Цифровые тахографы: проблема выбора


С июня прошлого года Россия приступила к выполнению положений, содержащихся в Европейском соглашении о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР), касающихся применения цифровых тахографов на подвижном составе, участвующем в международных автомобильных перевозках.

Это означает, что эпоха аналоговых (электронно-механических) тахографов, главной особенностью которых являются бумажные регистрационные листы (тахограммы), безвозвратно закончилась. Теперь вновь выпущенные грузовики полной массой свыше 3,5 т и автобусы для перевозки более 9 человек (включая водителя), совершающие рейсы в страны, как и Россия, подписавшие соглашение ЕСТР, оснащаются только цифровыми тахографами.

Новая веха в истории

Цифровой тахограф является новой вехой в истории тахографии. Это гораздо более совершенное и актуальное средство, нежели предшественники. Прибор имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, благодаря чему практически исключаются незаконные манипуляции с ним, такие как отключение тахографа, подмотка пробега, и прочие методы получения водителем личной выгоды.


Цифровой тахограф SE 5000 фирмы Stoneridge Electronics

Саму структуру цифровых тахографов образуют четыре системы.
Первая — это автотранспортные средства и водители, включая цифровой тахограф и пластиковую карту (смарт-карту). Эта подсистема отвечает за регистрацию режима труда и отдыха водителя. Данная информация фиксируется на смарт-карте водителя. Вторая — подсистема инспекции, обеспечивающая контроль труда и отдыха своей аппаратурой. Третья — это блок, связанный с транспортной компанией, которая отвечает за хранение и анализ данных по деятельности водителя. Четвертая — сервисные мастерские, отвечающие за обслуживание цифровых тахографов.

Отличительные черты цифрового тахографа заключаются в том, что информация записывается о деятельности различных водителей, управляющих данным транспортным средством за интервал 365 дней. Сведения о деятельности водителя хранятся с интервалом 28 суток. Затем на автопредприятии информация скачивается и хранится в базе данных, а также выводится в виде распечатки на принтере тахографа, чтобы можно контролировать деятельность водителя.


Смарт-карта водителя


Считывающее устройство для смарт-карт


Устройства для обработки информации со смарт-карты водителя


Один из типов устройств для обработки данных


Стенд для проверки работы цифрового тахогафа и смарт-карт


Флэш для скачивания информации с тахографа

Существуют три основных способа доступа к данным цифрового тахографа и к карточке. Первый — авторизация с помощью карты и считывания цифрового тахографа или считывания карты в переносной компьютер. Второй — распечатка данных цифрового тахографа и карты. Третий — вывод данных на дисплей цифрового тахографа. Считывание данных на персональный компьютер осуществляется с помощью специализированных флэш-накопителей.

Расклад сил

В настоящее время существует только четыре модели цифровых тахографов, которые соответствуют требованиям, изложенным в документе № 3821/85/ЕЕС Приложение 1В и получили европейский сертификат утверждения типа контрольного устройства. Это — SE 5000 производства фирмы Stoneridge Electronics (бывшая TVI Europa); SmarTach STDII компании Actia; DTCO 1381 фирмы Continental Automotive GmbH (ранее Siemens VDO) и EFAS-3 V01.01 компании EFKON AG.

В приведенном списке нет отечественных производителей. По словам заместителя начальника отдела технической политики департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимира Котова, такое положение сложилось потому, что с 2002 г. Россия не пролоббировала в должной мере интересы российских производителей в отношении выпуска цифровых тахографов.


Отечественный цифровой тахограф ДТ-10

И вот в марте нынешнего года наконец приняли решение об изменении статьи 22 бис и включения в состав рабочей группы ЕС компетентного органа Минтранса РФ для разработки технических требований к цифровым тахографам. На сегодняшний день отечественные производители уже работают по новому регламенту, который вводится в октябре 2011 г. Это означает переход к новому поколению цифровых тахографов, что соответственно ведет к переоснащению данными устройствами автомобильного парка. Кроме того, в настоящее время компания «Ростехнология» ведет переговоры с фирмами «Stoneridge» и «EFKON». Предприятия в Калуге и Смоленске уже подписали договор о намерениях в сотрудничестве, и в апреле 2011 г. Смоленский завод «Измеритель» уже подписал финансовые документы о создании СП для производства в России тахографа зарубежной модели.

