Кризис миновал. Итоги продаж грузовых автомобилей в России за 2011 год

Практически все участники рынка увеличили объемы продаж. «Широта размаха» 2008 г. пока еще не достигнута, но уверенное движение к этому начато.


Для начала несколько сухих цифр. В 2011 г. продажи легких коммерческих автомобилей выросли на 28%, по сравнению с 2010 г. За 2011 г. было продано 174 487 единиц, в отличие от 136 435 машин, реализованных в 2010 г. В сегменте средних грузовиков продажи выросли с 7 652 шт. в 2010 г. до 9 318 шт. в 2011 г., то есть на 22%.

Сегмент тяжелых грузовиков продемонстрировал самый впечатляющий рост — 64%. Объемы продаж выросли с 17 973 единиц в 2010 г. до 29 410 единиц в 2011 г. Такие цифры опубликовала Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ).

В целом объем продаж новых грузовых автомобилей вырос на 35% по сравнению с 2010 г., в то время как объем производства увеличился на 30%.



Это уже данные аналитической компании Ernst & Young.

На основе этого можно сделать вывод, что рост темпов ввоза новой техники из-за рубежа в процентном отношении несколько превосходит темпы роста производства на отечественных автозаводах и сборочных предприятиях. Однако это только процентное соотношение.


В количественных показателях отечественная промышленность по-прежнему в лидерах. Так, например, в 2011 г. среди всех зарегистрированных грузовиков 59% составили грузовики отечественных марок. Однако, это меньше, чем в 2010 г., когда доля отечественных коммерческих машин составляла 73%.

О чем это говорит? На самом деле снижение доли отечественных грузовиков в общем количестве зарегистрированных говорит о том, что у потребителей стало больше денег, и большая часть перевозчиков теперь может позволить себе импортную технику.

Известно и процентное соотношение роста зарегистрированных грузовиков в градации по странам происхождения бренда. Так, например, согласно данным, озвученным агентством Russian Automotive Market Research (НАПИ) на прошедшей в середине февраля в Санкт-Петербурге конференции AutoInvest, количество зарегистрированных немецких грузовиков выросло с 5% до 9%, а шведских — с 6% до 11%. Стабильность сохранили японские марки — 4% и в 2010 г., и в 2011 г. На 1% выросла регистрация корейских грузовиков — с 6% до 7%.

Снова стремительный рост демонстрирует китайская грузовая техника. По сравнению с 2010 г. доля «китайцев» на рынке выросла в пять раз — с 1% до 5%. В количественном отношении это пока не очень много и принципиальной «погоды» не делает, но сама тенденция говорит сама за себя.

Возвращаясь к тенденции роста регистрации грузовиков немецких и скандинавских марок, необходимо отметить еще один момент. Рост спроса на дорогие грузовики премиум-сегмента обусловлен не только увеличением объема оборотных средств у потребителей, но и активизацией деятельности российских сборочных производств — Mercedes-Benz в Набережных Челнах, Scania в Санкт-Петербурге, Volvo Trucks и Renault Trucks в Калуге.

28 февраля 2012 г. состоялась итоговая пресс-конференция Volvo, в рамках которой были оглашены результаты деятельности в России грузового подразделение корпорации — Volvo Trucks. Так, продажи новых грузовых автомобилей Volvo достигли отметки в 5 283 единиц. (1 994 единицы в 2010 г. + 165%). Продажи по моделям распределились следующим образом: Volvo FH — 2 525 единиц, Volvo FM — 2 615 единиц, Volvo FE — 58 единиц, Volvo FL — 85 единиц. Количество импортированных подержанных грузовых автомобилей Volvo в Россию в прошлом году составило 2 392 единиц (1 516 единиц в 2010 г. +58%).

На заводе Volvo в Калуге в 2011 г. было произведено всего 3 748 единиц грузовой техники Volvo (1 236 единиц в 2010 г. +203%). Производство по моделям: Volvo FH — 1 236 единиц, Volvo FM — 2 500 единиц, Volvo FE — 10 единиц, Volvo FL — 2 единиц. Таким образом, в структуре продаж новых Volvo в ушедшем, как и в прошлом году, превалировали грузовые автомобили, произведенные на заводе Volvo в Калуге (3 748 единиц против 1 535 единиц, созданных на заводах Volvo в Генте и Гетеборге. В 2010 г. — 1 236 единиц из Калуге против 758 единиц Volvo из Гента и Гетеборга).

Совершенно однозначно, что в будущем доля иностранных марок в общем объеме произведенных в России грузовиков и дальше будет расти. Помимо уже вовсю работающих площадок в Набережных Челнах, Санкт-Петербурге и Калуге вот-вот начнет работу сборочное производство MAN, также как и Scania, размещенное в Санкт-Петербурге. Ожидается, что это производство начнет действовать уже в первой половине 2012 г. Планы немецкого концерна — 6 тыс. собранных грузовиков в год только в России. Правда, на этот уровень немцы планируют выйти года через три — не раньше.

Любопытно, что на такие же объемы производства в России рассчитывает и… голландский DAF! Самый «маленький» представитель плеяды «большой» семерки замахивается на объемы грандов. Однако пока это всего лишь мечты голландцев. Они также объявили о планах организации сборки в России. Правда, никакой конкретики пока нет. Пока «ведутся переговоры с предпринимателями из разных российских регионов».



А какова более дальняя перспектива? Есть экспертные оценки и на этот счет. Согласно прогнозам Ernst & Young продажи грузовых автомобилей в России в 2012-2015 гг. будут расти в среднем на 14% или 20 000 единиц ежегодно. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ предполагает, что к 2020 г. продажи грузовиков, по базовому сценарию, достигнут 186 000 единиц. Этот показатель ниже того, что прогнозирует Ernst & Young, но все равно впечатляет.

