Терминатор. Системы безопасности Volvo Safety
«Чтобы приноровиться к правилам движения транспорта, Терминатору понадобилось всего 16 минут. Дважды оттеснял он встречные машины на тротуар и один раз пролетел на красный свет, задев бортом городской автобус. Он отмечал ритмичность в чередовании периодов замедления и увеличения скорости и с помощью экспресс-анализа постигал правила этого мира».
Первого «Терминатора» с Арнольдом Шварценеггером видели все. А был еще одноименный фантастический роман Рэндела Фрейкса и Вильяма Вишера. Выше приведена цитата именно из романа.
Когда я готовился к тестированию систем безопасности, которые Volvo Trucks предлагает для своих грузовиков, а затем пробовал их в деле, отрывки из романа всплывали в моей памяти не один раз.
Volvo FH в демонстрационной комплектации Safety с 13-литровым двигателем мощностью 500 л.с. стандарта Euro-5, коробкой передач I-Shift, кабиной Globetrotter XL по основным параметрам очень похож на Volvo FH Ocean, который мы тестировали год назад (см. «ГРУЗАВТОИФО» № 10/2011). Но в дополнительном оборудовании есть существенные отличия.
Демонстрационный Volvo FH Safety оснащен всеми системами безопасности, которые предлагает компания. Два радара, видеокамера, компьютер. Этот грузовик умеет «захватывать» радиоволнами впереди идущий автомобиль, ориентироваться по разметке, реагировать на дождь, светить фарами за угол, отслеживать помехи справа и мониторить состояние водителя! Ну чем не Терминатор?
DAS
Driver Alert Support — система предупреждения водителя
Начало продаж — сентябрь 2008 г.
Систем, проданных в мире — 6882
Систем, проданных в России — 3
Цена — 27 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — нет
Driver Alert Support — самая «молодая» из систем безопасности Volvо на рынке. Ее задача — снижать риск ДТП, связанный с усталостью. Видеокамера следит за ровностью «бега» разметки. Если начинаются «виляния», система должна выдать предупредительный сигнал и предложить водителю сделать перерыв. DAS совмещена с другой системой — LSS, которая выдает звуковой сигнал, если разметка пересечена, а указатель поворота включен не был. Попробуем в деле?
Первый заезд, специально устроенные «виляния» — никакой реакции. Систему все «устраивает», предупреждений не выдано. Закрадывается мысль — а может, она не активирована? У консультантов четкого ответа нет. Углубляемся в толстенную 441-страничную инструкцию. После получасового штудирования находим изложенную мудреным языком нужную информацию на стр. 65 и 111. Почему разбег страниц таков — загадка.
Для работы систем DAS и LSS необходимо как минимум такое качество разметки. Но много ли таких дорог в России?
Система DAS отслеживает поведение водителя и положение автомобиля относительно разметки и краев дороги
«Терминатор осмотрел приборы в кабине, отыскал в своей памяти данные о модели тягача. Когда окровавленные пальцы схватились за рычаг передач, киборг уже знал тягач так, словно тот был продолжением его самого». Так бывает только в фантастике. В реальности, для того, чтобы просто включить систему, потребовался получасовой мозговой штурм нескольких специалистов. Сможет (и станет ли?) повторять этот «подвиг» обычный дальнобойщик?
Во втором заезде систему «разбудить» удалось, но посредством сильных искусственно вызванных «виляний». Впрочем, делать окончательные выводы на основании 15-минутного заезда сложно. Система учитывает еще и время, проведенное в пути. Вполне возможно, что на «виляния» на восьмом часу работы двигателя она отреагировала бы по-другому.
ACC
Аdaptive Cruise Control — адаптивный круиз-контроль
Начало продаж — сентябрь 2003 г.
Систем, проданных в мире — 8568
Систем, проданных в России — 39
Цена — 95 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — да
Адаптивный круиз-контроль АСС — система, которая расширяет функциональность стандартной системы круиз-контроля. Работают две эти системы параллельно.
Если впереди нет других транспортных средств, стандартная система круиз-контроля поддерживает постоянную скорость движения. Как только радиолокационный датчик обнаруживает идущее впереди транспортное средство, управление переходит к системе адаптивного круиз-контроля. Она поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля, если его скорость меньше той, которую должен поддерживать стандартный круиз-контроль.
