Станция управления гидроразрывом Kenworth

Когда впервые попадаешь в нефтегазоносные районы Западной Сибири, поражаешься обилию огромных автомобилей самых необычных форм, назначение которых и понять-то сразу невозможно.


Гигантские плетевозы, мобильные буровые установки, комплексы для обслуживания и ремонта скважин – чего только не ездит по дорогам этого богатого края.

На их фоне новая станция управления гидроразрывом пластов будет выглядеть как равная среди равных, но во дворе компании «Кенворт-Рус» двенадцатиметровая машина на фоне «Приор» и «Нексий» выглядит, как Гулливер в стране лилипутов.

По всем параметрам, в том числе и габаритам, – рассказывает коммерческий директор компании «Кенворт-Рус» Дмитрий Зыков, – она полностью соответствует российским стандартам и новому техрегламенту. При длине более 11,5 м ее высота – 4 метра, то есть предельная для транспортных средств, предназначенных для передвижения по дорогам общего пользования. Машина с такими характристиками, как эта, в России собрана впервые, хотя сами по себе станции управления гидроразрывом выпускаются у нас на шасси КАМАЗов и КрАЗов. Ее возможности намного шире, процесс управления работой всего комплекса, куда кроме этой станции, входит еще до десяти машин различного назначения, полностью автоматизирован, и управляет им всего один человек. Требования заказчика были настолько специфичны, что нам сразу стало ясно – отечественная техника здесь не подходит.

В качестве шасси был выбран трехосный Kenworth T 800, и это было оригинальным решением. Дело в том, что до сих пор канадцы и американцы поставляли в Россию похожую технику, смонтированную на шасси полноприводной модели С 500. Но, как оказалось, и обычный автомобиль может с успехом эксплуатироваться на сибирских дорогах, достаточно оборудовать его блокировками дифференциалов и мостов, а стоит такая машина дешевле вездехода.


«Автомобиль пришел в так называемой «российской комплектации», – продолжает Д. Зыков, – на нем установлены системы подогрева топливного бака, маслоотделителя, топливопроводов, предпусковой подогреватель Webasto. В остальном же это обычная модель с дизельным двигателем мощностью 500 л.с., и традиционно комфортабельной кабиной с одним спальным местом».

Когда из Канады пришел кузов, началась работа по подготовке шасси для его установки. Российские мастера укоротили и усилили раму, спроектировали и установили подрамник, на который установили кузов, выполнили большой объем электромонтажных работ. Еще одна работа, выполненная российскими мастерами, – новый бампер. Это объясняется тем, что оригинальный бампер не отвечал требованиям нового техрегламента, а без этого было бы невозможно получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Доработки потребовала наружная «электрика»: габаритные огни, указатели поворотов и т.п. Их также пришлось «русифицировать», как и многочисленные разъемы для подключения внешних кабелей, пневмо- и гидросистем.

Кузов станции выполнен из трехслойных «сэндвич-панелей» и оснащен независимыми системами отопления, вентиляции и кондиционирования. Электропитание управляющего комплекса и освещения кузова обеспечивает отдельный генератор с приводом от вала отбора мощности непосредственно от двигателя. Мощная система жизнеобеспечения позволила обойтись без двойных стекол и тяжеловесного утепления кузова.


Станция управления состоит из двух отсеков. Большой предназначен для управления всеми рабочими процессами комплекса. Здесь установлено рабочее место оператора – фракмастера и его помощника. Здесь же в перерыве можно отдохнуть, перекусить и даже прилечь на уютном диване – ведь иногда работы продолжаются несколько дней. Но все же основное назначение этого отсека – управление сложным технологическим процессом – недаром же здесь только ЖК-дисплеев – семь штук! Причем их крепление, как и крепление всей электронной «начинки», должно обеспечивать ее сохранность не только во время работы, но и при поездках, иногда за сотни километров.

Второй отсек – химическая экспресс-лаборатория, где лаборант проводит анализы материалов, используемых в технологических процессах. Он меньше по площади, имеет автономный вход, собственную водопроводную сеть с запасом воды, и сборник отработанной воды.

Станция прошла все приемно-сдаточные испытания, последним из которых был перегон машины в Ханты-Мансийск. Все 3000 километров она преодолела без проблем, с самой лучшей стороны показала себя и система установки, и крепления электроники. Ее вахта начнется в разгар сибирских морозов. Это будет испытанием на обеспечение нефтедобытчикам комфортных условий труда вдали от нормального жилья.


«Сборка этой станции стала для нас неплохой школой, – рассказывает Д. Зыков. – Главное, что мы поняли, – наша компания в состоянии изготавливать и полностью оборудовать аналогичные кузова в условиях собственного производства. Мы внимательно проработали конструкторскую и технологическую документацию, и сейчас готовим все необходимое для организации собственного производства и оснащения кузовов, предназначенных для эксплуатации на нефтегазопромыслах. Опыт использования для таких машин и технологического оборудования показал, что автомобили Kenworth подходят для этих целей как нельзя лучше, тем более что в Сибири накоплен огромный опыт их эксплуатации и обслуживания».

Выпуск столь сложного технологического оборудования российской компанией лишний (а, в общем-то, совсем не лишний!) раз показывает: возможности наших мастеров ни в чем не уступают западным компаниям.