Десять вопросов для МАN

Закончился ли кризис в транспортной сфере? Как изменился рынок Северо-Запада? Каковы векторы развития в дальнейшем?

Эти вопросы волнуют всех участников рынка перевозок. Лучше всех эти изменения замечают, безусловно, те, кто находится в самой гуще событий – дилеры.
Мы задали их директору Санкт-Петербургского филиала ООО «МАН Автомобили Россия» Денису Михайловичу Масленникову.

– Итак, закончился первый посткризисный, 2010 год. Как Вы его оцениваете?

– Как ни странно, в целом – позитивно. Конечно, всем было тяжело, однако уже легче, чем в предыдущем году. Наметилась тенденция к росту рынка, понемногу возрастает объем перевозок как на внутреннем, так и на внешнем направлениях. И, что очень важно для нас, этот год был прогнозируемым. Ведь самое тяжелое для любого бизнеса – неопределенность, хаос, как это было в разгар кризиса.

– Что удалось сделать в 2010 году?

– Прошлый год, невзирая на сложности, стал для петербургского филиала годом многих начинаний. Так, в 2010 году был открыт отдел автобусов. Наш филиал в течение длительного времени наращивал материально-техническую базу по обслуживанию автобусов. В его структуре выделен инженер-технолог для автобусного направления, удобное расположение станции и ежедневный график работы позволяют сократить время обслуживания техники. К услугам клиентов предоставлена круглосуточная служба эвакуации, также оснащенная специальным оборудованием для автобусов. Региональный склад запасных частей постоянно расширяет ассортимент запасных частей для автобусов MAN и Neoplan. Открытие автобусного департамента в Санкт-Петербурге позволило не только улучшить обслуживание клиентов, но также укрепить в регионе позиции наших автобусов, качество, безопасность и долговечность которых доказана десятилетиями эксплуатаций.


Правильность принятого решения показала поставка первой партии междугородних автобусов MAN Lion’s Classic в рамках контракта на 20 автобусов, подписанного с ГУП «Пассажиравтотранс» уже в конце этого года.

Кроме того, произошли и другие важные события, о которых мы еще поговорим.

– А каков Ваш прогноз на текущий год?

– Мы уверены, что он будет лучше предыдущего. Уже сейчас очевидно, что продажи увеличатся, ведь происходит рост рынка. Так, мы планируем объемы продаж на уровне 300 машин по Северо-Западу. Причем речь идет о новых грузовиках. Мы сознательно сменили акцент на продажу новых машин. Мы считаем, что наш рынок входит в следующую, более правильную фазу. Наши клиенты все чаще предпочитают новые грузовики, как более надежные и качественные. И кризис эту тенденцию подтвердил.

– Как именно?

– Дело в том, что кризис, как любой макроэкономический процесс, имел как негативные, так и положительные свойства. Так, в результате возникших сложностей ведения бизнеса многим компаниям пришлось перестраиваться, анализировать свою деятельность. Например, научиться думать об эффективности использования парка, просчитывать топливную экономичность, продумывать логистику перевозок. В результате кто-то ушел с рынка, а кто-то, наоборот, усилил свои позиции. И вот эти клиенты твердо выбирают новую технику.

То же самое относится и к автобусам. Это очень сложный, специфичный сегмент, но мы работаем с энергией и сложностей не боимся.



– Каким образом планируется стимулировать продажи новых машин?

– Для этого мы активно развиваем два направления в продажах. Во-первых, это хорошо уже знакомый «trade-in». Помимо выгод для покупателя, он формирует пул подержанных машин, что важно для небогатых частников. Причем это хорошо нам известные машины, которые мы же обслуживали в процессе эксплуатации, поэтому можем гарантировать новому владельцу отсутствие неприятных сюрпризов.

Во-вторых, мы готовы предложить рынку услугу «buy-back», которая пока менее известна в России. Фактически, при продаже мы заключаем соглашение, по которому обязуемся через условленное сторонами время выкупить машины обратно по оговоренной цене. Конечно, это довольно рискованная операция, но мы не боимся ответственности перед клиентом.

– А какова структура продаж машин на Северо-Западе по сегментам?

– В этом смысле наш регион не сильно отличается от остальной России. Подавляющее большинство, около 90%, составляют седельные тягачи. Конечно, есть и специфика. Так, именно нашим филиалом была осуществлена сборка и продажа уникального для Европы прицепного сортиментовоза. А совсем недавно состоялась комплексная поставка первого в России седельного тягача MAN TGX 41.680 8x4 и модульной системы Goldhofer грузоподъемностью 250 тонн.


– Кстати, о необычном. Довольно неожиданно для всех Вы начали активно развивать спортивное направление деятельности. Как это произошло?

– Автоспортом я интересовался давно. И на общественных началах принимал участие в постройке и поставке клиентам «техничек», сначала подержанных, а потом и новых. Затем стал принимать участие в спортивных мероприятиях, связанных с участием компании MAN. А в результате был назначен руководителем направления автоспорта MAN в России.

– Чего удалось добиться на этом направлении?

– Я вместе с другими сотрудниками филиала принял участие уже в двух ралли-рейдах «Шелковый путь», в 2009 и 2010 годах. Конечно, и подготовкой этих событий пришлось плотно заниматься.

Также, в этом году впервые в России были проведены кольцевые гонки грузовиков в рамках V этапа Европейского чемпионата. Это сенсационное для Российского автоспорта событие прошло на новой трассе «Смоленское кольцо». Команда сотрудников филиала приложила множество усилий для этого.

– Каковы спортивные планы на будущее?

– Ближайшее событие, к которому мы сейчас активно готовимся, – следующий «Шелковый путь».

Не скрою, мы строим весьма амбициозные планы. Воспользовавшись накопленным на этих ралли опытом, планируем всерьез побороться за лидерство и в знаменитом «Дакаре».

Возвращаясь к кольцевым гонкам, хотим в этом году провести российский этап под Смоленском на более высоком уровне.

– А каковы перспективы филиала в обычной жизни?

– Здесь мы тоже не намерены плыть по течению. Основной акцент мы делаем на ремонт. Ведь наша ключевая задача – не просто продать клиенту технику, но и обеспечить ее эффективное использование. Соответственно, ремонту и содержанию необходимо уделять должное внимание и с учетом будущих продаж. Сейчас мы уже увеличили ремзону на 600 кв. м. В ближайших планах – строительство собственной новой станции, а к концу 2013 года мы планируем иметь в Питере четыре полноценных сервисных центра. Кроме того, уже принято решение об открытии своего сборочного производства в России, и не скрою, что шансы сделать это в Санкт-Петербурге весьма велики.

В общем, мы активно работаем, реформируемся и развиваемся вместе с нашими клиентами.