Наследники традиций. Компания-перевозчик «Совтрансавто»

«Совтрансавто» — не просто одна из компаний-перевозчиков. Когда-то «Совтрансавто» была олицетворением отрасли международных перевозок, эдаким сухопутным «Аэрофлотом».



«Совтрансавто» поныне существует и развивается. Чтобы узнать, чем сегодня живет знаменитая транспортная фирма, мы встретились с генеральным директором ХК ЗАО «Совтрансавто» Владимиром Тяном.

— Владимир Анатольевич, охарактеризуйте, пожалуйста, деятельность компании на современном этапе.

— «Совтрансавто» сохраняет позиции в своей традиционной сфере деятельности. Основная визитная карточка — это, по-прежнему, международные автомобильные перевозки. География также сохранилась — Западная, Восточная и Северная Европа, Россия и страны СНГ.

— Из каких компаний сегодня состоит холдинг?

— В целом, у холдинга сегодня три основных составляющих — ХК ЗАО «Совтрансавто», ОАО МП «Совтрансавто-Брянск-Холдинг» и ОАО «Совавто-С. Петербург». Все остальное, так или иначе — это рудименты, относящиеся к «Совтрансавто», либо уже не относящиеся, но ассоциирующиеся с ним.

Мы, Холдинговая компания ЗАО «Совтрансавто», помимо транспортных, оказываем полный комплекс логистических услуг. В Москве у нас — собственный складской терминал, парк тентованных автопоездов, контейнеровозов и автовозов, общей численностью около 200 единиц. Компания, занимающаяся перевозкой автомобилей, была организована буквально в прошлом году.

— Какие направления перевозок являются приоритетными сегодня?

— Из европейских стран — это, прежде всего, Германия, откуда объем перевозок максимальный. На этом направлении примерно совпадают и экспортно-импортные потоки. С точки зрения перевозчика, это направление предпочтительно, как обеспечивающее хороший коэффициент использования пробега и регулярность заказов. Хотя, с точки зрения рентабельности, перевозки из Финляндии, например, более эффективны, Германия предоставляет значительно больший объем, адекватный размеру парка нашей компании.

— Объем перевозок в месяц? В год? (экономические показатели)

— Ежегодный оборот по группе компаний составляет около 100 млн долларов США.

— Каков «собирательный образ» заказчика? Это корпоративные клиенты? Отечественные? Зарубежные? Перевозку каких грузов чаще всего заказывают?

— Есть определенные категории заказчиков. Серьезные якорные клиенты — это крупные производители оборудования, бытовой техники, электроники, товаров народного потребления, автокомпонентов, строительных материалов. Мы обслуживаем такие известные компании, как Goodyear, Continental, Bosch, Bayer, Alcatel.

Недавно мы заключили серьезные контракты с двумя крупными производителями стекла и уже начали перевозки, прежде всего, строительного листового стекла, в том числе крупноформатного.

Под этот пилотный проект мы закупили несколько специализированных полуприцепов типа innenlader.

Другая категория клиентов — это крупные экспедиторские компании, которые, привлекают «Совтрансавто» как автоперевозчика.

Еще одна категория заказчиков — небольшие и средние компании, которые обращаются к «Совтрансавто» за более широким комплексом услуг, чем просто транспортировка.

— Подвижной состав. Сначала у «Совтрансавто» были МАЗы-540В, затем Volvo, затем Mercedes-Benz. Какие тягачи компания использует сейчас? Средний возраст грузовиков? Численность? Средний годовой пробег?

— Основу парка сейчас составляют тягачи Mercedes-Benz Actros разных поколений. Помимо них, в парке имеются грузовики IVECO, MAN, Volvo. Последним нашим приобретением были 50 Mercedes-Benz Actros 2011 года выпуска.




Общая численность парка грузовиков по группе компаний составляет порядка 700 единиц. Средний возраст грузовиков — около 5 лет. Основу парка сейчас составляет техника 2007-2008 гг. выпуска. Годовой пробег в среднем составляет — 100–120 тыс. км.

— Тот же вопрос по полуприцепам. У каких компаний-производителей заказываете? Какой тип преобладает — тенты, рефрижераторы, контейнеры? Используете ли какой-то специфический прицепной состав для перевозки необычных грузов?

— Основа парка тентов — это техника компаний Schmitz и Koegel, в небольшом количестве есть другие марки. Контейнерные площадки — Schmitz, Krone. Автовозы — Lohr, стекловозы — Faymonville.

— Рассажите о сервисном обслуживании техники. Прежде советское «Совтрансавто» славилось самыми передовыми в СССР собственными СТО. Сейчас используете собственную сервисную службу или пользуетесь услугами фирменных центров автопроизводителей?

— Собственный сервис «Совтрансавто», конечно, трансформировался в сторону упрощения. Изменилась ситуация с сервисной инфраструктурой в принципе, и не всегда есть необходимость содержать крупный многофункциональный сервис в качестве собственного структурного подразделения.

Минимально необходимая сервисная служба присутствует на каждом предприятии. Гарантийные машины, естественно, обслуживаются в фирменных центрах производителей.

На больших предприятиях в Брянске, Москве, Санкт-Петербурге по-прежнему работают серьезные СТО, в том числе авторизованные западными автопроизводителями.




— Какие современные технологии оптимизации перевозок применяются? Спутниковый мониторинг? Системы контроля расхода топлива? Что-то еще?

— Системы навигации мы используем. Правда не на всем парке, а только там, где в этом есть необходимость. Обычно работаем с 1-2 постоянными провайдерами. На части наших предприятий система мониторинга интегрирована с общей информационной системой управления перевозками.

Автоматизированные системы контроля расхода топлива мы тестируем время от времени, но в основном используем систему нормирования расхода топлива. На данный момент она нас устраивает.

— О кадрах, которые «решают все». Как набираете водителей? Есть собственные подготовительные курсы? Как организован этот процесс?

— Необходимо признать, что, в целом на рынке, водительский состав очень сильно упал в качестве. Рынок перевозок рос быстрее, чем рынок квалифицированных кадров. Требования к уровню среднестатистического водителя снизились. Большое развитие получили внутренние перевозки, где априори требования чуть ниже.
У нас этот процесс организован так — после приема на работу в течение трех месяцев до полугода мы целенаправленно готовим водителей. Речь идет о повышении уровня технических знаний по уходу за транспортным средством, по работе с транспортными документами, обучении определенным навыкам, связанным непосредственно с международными автоперевозками, прохождением таможенных процедур и так далее. Навыки вождения, естественно, мы не преподаем.

— «Совтрансавто» — компания с легендарной историей. Старейший перевозчик на рынке. Когда-то слово «Совтрансавто» и было синонимом термина «Международные автомобильные перевозки». Как чтите славную историю?

— Преемственность с легендарным советским «Совтрансавто» мы поддерживаем. Практически на каждом предприятии найдутся какие-то отдельные исторические «артефакты», в Брянске создан целый музей истории «Совтрансавто». Историей мы гордимся и ценим ее.

— Каковы общие планы компании на будущее?

— Планы развития связаны с диверсификацией услуг, прежде всего, логистических, а также, что касается транспортной деятельности, — с расширением присутствия на внутреннем рынке.