Активируется АСС с помощью подрулевого переключателя. Использовать эту систему производитель рекомендует на скоростных магистралях с умеренным транспортным потоком.
Есть ли такие в России? Есть! Улица Софийская, формально относящаяся к Санкт-Петербургу, на самом деле представляет собой 8-полосное шоссе с отличным покрытием и разметкой. Именно там проходил тест Volvo FH Safety.
Адаптивный круиз-контроль позволяет автоматически регулировать скорость и дистанцию до впереди идущего автомобиля
Ну что ж, признаем, «в тепличных» условиях адаптивный круиз-контроль показал себя во всей красе. Стабильно «захватывал цели», снижал скорость и разгонял автомобиль вновь, когда препятствие исчезало. Правда, привыкнуть к «роботизированному» управлению сложно. Когда, пусть и вдалеке, появляется препятствие, нога сама тянется к педали тормоза. Чтобы довериться «роботу», необходим адаптационный период.
Да и полностью доверять электронике все же не стоит. «АСС не может заменить собой водителя! Водитель несет полную ответственность за поддержание безопасной дистанции». Это фраза из инструкции по эксплуатации, говорящая сама за себя.
LCS
Lane Changing Support — система поддержки при смене полосы движения
Начало продаж — июнь 2008 г.
Систем, проданных в мире — 11035
Систем, проданных в России — 14
Цена — 61 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — да
Lane Changing Support — еще одна «радарная» система от Volvo. Она сканирует «мертвую» зону справа от водителя. Если в эту зону попадает легковушка, а в тягаче включен правый указатель поворота, то раздается звуковой сигнал и на правой стойке лобового стекла загорается светодиод. Мы специально «подловили» старенький VW Golf в «мертвую зону».
При помощи радара система LCS отслеживает наличие машин в «слепой зоне» со стороны пассажира. Активируется при скорости движения более 35 км/ч и включенном указателе поворота
Что было дальше? «Компьютерное зрение Терминатора не потеряло из вида метнувшегося за стену полицейского. Микропроцессор за инфракрасными глазами Терминатора все еще видел контур мишени и получал сигнал с учетом траектории и скорости движения копа». Система действительно заметила VW Golf и «затрещала-замигала». LCS работает! Проверено. Но…
«Система играет роль дополнения к безопасному стилю вождения и использованию зеркал заднего вида. Она не может заменить внимательность и чувство ответственности водителя. Ответственность за безопасность перестроения в другой ряд всегда лежит на водителе». Это тоже фраза из инструкции, не нуждающаяся в комментариях. Впрочем, даже сами создатели называют систему LCS «информационной».
Alcolock
Alcolock — встроенный алкотестер
Начало продаж — ноябрь 2007 г.
Систем, проданных в мире — 2962
Систем, проданных в России — 3
Цена — 80 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — да
«Алкогольный замок» или Alcolock, пожалуй, самая интригующая система. Она представляет собой алкотестер, интегрированный в заводских условиях в систему запуска двигателя. Чтобы завести мотор, необходимо «дыхнуть в трубочку». «Трубочка» соединена витым шнуром с приборной панелью и является неотъемлемым ее элементом. При обнаружении паров алкоголя возможность запуска двигателя блокируется. Это теория. А как на практике?
Формируем команду из трех коллег. Первый берет бутылочку кваса, второй — баночку безалкогольного пива. Волею судьбы участь пить на жаре настоящее алкогольное пиво выпадает мне.
Алкотестер системы Alcolock закрепляется под передней панелью справа от рулевого колеса
На квас система не реагирует. На безалкогольном пиве настораживается, но разрешает запуск. Моя очередь. Как предписывает инструкция — сильно дую в течение пяти секунд. Загорается желтый светодиод, информирующий о том, что в выдохе от 0,1 до 0,19 промилле и… система разрешает завести двигатель! Как же так?
Возможно, не последнюю роль сыграли мои настоящие дальнобойные габариты и индекс массы тела. Приходится бежать за вторым пивом! Чтобы поскорее получить результат, приходится выпивать вторую бутылку почти залпом, что оказалось непростой задачей.
