Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25
ИВЕКО АКТ

Техника Отслеживать:

«Подснежник» Чувашии. Завод «Сеспель»


Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото автора
О том, что под Чебоксарами находится одно из самых передовых в России производств полуприцепов-цистерн, прежде мне слышать доводилось. Тем интереснее было там побывать.

Речь о чебоксарском предприятии «Сеспель», поездку на которое организовала компания «Русбизнесавто». В переводе с чувашского, «Сеспель» означает «подснежник».


Название «подснежник» связано с ранним цветением растений — цветы появляются сразу из-под снега. Точно так же возник и завод «Сеспель». «Сеспель» — это не бывший перепрофилированный какой-нибудь «Чуваштяжмаш». Предприятие было построено с нуля в чистом поле. Здесь нет трехэтажного заводоуправления, нет складских терминалов, огромных цехов. Все построено с учетом оптимизации энергопотребления, отопления и затрат на инфраструктуру.

Технологии

Сам только по себе факт проектирования производственной площадки с нуля уже заслуживает уважения. Однако и прочие технологии здесь не менее передовые.

Надо ли говорить, что все проектирование осуществляется только с помощью самых свежих конструкторских программ? На бумаге чертежи никто никогда не распечатывает. Уровень станочного парка позволяет вытачивать детали, условно говоря, «с флешки».

На заготовительно-раскроечном участке используют плазменную резку. Но плазменным раскроем металлических листов сегодня особо никого не удивишь. А вот ротационная вытяжка нечасто встречается даже на передовых европейских предприятиях.

Несколько слов о том, что это за технология и зачем она нужна. Ротационная вытяжка или давильно-обкатная обработка роликом позволяет получать выпуклую осе-симметричную деталь из плоской вращающейся заготовки, деформируемой одним или несколькими роликами по вращающейся оправке. Проще говоря, станки для ротационной вытяжки заменяют дорогие тяжелые гидропрессы для определенных типов деталей.

Ротационной вытяжкой на «Сеспеле» изготавливают торцевые элементы цилиндрических цистерн — грубо говоря, «крышки», закрывающие цилиндр цистерны с обеих сторон.


Так начинается изготовление цилиндрической цистерны

Для некоторых типов цилиндрических цистерн используются торцевые элементы, изготовленные из акрила. Такие «крышки» очень легкие и выглядят весьма эстетично. Эстетика восприятия достигается за счет того, что акриловые торцевые элементы, как правило, имеют яркие насыщенные цвета, которые в сочетании с полированной металлической поверхностью выглядят, без преувеличения, красиво. Окрашиваются акриловые торцевые элементы «в массе».

С цилиндрическими цистернами связана еще одна очень прогрессивная технология, применяемая на чебоксарском предприятии — сварка трением. Ее используют для цилиндрических цистерн, изготовленных их алюминия.

Дело в том, что традиционная сварка алюминия — очень трудоемкий, сложный, недешевый и небыстрый процесс. Квалифицированный сварщик может сварить от силы метр шва в час. На цистерне длина сварных швов может достигать чуть ли не 60 м. Чтобы сварить такую цистерну, даже квалифицированному сварщику не хватит и рабочей недели.

«Подснежник» Чувашии. Завод «Сеспель»Сварка трением производится в автоматическом режиме. Здесь гарантируется абсолютная равномерность и почти полная внешняя незаметность шва. Скорость осуществления операции — метр в минуту. В десятки раз быстрее! Эта технология была разработана в Великобритании, и даже в Европе это пока экзотика. На «Сеспеле» используется установка для сварки тернием Friction Stir Welding, изготовленная шведской компанией ESAB AB.

Помимо всех прочих преимуществ, сварка трением не требует газа и электродов, а также не производит вредных выбросов. Любопытная аналогия — сваркой трением скрепляют, например, топливные баки космических ракет-носителей и корпуса скоростных боевых кораблей ВМС США. Правда, необходимо отметить, что такую технологию можно применять только для цилиндрических цистерн. Цистерны-материаловозы, имеющие сложную форму, по-прежнему варятся вручную.


Акриловые торцевые элемент цистерны


Идет сборка материаловоза для сыпучих грузов


Обработке каждой детали уделяют самое пристальное внимание


Эмблемы, устанавливаемые на цистерны, отливаются из металла. Сегодня не часто такое увидишь

Комплектующие для своих транспортных средств «Сеспель» использует, естественно, самые передовые. Оси поставляют компании SAF и BPW. Поставщик антиблокировочных систем — Wabco. Даже поставщик пластиковых шкафчиков для огнетушителей брендовый — Suer Nutzfahrzeugetechnik.

Модельный ряд

Описать всю производственную линейку просто невозможно — это более 300 моделей и модификаций. Однако у них у всех есть общая черта — это безрамные конструкции. Очень компактный подрамник предусмотрен только для установки осей. Корпуса цистерн изготавливаются из стали или алюминия. Алюминиевые корпуса — более легкие и дорогие, стальные — тяжелее, но бюджетнее. Кроме того, производственная гамма делится на несколько линеек по типу перевозимых грузов. Выпускаются полуприцепы-цистерны для перевозки сыпучих грузов — муки, зерна, комбикорма, сахара, сухих строительных смесей. Еще две группы — это «бочки» для светлых и темных нефтепродуктов. Освоил «Сеспель» и газовозы.


Пластиковые шкафчики для огнетушителей поставляет компания Suer Nutzfahrzeugetechnik

Повод для гордости

Отрадно, что в России действует производитель, который в своем «жанре» полностью сопоставим с европейскими лидерами. Причем речь идет не о лицензионном продукте, а о собственном. Такое встречается пока не часто, но начало положено.

Оцените статью:
11.10.2011, 15:39
8 731
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

XML error in File: https://www.iv-service.ru/trucks-available/dongfeng/rss.xml

XML error: Opening and ending tag mismatch: hr line 5 and body at line 6
Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Реклама