Вместе с тем в Российской Федерации есть собственный производитель цифровых тахографов, каковым является фирма «Авесто Центр», выпустившая модель ДТ-10.

В свою очередь, ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» совместно с КАМАЗом уже давно разработало цифровой тахограф ТЦА-02, отвечающий европейским стандартам. Устройство прошло необходимые испытания и готово для серийного производства.

Важные детали

Еще в июне 2010 г. вступило в силу соглашение, согласно которому цифровые тахографы должны эксплуатироваться водителями в паре с индивидуальными картами. Однако до 1 января 2011 г. дали отсрочку, что позволило пользоваться цифровыми тахографами без индивидуальных карточек.

Единственным в России производителем индивидуальных карт водителя для цифровых тахографов является компания «РусТахоНет», которая в 2009 г. выиграла конкурс Минтранса РФ и заключила эксклюзивный семилетний контракт с ведомством на предоставление услуг по изготовлению электронных карт водителя и установке цифровых тахографов на коммерческий автотранспорт. «РусТахоНет» уже изготовила свыше 3 тыс. индивидуальных карт, а до конца года планируют увеличить этот показатель до 8 тыс.

Водитель, приступая к работе, вставляет карту в тахограф, фиксирует начало работы, и в памяти тахографа остается режим его работы. После этого карта контролера может считать его режимы и проанализировать нарушения.


Образец распечатки цифрового тахографа


Цифровой тахограф (справа) хорошо компонуется с другими устройствами


Цифровой тахограф может устнавливаться в гнездо магнитолы

Кстати, внутри России уже с 23 января 2012 г. тахограф также станет обязательным к установке и применению на пассажирских и грузовых автомобилях. Об этом свидетельствует постановление правительства РФ от 10.09.2010 № 706 «О внесении изменений в Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». В нем, в частности, говорится об обязательном использовании (а также установке) тахографов на всех автомобилях вместимостью более 8 посадочных мест и грузоподъемностью свыше 3,5 т.


КОММЕНТАРИИ:

Константин Шаршаков, заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо-Западному Федеральному округу России:
Самая большая сложность в использовании цифровых тахографов — это большая трудоемкость при работе со всем комплексом данного оборудования, его чрезмерная детализация параметров и функций, которые часто приводят к ошибкам со стороны водителей.




Дмитрий Першин, исполнительный директор транспортной компании
«Атлант Л»:
На наших автомобилях заводом изначально установлены DTCO 1381. Они нас вполне устраивают, хотя в них нет русского языка. В следующем году ожидаем поставку техники с русифицированными тахографами.
Преимущество цифровых тахографов (ЦТ) в том, что они охватывают практически полностью режим труда и отдыха (РТО), что вкупе со спутниковым мониторингом позволяет контролировать перевозку. К недостаткам можно отнести дополнительное оборудование для считывания информации. Стоимость самого прибора около 1000 евро, дополнительно каждый год необходимо покупать обновление, его цена пока нам не известна. Карточки на предприятие и на каждого водителя, соответственно, 100 и 80 евро. Необходимость регулярно считывать информацию вызывает проблемы, когда автомобиль находится вне базы долгое время, а несвоевременное считывание является нарушением.

Леонид Шляпников, исполнительный директор ОАО «Совтрансавтоэкспедиция»:
Цифровые тахографы, в первую очередь, являются более эффективным инструментом контроля режима работы водителей, и, следовательно, способствуют повышению безопасности дорожного движения. Из аналоговых моделей доверие вызывает тахограф Siemens 1324. Наиболее распространенная модель цифровых тахографов — Siemens DTCO 1381.
Внедрение цифровых приборов существенно ограничивает возможности для корректировки их показаний пользователем. В результате транспортные компании будут искать новые пути повышения эффективности работы, помимо наращивания удельных показателей пробега транспорта. Также при использовании цифровых тахографов для перевозчиков возникают дополнительные затраты: начальные затраты — на карты (стоимость одной карты на одного водителя составляет около 75 евро) и считывающее оборудование; затраты при эксплуатации — так, каждые два года необходимо заряжать внутренние аккумуляторы (сейчас это обходится в 3600 руб.).
Транспортные компании должны провести авторизованное обучение технического персонала (механиков), который будет инструктировать водителей, контролировать и снимать показания приборов после рейса.