После литра пива система таки блокирует мои попытки. Сработало! Ладно. Берем водичку, прополаскиваем рот, разжевываем полпачки «Дирола» и снова пробуем. Система непреклонна.
Ждем минуту. Даем подышать трезвому коллеге и… двигатель заводится! Вывод: Alcolock — система исключительно для честных европейских водителей. Нашему дальнобойщику, с помощью соседа по стоянке, удастся обмануть Alcolock без труда.
Остальные системы
Проверить работоспособность датчика дождя и поворотные фары (Cornering lights) не было возможности. Стоял прекрасный солнечный летний день.
А жаль. Поворотные фары — абсолютный лидер продаж среди всех систем безопасности Volvo. В мире продано 35965 комплектов, из них в России — 851.
Датчик дождя размещен за лобовым стеклом перед штурманским сиденьем
Датчик дождя прочно удерживает вторую позицию в рейтинге популярности. Во всем мире Volvo продала более 34200 таких устройств. 446 из них нашли своих заказчиков в России.
Получается, что до самых популярных систем-то мы и не добрались. Ну что же, на основании одних только впечатляющих данных о продажах сделаем вывод, что эти опции «имеют смысл».
А может, причина популярности в цене? И датчик дождя, и поворотные фары стоят всего по 9000 руб. за комплект.
Не про нашу честь?
Актуально ли такое обилие систем безопасности для российского рынка? Если сравнить объемы продаж отдельных систем в России и в мире, то цифры отличаются в сотни раз. Многие системы в нашей стране откровенно не берут. И в самом деле — какой толк от системы контроля за разметкой, если на абсолютном большинстве наших дорог ее вообще нет? Зачем владельцу автопарка платить 2000 евро за «Алкозамок», если эту систему обманет даже школьник?
К массовому внедрению таких разработок пока не готова ни наша дорожная инфраструктура, ни сознание заказчиков. Большинство из сложных и отнюдь не дешевых систем можно использовать только за границей в режиме международных рейсов. И, увы, забота о водителях пока не входит в число первых приоритетов большинства владельцев транспортных компаний.
Что же касается моего личного выбора, то будь я дальнобойщик-частник — поставил бы на «свой» грузовик систему поддержки при смене полосы движения LCS, адаптивный круиз-контроль АСС и, вероятно, поворотные фары.
«Терминатор унес оружие и боеприпасы в машину и сложил в багажник. Огневая мощь, находившаяся в его распоряжении, значительно превышала порог потребности для данной операции».
Первого «Терминатора» с Арнольдом Шварценеггером видели все. А был еще одноименный фантастический роман Рэндела Фрейкса и Вильяма Вишера. Выше приведена цитата именно из романа.
Когда я готовился к тестированию систем безопасности, которые Volvo Trucks предлагает для своих грузовиков, а затем пробовал их в деле, отрывки из романа всплывали в моей памяти не один раз.
Volvo FH в демонстрационной комплектации Safety с 13-литровым двигателем мощностью 500 л.с. стандарта Euro-5, коробкой передач I-Shift, кабиной Globetrotter XL по основным параметрам очень похож на Volvo FH Ocean, который мы тестировали год назад (см. «ГРУЗАВТОИФО» № 10/2011). Но в дополнительном оборудовании есть существенные отличия.
Демонстрационный Volvo FH Safety оснащен всеми системами безопасности, которые предлагает компания. Два радара, видеокамера, компьютер. Этот грузовик умеет «захватывать» радиоволнами впереди идущий автомобиль, ориентироваться по разметке, реагировать на дождь, светить фарами за угол, отслеживать помехи справа и мониторить состояние водителя! Ну чем не Терминатор?
DAS
Driver Alert Support — система предупреждения водителя
Начало продаж — сентябрь 2008 г.
Систем, проданных в мире — 6882
Систем, проданных в России — 3
Цена — 27 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — нет
Первый заезд, специально устроенные «виляния» — никакой реакции. Систему все «устраивает», предупреждений не выдано. Закрадывается мысль — а может, она не активирована? У консультантов четкого ответа нет. Углубляемся в толстенную 441-страничную инструкцию. После получасового штудирования находим изложенную мудреным языком нужную информацию на стр. 65 и 111. Почему разбег страниц таков — загадка.