Итак, количественный рост продаж ни у кого сомнений не вызывает. Однако следует учитывать, что изменения в структуре проданных в будущем грузовиков неизбежны. Россия вступила в ВТО, а значит, пошлины на импортную технику будут снижены. Это, вполне вероятно, приведет к некоторому падению спроса на продукцию отечественных производителей и значительному увеличению импорта грузовых автомобилей. Однако на фоне общих радужных перспектив роста общих объемов рынка за сбыт своей продукции и исконным отечественным автозаводам, и сборочным предприятиям волноваться не придется.



Отчетливо вырисовываются и видоизменения в структуре реализуемых грузовиков по их назначению. Доля спецмашин будет неуклонно расти за счет активизации деятельности, в том числе и по работе с импортными шасси, российских кузовщиков, которых на сегодняшний уже насчитывается более 1 500, так и за счет монтажа импортных надстроек на территории РФ с присвоением конечным изделиям российского VIN-кода.

КОММЕНТАРИИ:

Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса ООО «Рено Тракс Восток»

— Как оцениваете результаты продаж 2011 г.?
— Результаты 2011 г. мы оцениваем положительно. Мы практически удвоили продажи по сравнению с 2010 г. и вышли на докризисный уровень. В 2011 г. на территории России было продано 1 348 единиц грузовой техники Renault, на заводе в Калуге было произведено 1 297 грузовиков.

— Какие модели оказались в наибольшем спросе?
— Как всегда, это наш лидер продаж «Рено Премиум Рут» — комфортабельный тягач с высокой кабиной. Это неудивительно, поскольку рынок тягачей восстановился быстрее, чем рынок самосвалов.

— Самая знаковая сделка года?
— Я бы выделил две — на двух направлениях. Это продажа 35 самосвалов на шасси Керакс 6х4 в компанию «Росдорстрой Санкт-Петербург», и 37 тягачей «Рено Премиум Рут» в комплектации Экстра в фирму «Приосколье». Эти сделки отражают наши стратегические направления развития.

— Каковы планы компании в наступившем году?
— Не уверен, что имею право озвучивать наши планы. Но могу сказать, что мы планируем большой рост продаж как на рынке тягачей, так и строительных грузовиков. Мы сосредоточимся также на улучшении качества нашей дилерской сети, чтобы лучше удовлетворять запросы наших клиентов.


Ольга Кривоногова, руководитель отдела маркетинга ООО «Скания-Русь»

2011 г. стал рекордным по нескольким показателям для Scania в России. Компания продала рекордное количество машин в прошлом году — 6 792 шт., что позволило России занять 2 место в мире по объему отгрузок среди всех рынков Scania, во-вторых, 2011 г. стал лучшим по объему продаж сервиса и запасных частей.

Несмотря на то, что мы занимаемся активной продажей индустриальных и морских двигателей Scania только второй год, мы вошли в десятку самых крупных рынков Scania в мире, отгрузив 102 единицы в прошлом году. Кроме того, в 2011 г. Scania стала одним из поставщиков проекта «Сочи-2014» в категории «Автобусы».

Всего в 2011 г. было отгружено клиентам 6 792 грузовых автомобиля, 38 автобусов и 102 двигателя Scania. Основная доля продаж пришлась на Центральный, Приволжский и Северо-Западный регионы России.

Одной из самых популярных моделей 2011 г. можно назвать серию тягачей Scania Griffin (специально разработанную для эксплуатации в России), десятилетний юбилей которой мы отметили в ушедшем году.

Кроме того, комплектация всей линейки Scania Griffin 2011 г. была улучшена.

Среди новых направлений повышенным вниманием пользуются тяжелые самосвалы для горной промышленности, которые предназначены для работы в карьерах, в местах горных разработок, и характеризуются повышенной грузоподъемностью.

Интенсивно развивается направления специальной техники: мусоровозы, комбинированные дорожные машины, пожарная техника, специальные автомобили для аэропортов.


Константин Когогин, директор департамента продаж и маркетинга ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток»

В 2011 г. «Мерседес-Бенц Тракс Восток» продал наибольшее количество грузовиков Mercedes-Benz когда-либо реализованных в России: 2 815 единиц. Впервые результаты продаж грузовых автомобилей Mercedes-Benz в России вошли в топ-10 результатов продаж грузовых автомобилей Mercedes-Benz по всему миру. Больше всего продаж традиционно пришлось на Центральную Россию — Москву, Санкт-Петербург, а также Татарстан. Однако, и в других регионах (Сибирь, Дальний Восток), благодаря нашим дилерам, продажи растут.

Особой популярностью пользовались двухосные седельные тягачи для региональных перевозок Axor (например, 1835 и 1840 LS) и трехосные самосвалы на базе Actros (например, 3336 K, 3341 K) для различного использования, а также по-прежнему в сегменте магистральных грузовиков был успешен Actros1841 LS.

За прошедший год состоялся целый ряд интересных проектов: самосвалы, заказы в сегменте лесовозовов, мусоровозов, машин для коммунальных хозяйств — для зимнего и летнего содержания дорог, были примеры сотрудничества по созданию специальной техники для нефтегазовой отрасли и даже телевидения.

За прошедший год наша компания совершила мощный рывок. Мы очень довольны результатами работы, и в 2012 г. продолжим работать в прежнем направлении. Основными приоритетами для нас, как и прежде, являются развитие дилерской сети и сети сервисных станций по всей стране, наращивание темпов производства, а также развитие новых направлений — например, продвижение на российский рынок специальной техники Mercedes-Benz Unimog и Zetros.

В наступившем году мы планируем продолжить и преумножить темпы производства и намерены достичь результата в 4 500 единиц грузовой техники.