Неженское дело. Интервью с руководителями компаний

Существует мнение, что техника – исключительно мужская сфера. Однако среди руководителей компаний, имеющих непосредственное отношение к спецтехнике и транспорту, есть и представительницы прекрасного пола. Именно с ними мы и побеседовали в преддверии Международного женского дня.


В наше время все еще живы стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях. И хотя уже давно доказано, что дело не в принадлежности к полу, а в способности проявить себя, некоторые суждения по этому вопросу остаются категоричными. Приближающийся весенний праздник стал поводом не только поздравить прекрасных представительниц автобизнеса, но и узнать их мнение о том, каково это – работать женщине в специфичной технической отрасли.

Для беседы мы подготовили универсальные вопросы, которые задали руководителям компаний разных направлений транспортной сферы. В интервью приняли участие директор компании «ИВ-Сервис» (официальный дилер IVECO) Светлана Калашникова, региональный директор СЗФО ООО «Цеппелин Русланд» Анна Кожеватова и генеральный директор Центра коммерческого транспорта «Аларм-Комтранс» (официальный дилер FIAT Professional, Ford Cargo, MAN, Neoplan) Анна Шульгина.

Светлана Калашникова

– Как Вы пришли в такой неженский бизнес?

– Я поступила на факультет автомобильного транспорта Инженерно-Экономического Института, что и определило дальнейшее развитие событий. Не могу сказать, что это был полностью осмысленный выбор, но со временем я поняла, что это мое. Сейчас могу с уверенностью сказать, что мне комфортно работать в транспортной отрасли. Какое-то время после окончания института я посвятила сфере грузовых перевозок, а в 1997 году пришла в «ИВ-Сервис». Сначала была бухгалтером компании, а потом уже стала директором.

– Есть ли у Вас свои секреты руководства мужским коллективом?

– Главный секрет – это здравый смысл. Думаю, что результат говорит сам за себя: большинство из тех людей, с кем мы начинали работать, до сих пор трудятся в нашей компании. Основной критерий, предъявляемый ко всему коллективу независимо от пола, – умение работать. Также немаловажно, может ли человек найти себя в нашем коллективе.
Еще один принцип – все нужно делать либо хорошо, либо не делать вообще. Этот принцип подтверждается тем, что у нас очень квалифицированный персонал, наши сотрудники были отмечены компанией IVECO как одни из лучших специалистов в России.

– Как Вы сочетаете руководящую работу, требующую достаточной жесткости, с природной женской мягкостью и ролью матери и жены в семье?

– У меня четкое разделение – на работе я работник, а дома я реализуюсь в других областях.
У нас даже шутка такая ходила: на работе женщин нет, есть только сотрудники. Достичь больших успехов можно, только если достаточно глубоко заниматься одним делом. Поэтому я стараюсь находить ту грань, которая разделяет работу и какие-то личностные проявления.

– В такой отрасли необходимо техническое образование?

– Что касается техники, то, безусловно, я имею представление о продукте. Но если говорить о нюансах, то для этого у меня есть профессионалы, на мнение которых я полагаюсь. Эти люди при случае всегда помогут и расскажут все технические подробности. У меня же функция немного другая – руководство. Поэтому я периодически прохожу обучение в области экономики, финансов и управления.

– Какими новостями от компании Вы можете поделиться с нашими читателями?

– Во времена кризиса борьба с этим самым кризисом была самой обсуждаемой темой. Однако нашу компанию это не коснулось: мы не подвели ни одного контрагента в платежах, не сократили ни одного сотрудника, не урезали зарплаты.

Что касается новостей, то недавно совместно с компанией IVECO мы проводили акцию по продаже запасных частей со значительной скидкой. И тут мы столкнулись с неожиданной реакцией наших клиентов. Некоторые покупатели говорили о том, что такая большая скидка на оригинальные запчасти – это что-то невероятное, и проявляли недоверие: «Наверняка вы продаете турецкие детали». Мы даже не обижались, понимая сегодняшнюю ситуацию на рынке. Получается, что даже лучшие намерения обретают в таких условиях негативный оттенок.

