Генеральная репетиция

В середине сентября с Дворцовой площади стартовал уже второй ралли-рейд «Шелковый путь». В этот раз его география пролегала лишь по России, но сложностей это отнюдь не убавило...


Маршрут ралли составил 4711 километров, из них почти половину (2014) составляли бездорожные спецучастки. Стартовав в Питере 11 сентября, 64 автомобиля участников (48 джипов и 16 грузовиков) прошли через города Старая Русса, Вязьма, Липецк, Волгоград, Астрахань, Элиста, Майкоп и финишировали 18-го в Сочи.

Это ралли является прологом к «Королевскому рейду» - знаменитому Дакару, и потому в нем участвовали практически все «гранды», к которым приковано внимание поклонников автомобильных видов спорта.


Примечательно, что в этом году абсолютное большинство грузовых команд построили новые машины и воспользовались случаем, чтобы проверить их в «боевых условиях». Новыми были машины ведущих пилотов нашего «КАМАЗ-мастера», Кабирова и Чагина. Их ближайшие соперники, чешская Loprais team и голандский De Rooy также построили новые грузовики. Что еще более интересно, на «Шелковом пути» впервые появилась заводская команда Минского автозавода, с абсолютно новым гоночным МАЗом 4х4! Так что интрига закручивалась вполне серьезная.


Команда «Татры», уступившая на «Шелковом пути» в прошлом году КАМАЗу, надеялась на реванш. Разработчики нового грузовика сконцентрировались на том, чтобы снизить массу нового грузовика и лучше распределить его развесовку. Новая Татра стала легче предшественника более чем на 500 килограммов. Несмотря на 800-литровый топливный бак, грузовик весил 9,5 тонн, имея двигатель мощностью почти 1000 лошадиных сил. Если двигатель остался таким же, как и в предыдущей модели, то трансмиссионный блок был полностью переделан, чтобы доставлять максимум полезного крутящего момента от двигателя.


Примерно так же выглядели и другие грузовики. Самыми легкими (8,5 тонн) были «летучие» КАМАЗы, самым тяжелым (11250 кг) оказался минский грузовик, почти полностью на своих агрегатах.

Помимо знаменитых «грандов» в гонке принимали участие несколько грузовиков марки MAN. Так, в ней дебютировала частная команда МММР, поддержку которой оказывало питерское представительство «МАН Автомобили Россия» во главе с директором Денисом Масленниковым.

К сожалению, в ралли не принял участие сам Жерар де Рой, получивший травму позвоночника в прошлом году, на последнем этапе ралли «Шелковый путь-2009». Рассудительность все же заставила его подождать следующего Дакара, чтобы сразиться с командой «КАМАЗ-мастер». На этом ралли его заменили Пеп Вила и Хьюго Дюистерс также на новой машине.


Трудности поджидали стартовавших уже на первом же спецучастке под Лугой. Короткий участок (всего 90 км) был проложен по танковому полигону. На узких и бугристых лесных дорогах пострадали почти все грузовики. Кто-то потерял часть обшивки, кто-то – зеркала заднего вида. А машина Де Роя, упавшая между двумя вековыми соснами, и вовсе потеряла из-за этого 23 часа, а вместе с ними – и надежду на победу.

Второй этап марафона прошел недалеко от Вязьмы и города-героя Смоленска, мест решающих сражений во время Второй мировой войны. На нем произошла неожиданность, положившая многообещающее в гонке - первая победа досталась молодому Эдуарду Николаеву из команды «КАМАЗ-мастер». Он опередил лидировавшего тогда в грузовом пелотоне Фирдауса Кабирова. В дальнейшие несколько дней картина ралли была предсказуемой – первым шел «король Дакара» Владимир Чагин, с ним соперничал многоопытный Кабиров. Николаев шел третьим, за два следующих места упорно боролись Алес Лопрайс на Татре и Франц Эштер на МАНе.


Самым, пожалуй, драматичным, оказался для участников шестой день гонки. В бескрайних каспийских степях на самом длинном за ралли спецучастке (446 км) умудрились потеряться и Чагин, и Кабиров, и Лопрайс. Героем дня стал Эдуард Николаев, его штурман Вячеслав Мизюкаев быстро разобрался в проблеме, и смог взять точку, находящуюся на полтора километра левее маршрута. В результате экипаж не только показал лучшее время, но и вырвался на первое место, отодвинув назад именитых сопреников. Сам пилот был немного удивлен, узнав о том, что стал лидером гонки. Его выигрыш составил более часа. К слову сказать, менее опытные пилоты на МАНах также сумели не проскочить коварную контрольную точку. Эштер, Берингер и наш Мехтиев за счет этого улучили свои позиции.

Вот так одна маленькая ошибка Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова перевели многократных победителей Дакаров в разряд догоняющих. Перед ними стояла сложнейшая задача – сократить более чем сорокаминутные отрывы за оставшиеся два дня гонки. Но все семь дней Николаев повторял одни слова: «Главное ехать стабильно – не совершая ошибок». Лидер молодежной команды «КАМАЗ-мастер» показал, что выбранная им стратегия дает результат. Заключительный восьмой день гонки участникам пришлось преодолеть всего 16 «боевых» километров по обмелевшему руслу горной реки, – и Николаев удержал лидерство, став чемпионом!


Кажется, началась новая страница в истории команды «КАМАЗ-мастер», которой в очередной раз удалось поставить все свои грузовики на призовой подиум. Владимир Чагин, шестикратный чемпион Дакара, начал гонку с побед на этапах, но затем его обошел главный стратег Фирдаус Кабиров; а их обоих - 26-летний Эдуард Николаев.

Борьба за четвертое место в категории грузовиков разворачивалась между Францом Эхтером за рулем MAN и Алесом Лопрайсом на Татре. В итоге на предпоследнем этапе чешский гонщик опередил немца. На следующем Дакаре удачи следует пожелать гонщикам команды Де Роя, Пеп Виле и Юго Дуистерсу, которым не повезло на этой гонке. Замечательно, что белорусская команда дошла до финиша, и даже не была последней в своем классе. Так что генеральная репетиция «Дакара-2011» удалась!

Антон Михайлов, фото автора