Тернистый «Шелковый путь» |
||
О результатах третьего по счету «Шелкового пути», представителя «Серии Дакар», вы уже наверняка знаете. От этой гонки не ждали ничего необычного, ведь многие из заводских команд отказались участвовать. ![]() Однако именно «Шелковый путь‘2011» стал самым неожиданным: сложная трасса не пощадила даже таких «звезд», как Николаев или Гадасин, а легендарный Фирдаус Кабиров стал жертвой собственной невнимательности — и из-за административных мер уступил свою заслуженную победу чеху Алешу Лапрайсу. Впервые за столько лет хоть где-то победил не-КАМАЗ! А ведь начиналось все так красиво: выстроенная в ряд армада боевых КАМАЗов в «Лужниках», а напротив — терялся среди других, себе подобных, скромный лагерь чешской команды. Пресса буквально проходу не давала камазовским гонщикам, Николаева пригласили на официальный пресс-брифинг как победителя прошлогодней гонки. Весь лагерь только и гудел: Николаев, Кабиров, «КАМАЗ-Мастер»… Но гонка все расставила по своим местам. Николаев сошел на втором этапе, Кабиров — ну, вы знаете… «Будем штрафовать…» Кстати, вы знаете, как «случился» этот самый штраф, из-за которого КАМАЗ вдруг оказался на втором месте? Организаторы гонки еще с самого начала, с первой пресс-конференции, говорили про ограничения скорости на лиазонах — смотрите, мол, полиция не дремлет. Но все знали: гонщиков никто и никогда не остановит. С административной поддержкой в виде премьера Путина, в прошлом году даже прилетавшего в лагерь гонки, в России вообще можно было делать что угодно, а не только скорость нарушать. Вот и гоняли — и спортсмены на перегонах, и технички. Тем более что засад с радарами по пути не было ВООБЩЕ — видимо, убрали, чтобы не позориться перед иностранцами. ![]() Tatra 815 4x4 Dakar чешской команды Czech Dakar Team под управлением Марека Спейсилаков Типичная ситуация: второй день, перегон Липецк-Астрахань. Экипажи ушли в бой, а технички и «ассистансы» должны пройти за день почти 700 км! Мы едем на Mitsubishi Pajero и стараемся особо не нарушать. И тут нас обгоняет грузовая «техничка», да еще и с лафетом сзади! Скорость — порядка 120-130 км/ч — на меньшее ее водитель не согласен. Мы, естественно, «садимся на хвост», и всю дорогу наблюдаем, как лафет подлетает на ямах метра на полтора вверх, и как смело водитель технички выходит на обгоны в закрытых поворотах, не забывая при этом приветственно сигналить изредка встречающимся полицейским патрулям… Вот так весело мы и перемещались: садились на хвост кому-нибудь из бесшабашных иностранцев и вслед за ними спокойно преодолевали расстояния между лагерями. Как ехали остальные, даже не представляем, — но по прибытии в лагерь следующего дня мы видели его уже наполовину заставленным грузовиками и внедорожниками. Вечером на брифинге всех, естественно, предупреждали, и все, естественно, предупреждения игнорировали. Как говорится, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. ![]() Второй МАЗ-5309RR собрали буквально накануне выезда — по сути, гонка была для машины «обкаткой» ![]() По ходу гонки второй экипаж МАЗа под номером «333» испытывал периодические проблемы — то блокировка не включается, то вентилятор не срабатывает... И все было бы хорошо, если бы не французский персонал. Их было много: судьи, медики, «обслуга». И у большинства из них явно включился режим «командировка», когда можно «отжигать» в экзотической стране так, чтобы дома было что рассказать. «Из пятнадцати машин обслуживания пять уже стоят, — жаловался представитель «КАМАЗ-Мастер» (они ведь были соорганизаторами ралли и поэтому предоставляли свой транспорт, пикапы Mitsubishi L200 с каркасом). Одна на боку полежала, вторую — через крышу перевернули! Подвески повыбивали, у одной мотор «удушили». Представляешь — у машины 15000 км пробега, а двигатель уже придется «капиталить»!» «Да, видели мы этих клоунов, — смеялись МАЗовские гонщики, к которым мы вечером заходили на чай. — Представляешь, я еду на гоночном МАЗе по барханам, стараюсь подвески беречь, а эти «медики» обгоняют меня справа, прямо «по азимуту»! Их пикапчик в воздухе летит дольше, чем по земле едет! Правда, далеко не уехали — за следующим же барханом повисли бамперами в яме». ![]() Наказание — штраф в тысячу евро за каждое нарушение для техничек и автомобилей-«ассистанс». Для спортсменов — штраф в тысячу евро и пенализация по времени. Правда, говорят, что когда начали подсчитывать все нарушения, то оказалось, что штрафовать пришлось бы практически всех. Тогда якобы решили наказать только самых ярых нарушителей. В итоге, как выяснилось, главным «штрафником» оказался Кабиров… Ну, а в остальном — гонка как гонка. Точнее — хорошая гонка. Огромные расстояния, несколько климатических зон, разнообразие трасс — ненамного легче знаменитого «Дакара». Первый участок, Москва-Липецк, запомнился всем проливным дождем и черноземом, который после осадков превратился практически в лед — ни затормозить, не повернуть. ![]() КАМАЗы в этом году стартовали эффектно — а вот финиш вышел не ахти... ![]() К середине дистанции пустых лафетов становилось все меньше и меньше… ![]() Они, в Липецке еще работавшие с шутками и энтузиазмом, к Астрахани превратились в зомби. Днем — перегоны, ночью — ремонт. Они спят по 3-4 часа в сутки, пока ждут в новом лагере боевую