Прибалтийское достояние. Технические музеи Литвы, Латвии и Эстонии

Страны Балтии всегда славились трепетным отношением к истории в целом, и к автомобильной истории в частности. В Литве, Латвии и Эстонии созданы несколько технических музеев. В туристических путеводителях о них почти не пишут. Мы побывали там и восполняем этот «пробел».

Примечательно, что большинство прибалтийских технических музеев созданы не в столицах, а в населенных пунктах, которые не на каждой карте обозначены. Статус столичного имеет только Рижский мотор-музей. С него экскурсию и начнем.

На окраине Риги
Рижский мотор-музей ул. Эйзенштейна 6, Рига, Латвия

Рижский Мотор-музей заслуженно называют одним из лучших автомобильных музеев Европы. Отдельно выстроенное стильное здание с главным фасадом в форме решетки радиатора Rolls-Royce и богатейшая коллекция раритетных легковых автомобилей — вот визитная карточка Мотор-музея.





Второй грузовик из экспозиции — тоже пожарный. Этот Henschel 33D1 1941 г. выпуска охранял аэродромы Люфтваффе, а затем был захвачен советскими войсками

Грузовики не являются профилем этого учреждения культуры, однако один из самых редких грузовиков мира демонстрируется именно здесь. Речь о пожарной линейке Руссо-Балт D 24/40. Агрегаты у этого экземпляра подлинные, а надстройка — реплика, изготовленная в 1980-х гг. энтузиастами рижского клуба ААК. «Не оригинальность», однако, не мешает рижскому Руссо-Балту оставаться одним из самых ценных экспонатов Мотор-музея.

Сокровища Семигалии
Музей Земгальской крестьянской усадьбы и сельскохозяйственных машин Узвара, Бауский край, Гайлишская волость, Латвия

Когда-то латвийский колхоз-миллионер «Узвара» «гремел» на весь СССР. Это был образец ведения социалистического хозяйства. Правда, председатель уже тогда питал слабость к «буржуазным излишествам». Например, еще в начале 1970-х гг. в порядке «инициативы с места» в «Узваре» начали собирать по всей округе старые тракторы, сеялки и сельскохозяйственные механизмы. Через несколько лет экспонатов накопилось достаточно для открытия полноценной музейной экспозиции. В 1975 г. музей был открыт. Затем постепенно к коллекции тракторов стали добавляться автомобили. А потом появилась идея воссоздать старую крестьянскую усадьбу с полным антуражем. Идею воплотили в жизнь, построив целый ретро-комплекс, где для техники был возведен отдельный ангар. Затем, уже в период независимости Латвии, музей стал музейно-развлекательным комплексом.


Автомобиль связи и освещения АСО-6,3 (150) — центральный в ряду. Интерьер — полностью деревянный. Изящество деталей восхищает. Ручная работа мастеров «Аремкуза» создает внутри машины неповторимую атмосферу ушедшей эпохи




Раритет европейского значения — грузовик шотландской марки Albion. Совсем скоро этому экземпляру исполнится 100 лет


«Жестянка Лиззи», признанная «Автомобилем века» в особом представлении не нуждается. В Узваре представлена в варианте бортового грузовика

Сегодня этот комплекс в Узваре называется Музеем Земгальской крестьянской усадьбы и сельскохозяйственных машин. Почему Земгальской? Земгалией или в русской интерпритации Семигалией называлась одна из исторических областей Латвии. В обиходе Земгалия как наименование этой территории сохранилось, потому и усадьба — Земгальская.

В музее собрана внушительная коллекция старинных тракторов, представительная даже по Западно-европейским меркам. Грузовиков в собрании музея — больше десятка. И что не экземпляр, то легенда своего времени или профессии.

Самый ценный экспонат — это, пожалуй, пожарный автомобиль связи и освещения АСО-6,3 (150), выпущенный уже не существующим Московским заводом пожарных машин — бывшим Миусским, пионером пожарного автомобилестроения СССР. Оригинальные кузова для таких машин строил не менее легендарный московский завод «Аремкуз». Места в ангаре уже катастрофически не хватает. Именно поэтому трудно полюбоваться изяществом внешних форм АСО-6,3 (150), зато можно заглянуть в салон.