Мы открываем новую площадку по продажам техники на Пулковском шоссе. Также планируем в этом году начать продажи модели IVECO EcoStralis, которая уже скоро появится в России.

Также в ближайшее время мы выйдем на рынок с новым предложением по автобусам, что позволит нам занять определенное место и в этой нише.

Не все знают, что мы занимаемся в том числе и прицепной техникой, для которой у нас есть отдельная ремонтная зона. Уже сформировался достаточно большой портфель заказчиков, которых мы обслуживаем. Уровень профессионализма наших специалистов подтверждается тем, что у нас есть соглашения со многими производителями осей, полуприцепов, специальных систем на ремонт, в том числе и гарантийный. Например, недавно мы получили статус сервисного центра Wabco с возможностью выполнять гарантийный ремонт. Кроме ремонта, мы занимаемся и продажей полуприцепов таких марок, как Koegel, Wielton.

– Каким бы Вы хотели видеть журнал о грузовом транспорте?

– Хотелось бы побольше «живых» интервью. Мы болеем за наших перевозчиков, очень интересно читать об их опыте, их проблемах. А также узнавать что-то новое об уже знакомых компаниях.

Анна Кожеватова

– Как Вы пришли в такой неженский бизнес?

– Получилось все само собой. Имея высшее инженерно-техническое образование, я после языковых и бухгалтерских курсов овладела абсолютно «женской» профессией – бухгалтерия и администрирование. Пришла в 1995 году в маленькое Представительство компании Сaterpillar в качестве офис-менеджера – бухгалтера. От меня на этой позиции требовались настоящие женские качества – обеспечение жизнедеятельности офиса и документооборот. В общем-то я с этим неплохо справлялась.

В 1998 году Представительство прекратило свою деятельность по причине прихода в Россию полноценного профессионального дилера – фирмы Zeppelin.

Сотрудники Представительства, в том числе я, были приглашены во вновь создаваемую дилерскую структуру. Для начала от руководства поступило предложение найти площадку для создания сервисного центра Zeppelin Russland в Петербурге. С этой задачей я благополучно справилась.

Затем нужно было находить людей, организовывать полноценную работу компании. И автоматически такая деятельность переросла в руководящую должность. Можно сказать, у меня сложилась карьера по классической модели. Хотя цели стать директором изначально у меня не было.

– В такой отрасли необходимо техническое образование?

– Что касается технического образования, то оно не помешает. Однако в нашей профессии нужно, прежде всего, понимать задачи клиентов – какие процессы они смогут оптимизировать с помощью нашей техники, как мы можем помочь потребителю заработать деньги, увеличить добавленную стоимость его услуг или продукта.

– Есть ли у Вас свои секреты руководства мужским коллективом?

– Секрет один – нужно подбирать профессиональных людей. Независимо от того, женщины это или мужчины. Если человек нацелен на достижение результата, саморазвитие, успешное решение поставленных задач, то проблем в работе у нас не возникает. Задача – найти таких людей. Если же стопроцентного попадания под требования не получается, но налицо потенциал, то нужно обучить человека. Когда я сама занимаюсь поиском сотрудников, я часто полагаюсь на свою женскую интуицию и на опыт, благо, я уже давно в этой отрасли.

– Как Вы сочетаете руководящую работу, требующую достаточной жесткости, с природной женской мягкостью и ролью матери и жены в семье?

– Очень важен баланс между разными «ролями» в жизни. Когда я переступаю порог дома, я понимаю, что работа закончилась, вокруг меня любимые люди.

Нужно уметь жить здесь и сейчас. Мне кажется, невозможно быть в какой-то одной сфере жизни успешным. Карьера складывается удачно, когда она в гармонии с личной жизнью, увлечениями. Иначе можно сорваться.

– Какими новостями от компании Вы можете поделиться с нашими читателями?

– Чувствуется, что отрасль восстанавливается после глобального кризиса. Мы видим, что спецтехника наша востребована как в добывающей, так и в строительной, а также в коммунальной сфере.