Для работы систем DAS и LSS необходимо как минимум такое качество разметки. Но много ли таких дорог в России?
Система DAS отслеживает поведение водителя и положение автомобиля относительно разметки и краев дороги
«Терминатор осмотрел приборы в кабине, отыскал в своей памяти данные о модели тягача. Когда окровавленные пальцы схватились за рычаг передач, киборг уже знал тягач так, словно тот был продолжением его самого». Так бывает только в фантастике. В реальности, для того, чтобы просто включить систему, потребовался получасовой мозговой штурм нескольких специалистов. Сможет (и станет ли?) повторять этот «подвиг» обычный дальнобойщик?
Во втором заезде систему «разбудить» удалось, но посредством сильных искусственно вызванных «виляний». Впрочем, делать окончательные выводы на основании 15-минутного заезда сложно. Система учитывает еще и время, проведенное в пути. Вполне возможно, что на «виляния» на восьмом часу работы двигателя она отреагировала бы по-другому.
ACC
Аdaptive Cruise Control — адаптивный круиз-контроль
Начало продаж — сентябрь 2003 г.
Систем, проданных в мире — 8568
Систем, проданных в России — 39
Цена — 95 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — да
Если впереди нет других транспортных средств, стандартная система круиз-контроля поддерживает постоянную скорость движения. Как только радиолокационный датчик обнаруживает идущее впереди транспортное средство, управление переходит к системе адаптивного круиз-контроля. Она поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля, если его скорость меньше той, которую должен поддерживать стандартный круиз-контроль.
Активируется АСС с помощью подрулевого переключателя. Использовать эту систему производитель рекомендует на скоростных магистралях с умеренным транспортным потоком.
Есть ли такие в России? Есть! Улица Софийская, формально относящаяся к Санкт-Петербургу, на самом деле представляет собой 8-полосное шоссе с отличным покрытием и разметкой. Именно там проходил тест Volvo FH Safety.
Адаптивный круиз-контроль позволяет автоматически регулировать скорость и дистанцию до впереди идущего автомобиля
Ну что ж, признаем, «в тепличных» условиях адаптивный круиз-контроль показал себя во всей красе. Стабильно «захватывал цели», снижал скорость и разгонял автомобиль вновь, когда препятствие исчезало. Правда, привыкнуть к «роботизированному» управлению сложно. Когда, пусть и вдалеке, появляется препятствие, нога сама тянется к педали тормоза. Чтобы довериться «роботу», необходим адаптационный период.
Да и полностью доверять электронике все же не стоит. «АСС не может заменить собой водителя! Водитель несет полную ответственность за поддержание безопасной дистанции». Это фраза из инструкции по эксплуатации, говорящая сама за себя.
LCS
Lane Changing Support — система поддержки при смене полосы движения
Начало продаж — июнь 2008 г.
Систем, проданных в мире — 11035
Систем, проданных в России — 14
Цена — 61 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — да
Lane Changing Support — еще одна «радарная» система от Volvo. Она сканирует «мертвую» зону справа от водителя. Если в эту зону попадает легковушка, а в тягаче включен правый указатель поворота, то раздается звуковой сигнал и на правой стойке лобового стекла загорается светодиод. Мы специально «подловили» старенький VW Golf в «мертвую зону».
При помощи радара система LCS отслеживает наличие машин в «слепой зоне» со стороны пассажира. Активируется при скорости движения более 35 км/ч и включенном указателе поворота
Что было дальше? «Компьютерное зрение Терминатора не потеряло из вида метнувшегося за стену полицейского. Микропроцессор за инфракрасными глазами Терминатора все еще видел контур мишени и получал сигнал с учетом траектории и скорости движения копа». Система действительно заметила VW Golf и «затрещала-замигала». LCS работает! Проверено. Но…
«Система играет роль дополнения к безопасному стилю вождения и использованию зеркал заднего вида. Она не может заменить внимательность и чувство ответственности водителя. Ответственность за безопасность перестроения в другой ряд всегда лежит на водителе». Это тоже фраза из инструкции, не нуждающаяся в комментариях. Впрочем, даже сами создатели называют систему LCS «информационной».