машину. Ведь «гонку выигрывает пилот, проигрывает штурман, а виноваты во всем механики». Поэтому на войне как на войне: в столовую — по очереди, вместо вечернего пива или вина — упаковка растворимого кофе в бутылку колы, чтобы не уснуть под машиной с ключом в руках. Взгляд изнутри На третий день они даже перестали ставить палатки — нет смысла. Путешествуя с командой «МАЗ-СПОРТавто», я вижу, что даже усовершенствованная в сравнении с прошлым годом машина все равно обеспечивает механиков «головняками». Первый день: крепление заднего амортизатора — пополам, амортизатор — тоже. Второй день — то же самое на левой стороне. И снова — минус амортизатор. Они снимают, варят, усиливают — и отправляют машину в бой. В идеале, конечно, нужно было бы испытать — но где же успеешь в таком ритме? — А раньше, на испытаниях, такой проблемы не было? — На каких испытаниях? Машина стоит в боксе от гонки до гонки, вторую вообще собрали в пятницу перед выездом, еле успели двигатель привезти. Мотор, кстати, на обкатке — пока мы его «придушили», и всю мощность он не развивает… ![]() Очередная «всенощная» для механиков: ремонт и обслуживание гоночного болида закончатся только к утру ![]() Каркас МАЗ-5309RR после падения машины на бок не пострадал, и экипаж смог продолжить гонку Оно и правильно: экипажу под номером «333» мощность и не нужна. Они впервые в гонках! Пилот Александр Полищук гоночного опыта не имеет, работает испытателем. Штурман Павел Гаранин — тоже работник завода и особыми успехами в навигации пока не блистал. Единственное исключение — штурман Дмитрий Запорощенко. Вот это — стреляный «воробей», он и на «Дакаре» бывал. Экипаж первой машины, под номером «328», уже немного «вкатанный» — пилот Александр Василевский и штурман Валерий Козловский вместе прошли гонки в Астрахани и Ульяновске. Опять же, машина у них хоть и «постарше», однако пилот к ней привык, прикатался — и всю гонку наращивает темп. Именно поэтому первые дни у нас — амортизаторы и их крепления, потом — рессоры, спереди и сзади. Василевский идет хорошо, уверенно, ошибок в навигации тоже нет — и МАЗ-5309RR медленно, но уверенно движется вверх по итоговой таблице дня. Правда, запас рессор уже заканчивается, но для победы ничего не жалко: их в Астрахань доставляют самолетом. И мы рвемся вперед! ![]() Сразу после аварии в лагерь нагрянули технические комиссары: «Каркас цел. Лобовое стекло заменить, дверь должна закрываться-открываться — и можете ехать дальше» ![]() Неожиданно, но приятно: экипаж под номером «328» занял первое место в своем классе, 18-е — в зачете грузовиков, и 36-е — в общем зачете! «Василевский «лег», — принес недобрую весть кто-то из соперников. — Видели на трассе, что машина лежала, все вроде живы-здоровы, но что там происходит сейчас, — непонятно». И ведь не позвонишь! Ждем… «Едет!» — кричит кто-то из механиков с крыши технички. МАЗ №328 с виду цел. Шутка? Нет, он поворачивает — и взору предстает ободранный левый бок, покореженная дверь, треснувший «лобовик»… «А ведь так хорошо шли! — сокрушается Василевский. Сегодня столько обгонов было, реально уже близко к первой десятке шли. А тут этот камень! Я машину в повороте «боком» выставил, отлично идем, а тут, на выходе — камень. Колесо упирается в него, и мы мягко так, как в замедленном кино, ложимся на бок…» На наше счастье, через минуту рядом оказывается IVECO. Вчера они сами лежали на боку, так что сегодня даже не спрашивают, нужна ли помощь — сразу останавливаются и подъезжают так, чтобы поставить МАЗ на колеса. Минута — и можно ехать дальше. Правда, далеко не уехали: от греха подальше, чтобы не угробить машину, экипаж принимает решение остановиться и все проверить. Итого — минус час. Минус шесть строк в итоговом протоколе. А ведь и правда отлично шли! ![]() Один из чешских экипажей (Ярослав Вальтр и Мартин Масик) выступали на грузовике LIAZ. Марка — уже достояние истории, а машины все еще гоняются ![]() «Боевые технички» значительно тяжелее двухосных болидов, однако также идут в общем зачете. Некоторые — идут весьма неплохо ![]() Российские грузовые рейдовики — это не только гонщики КАМАЗа. Ростовская команда Renat-Trans гоняется на MAN «Жалко, что гонка так быстро закончилась, — это снова Александр Василевский, но уже на финише. — Мы так хорошо набирали темп, нам бы еще пару дней, глядишь — и еще пару-тройку мест отыграли бы». Да, действительно, не повезло: падение на бок не остудило пыл нашего пилота, темп все равно рос. Да и механики сработали отлично: усилили все, что смогли, и проблемы с амортизаторами и рессорами ушли. И время стало работать на нас: МАЗы шли не очень быстро, но уверенно, без серьезных технических проблем. В то время как соперники уже начали «сыпаться» — из-за проблем с техникой с дистанции сходило все больше экипажей. А тут еще и последний этап в Сочи отменили! Жаль… Хотя, в принципе, задачу минимум — доехать без проблем — команда, в лучших советских традициях, выполнила и перевыполнила. На официальном финише в Красной Поляне заслуженный подиум: лидеры команды, экипаж под номером «328» (Александр Василевский/Валерий Козловский/Антон Запорощенко) занял первое место в своем классе, 18-е — среди грузовиков, и 36-е в общем зачете! И это стало еще одной неожиданностью этого необычного «Шелкового пути 2011»… Вернуться назад |