Новости касаются небольших административных изменений в компании. Вернулся региональный принцип управления. Каждый из регионов – Северо-Западный, Центральный и Южный – теперь закреплен за конкретным руководителем. Лесной дивизион, который ранее был отдельной структурой, теперь примкнул к нашему, Северо-Западному региону. Главные наши усилия сегодня направлены на создание постпродажного обслуживания премиум-класса – быстрая поставка запасных частей, качественный сервис.

– Каким бы Вы хотели видеть журнал о грузовом транспорте?

– Интересно было бы почитать о крупных проектах, которые планируются или осуществляются в регионе, в городе. Проектах, где бы наша компания могла поучаствовать – развитие транспортного комплекса, строительство крупных логистических центров и т.д. Еще хотелось бы видеть больше информации об обучении профессионалов, заведениях, которые готовят хороших технических специалистов.

Анна Шульгина

– Как Вы пришли в такой неженский бизнес?

– На мой взгляд, сегодня сложно выделить сферу исключительно женского или мужского бизнеса. Конечно, есть некоторые стереотипы в восприятии отдельных направлений. Но женщины уже давно активно работают в разнообразных отраслях на всех уровнях, и автомобильный бизнес не исключение. И хотя определенная специфика в сфере продаж и обслуживании грузовых автомобилей несомненно присутствует, для позиции руководителя принципиальной разницы нет: идет речь о легковом или грузовой транспорте. Основные подходы в выстраивании бизнес-процессов практически идентичны.

– В такой отрасли необходимо техническое образование?

– Для руководителя наличие технического образования не обязательно, но учитывая особенности бизнеса грузового транспорта, оно желательно. У меня такое образование есть, и оно мне помогает. В то же время, у меня нет необходимости вникать в технические нюансы, поскольку в нашем коллективе работают настоящие профессионалы, и я на них полностью полагаюсь в этих вопросах. Дело руководителя – корректировать общие направления, выстраивать порядок оптимального взаимодействия как внутри компании, так и на уровне партнеров, создавать условия для развития и роста сотрудников, а для этого техническое образование не является основным.

– Работать женщине руководителем специфического мужского коллектива не просто непривычно, но и сложно физически и психологически, так ли это?

– Я бы не согласилась с этим утверждением. Руководство любым коллективом требует усилий. Да, у нас действительно в коллективе преобладают мужчины, но есть и представительницы прекрасного пола, и я не вижу никаких «специфических» проблем в таком непропорциональном соотношении.

– Как Вы сочетаете руководящую работу, требующую достаточной жесткости, с природной женской мягкостью и ролью матери и жены в семье?

– Здесь основной вопрос только самоорганизации и умения отделить дом от работы. Мне это, в основном, удается. Впрочем, не совсем верно говорить, что жесткость является основным качеством руководителя, здесь, скорее, необходимы твердость и уверенность, дополненные обаянием и гибкостью, а эти качества к счастью не зависят от половой принадлежности. Действительно иногда необходимо быть жесткой, но это скорее один из рычагов решения тактических задач.

– Какими новостями от компании Вы можете поделиться с нашими читателями?

– Наша основная новость – это открытие нового дилерского сервисного центра MAN. Открытие запланировано на лето. Это будет новый и современный центр, расположенный рядом с одной из основных магистралей, Московским шоссе в поселке Ленсоветовский, в непосредственной близости от промзоны Шушары. В настоящий момент там уже действует наша сервисная станция Ford Cargo, и частично сервис MAN. Но с появлением новой станции мы значительно увеличим пропускную способность, и сможем обслуживать наших клиентов на еще более высоком уровне.

– Каким бы Вы хотели видеть журнал о грузовом транспорте?

– Интересны аналитические материалы, информация об опыте наших коллег из разных регионов России и других стран. Также, всегда с увлечением читаешь живые интервью с людьми, работающими в различных сферах автобизнеса. По большому счету, все, что я перечислила, и так есть в вашем журнале. Поэтому остается только пожелать творческих успехов и новых интересных решений для развития журнала.