был представлен демонстрационный макет новой машины, предназначенной для работы в агропромышленном комплексе. Именно «макет», это еще не был даже реальный образец, способный самостоятельно передвигаться. Прошло всего три недели, и в Москву прибыл готовый автомобиль, и уже на следующий день после моего знакомства с ним он ушел на испытания. О дальнейших планах конструкторов мы еще поговорим, а пока назову лишь одну дату – к концу 2011 года должно быть организовано серийное производство новинки. Иными словами, от показа первого реального образца до серии отпущен всего один год!


О новой машине можно сказать, что она родилась на кончике шариковой ручки. Ее рождение было просчитано специалистами Московского государственного аграрного университета им. В.П. Горячкина. Сразу надо оговориться – «Урал 432091» проектировался не как обычный самосвал, это «технологическое транспортное средство агропромышленного назначения».

Автомобиль спроектирован как специализированный автомобиль для выполнения транспортных и технологических работ внутри хозяйств с использованием систем сменного технологического оборудования.


Совместными усилиями МГАУ В.П. Горячкина, АЗ «Урал», Всеросийского института механизации сельского хозяйства (ВИМ) и одной из консалтинговых компаний менее чем за полгода было спроектировано и построено оригинальное шасси. На него установили новый ярославский двигатель класса Euro-4 (за полтора года до введения этих норм в России!) и определили его место в технологии земледелия.

Что же представляет собой «Урал 432091»? Предоставим слово руководителю проекта Дивизиона Грузовые Автомобили «Группы ГАЗ» Сергею Галкину:


Мы установили на машине новый четырехцилиндровый рядный дизельный двигатель ЯМЗ-534 ярославского производства мощностью 190 л.с. с сухим однодисковым сцеплением Sachs, коробкой передач ZF 6S 800 TO и приводом на оба моста. Такое решение обеспечило расход топлива всего 19 л/100 км. Рассчитав максимально возможные дневные пробеги машины, мы сочли возможным установить на ней топливный бак объемом чуть больше 120 л. В итоге производительность нового автомобиля грузоподъемностью 6 т вдвое выше, чем у тракторного поезда такой же грузоподъемности, а эксплуатационные затраты почти втрое ниже.

Рамой нового автомобиля служит доработанное шасси популярной модели «Урал 43206». Задний мост переместился почти на последнюю балку, передний свес значительно увеличили и вынесли кабину далеко вперед. Сами мосты – тоже серийная продукция АЗ «Урала». Отказавшись от кабины собственного производства, мы использовали кабину ГАЗ-3307/08, но со значительным изменением внутренней отделки. Первоначально планировалось сделать ее двухместной, но по просьбе аграриев мы установили одноместное сидение для водителя и двухместное пассажирское, взяв их от «ГАЗелей».

Автомобиль получился идеальным с точки зрения развесовки. У пустого и полностью загруженного автомобиля полной массой 12 т нагрузка на передний и задний мост разделена строго поровну – по 50%. Полноприводный автомобиль с таким распределением массы обладает практически идеальной проходимостью, а применение централизованной системы изменения давления в шинах позволяет снизить нагрузку на грунты до 1,5 кг/кв.см.


Автомобиль оборудован большим количеством электронных систем, предназначенных для автоматизации контроля его работы. Так, с помощью системы автоматического взвешивания можно не только точно определять его загрузку, но и получать распечатку прямо в кабине. Машина оборудована системой ГЛОНАСС с функцией дистанционного контроля и фиксации местоположения в централизованной диспетчерской службе. В перспективе планируется установка дистанционного контроля расхода топлива и прокладки маршрута в полевых условиях по специальным меткам. Учитывая, что машинам сельскохозяйственного назначения приходится работать в стесненных условиях складов и хранилищ, машина штатно оборудована четырьмя датчиками парковки задним ходом. Практически все эти системы в практике отечественного автомобилестроения на серийном автомобиле применяются впервые.


Первым в большом семействе автомобилей стал самосвал с трехсторонней разгрузкой кузова. Для перевозки объемных грузов его борта могут надставляться сетчатыми стенками. Самосвал проходит испытания на Владимирской государственной машиноиспытательной станции Минсельхоза России, но уже сейчас, не дожидаясь их окончания, в Миассе готовятся новые машины в различных комплектациях.

Мы должны закончить эксплуатационные испытания до конца года, – рассказывает С. Галкин. – Затем мы проведем дорожные испытания, по результатам которых в конструкцию будут внесены некоторые изменения. К весне будущего года мы планируем собрать 7 – 8 машин в различных комплектациях: вахтовка, цистерна, боровая платформа, седельный тягач и другие. Завершить все работы нам предстоит к осени 2011 года с тем, чтобы в конце года начать серийный выпуск новинки.


Показанный на «Золотой осени» образец вызвал интерес у нефтяников, энергетиков, краностроителей и даже военных. Не исключено, что со временем наш «сельхозник» будет работать и в других отраслях экономики. Что касается его основного предназначения, мы определили потребность агропромышленного комплекса в нем в районе 5 тыс. шт. ежегодно. Выйти на такой объем выпуска мы готовы уже в 2012 году.

Как видно, в Миассе всерьез настроены на реализацию проекта в самые сжатые сроки. Но решить судьбу проекта может его финансирование из госбюджета в рамках программы модернизации сельскохозяйственного сектора.


За неделю, что «Урал 432091» находился в Москве и на Владимирской МИС, познакомиться с ним удалось достаточно подробно. Прежде всего, о самом спорном – дизайне автомобиля. Да, «живая» машина заметно отличается от эскиза, но вот насколько это плохо, давайте разберемся! Работая над эскизом, дизайнер разделил крылья и защиту фальшрадиатора, а в реальной машине их объединила решетчатая площадка для доступа к силовому агрегату и дворникам.

На своем опыте могу сказать, что площадка функционально работает на все 100%. Свою смысловую нагрузку несет и вынесенный вперед «капот» – его верхняя кромка точно определяет габарит и позволяет водителю точно фиксировать положение автомобиля при маневрировании. Вот что действительно вызывает некоторые сомнения, так это облицовка фальшрадиатора и противоподкатные отбойники из «нержавейки». Ну, а кто сказал, что это окончательное решение? Ведь пока мы имеем дело с опытным образцом. Ведь хорошо отштампованные или отформованные «крылья» на фальшрадиатор могут оказаться просто дешевле стальных.


Вот с чем у нового автомобиля нет проблем, так это с проходимостью и управляемостью. На замороженном и обледенелом проселке он без труда разгоняется до четвертой передачи, а пахоту преодолевает на второй. Стоит отметить и хороший обзор – глаза водителя находятся на высоте примерно 2,5 м. от земли – со «второго этажа» дорога и борозды в поле отлично видны без искажений перспективы. В кабине низкий уровень шума: отнесенный назад небольшой двигатель, «упакованный» в моторный отсек со звукопоглощающим материалом, не мешает слушать магнитолу, которая, кстати, является штатной и входит в основную комплектацию.

Редко, какому автомобилю уделяют столько внимания, как «новорожденному» из Миасса. Но, с другой стороны, редко, кто из конструкторов допускает журналистов за руль прототипа. В данном случае разработчики настолько уверены в успехе и востребованности проекта, что не скрывают ничего от любознательных коллег.