Alcolock
Alcolock — встроенный алкотестер
Начало продаж — ноябрь 2007 г.
Систем, проданных в мире — 2962
Систем, проданных в России — 3
Цена — 80 000 руб.
Монтаж на заводе в Калуге — да
«Алкогольный замок» или Alcolock, пожалуй, самая интригующая система. Она представляет собой алкотестер, интегрированный в заводских условиях в систему запуска двигателя. Чтобы завести мотор, необходимо «дыхнуть в трубочку». «Трубочка» соединена витым шнуром с приборной панелью и является неотъемлемым ее элементом. При обнаружении паров алкоголя возможность запуска двигателя блокируется. Это теория. А как на практике?
Формируем команду из трех коллег. Первый берет бутылочку кваса, второй — баночку безалкогольного пива. Волею судьбы участь пить на жаре настоящее алкогольное пиво выпадает мне.
Алкотестер системы Alcolock закрепляется под передней панелью справа от рулевого колеса
На квас система не реагирует. На безалкогольном пиве настораживается, но разрешает запуск. Моя очередь. Как предписывает инструкция — сильно дую в течение пяти секунд. Загорается желтый светодиод, информирующий о том, что в выдохе от 0,1 до 0,19 промилле и… система разрешает завести двигатель! Как же так?
Возможно, не последнюю роль сыграли мои настоящие дальнобойные габариты и индекс массы тела. Приходится бежать за вторым пивом! Чтобы поскорее получить результат, приходится выпивать вторую бутылку почти залпом, что оказалось непростой задачей.
После литра пива система таки блокирует мои попытки. Сработало! Ладно. Берем водичку, прополаскиваем рот, разжевываем полпачки «Дирола» и снова пробуем. Система непреклонна.
Ждем минуту. Даем подышать трезвому коллеге и… двигатель заводится! Вывод: Alcolock — система исключительно для честных европейских водителей. Нашему дальнобойщику, с помощью соседа по стоянке, удастся обмануть Alcolock без труда.
Остальные системы
Проверить работоспособность датчика дождя и поворотные фары (Cornering lights) не было возможности. Стоял прекрасный солнечный летний день.
А жаль. Поворотные фары — абсолютный лидер продаж среди всех систем безопасности Volvo. В мире продано 35965 комплектов, из них в России — 851.
Датчик дождя размещен за лобовым стеклом перед штурманским сиденьем
Датчик дождя прочно удерживает вторую позицию в рейтинге популярности. Во всем мире Volvo продала более 34200 таких устройств. 446 из них нашли своих заказчиков в России.
Получается, что до самых популярных систем-то мы и не добрались. Ну что же, на основании одних только впечатляющих данных о продажах сделаем вывод, что эти опции «имеют смысл».
А может, причина популярности в цене? И датчик дождя, и поворотные фары стоят всего по 9000 руб. за комплект.
Не про нашу честь?
Актуально ли такое обилие систем безопасности для российского рынка? Если сравнить объемы продаж отдельных систем в России и в мире, то цифры отличаются в сотни раз. Многие системы в нашей стране откровенно не берут. И в самом деле — какой толк от системы контроля за разметкой, если на абсолютном большинстве наших дорог ее вообще нет? Зачем владельцу автопарка платить 2000 евро за «Алкозамок», если эту систему обманет даже школьник?
К массовому внедрению таких разработок пока не готова ни наша дорожная инфраструктура, ни сознание заказчиков. Большинство из сложных и отнюдь не дешевых систем можно использовать только за границей в режиме международных рейсов. И, увы, забота о водителях пока не входит в число первых приоритетов большинства владельцев транспортных компаний.
Что же касается моего личного выбора, то будь я дальнобойщик-частник — поставил бы на «свой» грузовик систему поддержки при смене полосы движения LCS, адаптивный круиз-контроль АСС и, вероятно, поворотные фары.
«Терминатор унес оружие и боеприпасы в машину и сложил в багажник. Огневая мощь, находившаяся в его распоряжении, значительно превышала порог потребности для данной операции».