Флагман за миллиард. Новый Mercedes Actros

В грузовом мире наступило эпохальное событие — впервые за десять лет на рынке появился совершенно новый флагман европейской фирмы. Неудивительно, что новому Mercedes Actros посвятили целые выпуски знаменитые немецкие издания, Fernfarher и Trucker, ведь это не эволюционное развитие текущей машины, а разработанная «с нуля» конструкция. Над ним работали почти две тысячи человек в течение нескольких лет, истратив при этом чудовищную цифру — 1 000 000 000 евро!



Чего стоит одна только программа испытаний — прототип провел 2600 часов испытаний в аэродинамической трубе, 50 000 000 км составили испытания двигателя на тестовом стенде в условиях реальной эксплуатации, и 20 000 000 км — пробег в дорожных условиях.

Самый масштабный «грузовой» проект концерна Daimler за всю его историю. Рекордные затраты, новые кабины, новые агрегаты и новый стиль. Одним словом совершенно новое поколение топ-грузовика Mercedes-Benz.

Агрегаты

Как подчеркивают разработчики, «это первый и на сегодняшний день единственный грузовик, целенаправленно разработанный с учетом стандарта выбросов Euro-6». Вот он-то и оказался реальной причиной полной переделки машины — старые двигатели довести до этого экологического стандарта было уже невозможно. А новый двигатель объемом 12,8 л этим нормам удовлетворяет, но не умещался ни в лонжеронах шасси, ни под старой кабиной.



Первый в семействе, OM 471, представляет собой шестицилиндровую рядную силовую установку, развивающую мощность от 420 до 510 л.с. при крутящем моменте от 2100 до 2500 Нм. Четыре клапана на цилиндр с двумя верхними распределительными валами — схема, впервые использованная на двигателях такого размера. Еще одно новшество — система питания Common Rail X-PULSE с усилителем давления. Максимальное давление топливной магистрали 900 бар в инжекторе усиливается до 2100 бар. Наддув обеспечивает турбокомпрессор с асимметричным корпусом, что улучшает эластичность работы двигателя. Обновленный трехступенчатый моторный тормоз с декомпрессионным клапаном обеспечивает максимальное тормозное усилие 400 кВт.

Для соответствия стандартам Euro-6 компании пришлось «нахлобучить» на двигатель обе системы: и основанную на технологии SCR, предусматривающей впрыск реагента AdBlue без участия сжатого воздуха, и системе рециркуляции охлаждённых выхлопных газов (EGR) с фильтром частиц.
Впрочем, показатели особо не поражают: расход топлива у нового грузовика в версии Euro-6 ниже расхода предшествующей модели на три процента. Кроме того, и абсолютно новым этот двигатель назвать нельзя — он уже серийно выпускается в США под маркой Detroit Diesel (там эти нормы под аббревиатурой ЕРА 2010 введены с прошлого года), а в Японии, как Mitsubishi.

Внешний облик

Итак, новый двигатель привел к перерождению кабины. «Неповторимый, моментально узнаваемый дизайн нового Mercedes-Benz Actros впечатляет сразу же. Его образ, специально разработанный для дальнобойщиков, подчёркнуто мощный, мужественный и динамичный. На фронтальной части кабины нового Actros едва ли можно отыскать прямые линии и ровную поверхность. Плавные изгибы, переходящие из вогнутых линий в выпуклые, подарили новой машине непередаваемый индивидуальный дух, подчёркивающий сильный характер.



Целостность облика нового Actros особенно отчётливо раскрывается при взгляде под углом, когда взгляду открывается абсолютно гармоничный переход от фронатальной части кабины к боковой. Бампер, угловые панели и двери выполнены единым ансамблем. Визитной карточкой нового Actros являются плавные линии, за которые дизайнеры и назвали облик грузовика «летящим». Аэродинамичная конструкция — один из главных факторов, определивших снижение расхода топлива по сравнению с высокоэкономичной предшествующей моделью» — так описывают новый облик представители фирмы.



Конечно, дизайн — вещь спорная, у каждого свой вкус. Но где-то уже попадались эти фары странной формы, говорят многие водители. Не иначе, добавим мы, во время миллионных пробегов прототип заезжал и в Китай, где попался на глаза дизайнерам фирмы Dong Feng. А форма передней плоскости навевает ассоциации с рыцарским шлемом.

Впрочем, внешность для грузовика — вещь хоть и важная, но не главная. А вот над интерьером швабы постарались. Кабина будет выпускаться в семи версиях, причем в двух — по ширине. Учитывая наличие узкой (2,3 м), которая заменит, очевидно, семейство Axor. Самая большая по объему кабина GigaSpace со сверхвысокой крышей и ровным полом имеет 11,6 м³, высоту потолка 2,13 м и более чем 900 л пространства для хранения.

Главная идея интерьера — концепция визуального отделения зоны водителя от жилого пространства с помощью цветовых решений и пространственных форм. Область водительского места оформлена в практичном черном цвете, а задний ряд, потолок и пространство вокруг места второго водителя выполнены в светло-бежевых тонах. Высококачественные материалы отделки, роскошное водительское кресло, удобные спальные места, многофункциональное рулевое колесо, — все это обещано разработчиками нового Actros.





Опции

В новинке реализована и еще одна невиданная опция — функция SoloStar Concept, «совершенно новый подход к созданию зоны отдыха в кабине». Это место для отдыха, которое находится со стороны второго водителя и представляет собой угловой диван, прислоненный к задней стенке кабины. Видимо, немцы не подозревают об аналогичной системе, созданной десять лет назад итальянцами из IVECO, и популярностью не пользовавшейся.

Новая рама более широкая и жесткая. Усилие на колеса передается через полностью автоматизированную трансмиссию Mercedes PowerShift третьего поколения, оснащенную высокочувствительными датчиками переключения. Задние оси с более длинными передаточными числами позволяют работать на меньших оборотах, а, следовательно, экономить топливо. Конструкция передних и задних осей осталась прежней, однако проектировщики внесли некоторые изменения в системы управления и подвески. Компания не смогла удержаться от столь любимой немцами электроники в помощь водителю: новая система контроля дистанции Proximity Control Assist с функцией Stop-and-Go позволяет автоматически управлять движением автомобиля в пробке, облегчая работу водителя при движении по загруженным магистралям больших городов.



Перспективы

В общем — «быстрее, выше, сильнее». Конечно, было бы странно, если бы мировой лидер автопрома, истратив миллиард евро, не создал ничего принципиально нового. Но при этом сами мерседесовцы понимают, что новый Actros и стоит дороже, и в эксплуатации капризней. Да и основной рынок, по их же мнению, вовсе не задушенная «зелеными» Европа, а остальной мир — Восточная и Центральная Европа, Латинская Америка, арабский мир. Поэтому знакомый нам предыдущий Actros будет выпускаться еще лет пятнадцать для третьих стран, включая и Россию. И для нас новинка останется неким прототипом, хотя в Европе продажи начнутся уже в следующем году.