Магистральный антураж
Музей дорог Литвы Каунасская улица 6, Вевис, Электренское самоуправление, Вильнюсский уезд, Литва

Вевис — небольшой городок, между Вильнюсом и Каунасом. Население городка едва превышает 5000 человек, однако, именно здесь в 1995 г. на территории одной из автобаз государственного предприятия «Automagistrale» был создан уникальный объект — Музей дорог Литвы.


Сверхмощный снегоочиститель Д-450 на шасси МАЗ-502. Вероятно, это единственный сохранившийся до нашего времени ходовой экземпляр


Грузопассажирский автобус KAG-33 — «ремлетучка» дорожной службы. Автобусы марки KAG выпускал Каунасский авторемонтный завод


Передвижной битумный котел фирмы Genselio на конной тяге, изготовленный в 1854 г. Подлинник

За довольно скромным и стандартным названием скрывается современный музейный комплекс, расположенный в нескольких зданиях. Более 1000 кв. м демонстрационных площадей, более 6000 экспонатов, отражающих историю строительства магистралей в Литве со времен Римской империи до наших дней.

Макеты зданий, придорожных сооружений, мостов и путепроводов, старинные инструменты и приспособления, старые дорожные знаки — это далеко не полный список представленных экспонатов. Здесь есть отдельный зал, посвященный геологии тех мест, где проложены автомагистрали, а также зал, где представлены чучела животных и птиц, обитающих вдоль автодорог!

Само собой разумеется, что почетное место в коллекции музея занимает техника. Основу экспозиции составляют дорожно-строительные машины — экскаваторы, грейдеры, бульдозеры. Таких машин здесь несколько десятков.

Среди грузовиков, демонстрируемых в Вевисе, особое место занимает шнекороторный снегоочиститель Д-450 на полноприводном шасси МАЗ-502. Само по себе шасси МАЗ-502 — большая редкость, а уж МАЗ-502 с навесным оборудованием — редкость вдвойне. Сверхмощный, по меркам середины ХХ века, снегоочиститель Д-450 выпускался минским заводом «Ударник» и использовался в основном на стратегических аэродромах дальней авиации. В «народнохозяйственные» дорожные службы эта техника практически не поступала.

Эстонская коллекция
Музей дорог Эстонии дер. Варбузе, муниципалитет Канепи, уезд Пылвамаа

Эстонский дорожный музей расположен в зданиях бывшей почтовой станции Варбузе, на старом почтовом тракте Тарту-Выру. Сам по себе комплекс почтовой станции Варбузе является памятником архитектуры европейского значения.

В комплекс входят пять подлинных старинных зданий — «контора», гараж для почтовых карет, конюшня и жилище ямщиков. Все здания соединены каменной стеной, образуя просторный внутренний двор. Сами по себе старинные технологические здания — уже интересный объект.
С 1935 г. в этих зданиях располагалась база дорожной службы. Именно поэтому местом для будущего музея выбрали станцию Варбузе. Неподалеку от музейных сооружений выстроен совершенно новый ангар для техники. Площадь ангара — более 1000 кв м. Именно в нем представлена коллекция дорожных машин.


Шнекороторный снегоочиститель РС-ЗИС-151, выпущенный Онежским заводом — редчайший образец


Образец продукции альтернативного советского автопрома — грузовичок ЭТ-600, мелкосерийно выпускавшийся в Эстонии в середине 1960-х гг.


Автобус швейцарской фирмы Saurer не только стоит в музейной экспозиции, но и возит экскурсионные группы

В Варбузе собрали совершенно шикарную подборку дорожно-строительных механизмов, особенно автогрейдеров. Здесь их около двух десятков — от конных прицепных начала века до сверхтяжелых самоходных периода «развитого социализма». Если бы существовала Валгалла для любителей грейдеров, то ей был бы ангар эстонского дорожного музея.

Однако и раритетные грузовики здесь тоже есть — например, шнекороторный снегоочиститель РС-ЗИС-151 Онежского завода. Онежский завод известен в основном трелевочными тракторами и снегоочистители выпускал очень недолго и в очень небольшом количестве. Вероятно, экземпляр из Варбузе — единственный сохранившийся.

Однако самый уникальный экспонат Эстонского дорожного музея — небольшой грузовичок ЭТ-600. Двигатель от «Запорожца», узлы подвески от Москвича-407, передний привод, оригинальная рама и пластиковая кабина — так в Эстонии в середине 1960-х гг. пытались решить проблему отсутствия малотоннажного транспорта. Эстонский республиканский союз потребительских обществ по проекту конструктора Романа Бертелова построил 35 таких машин.