Профи-слет на коломенском фестивале «Мир автобусов»

Коломенский фестиваль «Мир автобусов» в этом году празднует свое пятилетие. За прошедшую пятилетку изменилось многое — время проведения, выставочные площади, число и состав участников. Неизменным остался формат — праздник, вплетенный во встречу профессионалов.


Впрочем, техническая сторона фестиваля осталась прежней — густая череда новинок, охватывающая все сферы пассажирских перевозок.

За городскими окраинами

Какие автобусы самые приметные и эффектные? Правильно, те, что работают на межгороде. Вот с них мы, пожалуй, и начнем.

Лидируют здесь «китайцы» с традиционно невыговариваемыми индексами. Golden Dragon XML6126JR из Санкт-Петербурга и Higer KLQ6928Q от «Русбизнесавто» — яркие представители этого класса. Первый привлекает своей агрессивной и яркой внешностью, а второй является полностью созданным по требованию российских дилеров — ни в Китай, ни в другие страны он не поставляется.

Калининградское ООО «Кениг Бус» довольно ненавязчиво презентовало свой дальнобойный лайнер Koenig Campione 345 на шасси Scania. Машина интересна компоновкой салона. Абсолютно ровный пол по всей длине автобуса позволил сделать передвижение по проходу беспрепятственным. Благодаря такому решению сами кресла по виду немного шире стандартных, из-за чего посадка в них чем-то напоминает домашнее кресло. Для места, в котором ты проведешь несколько часов, довольно важный аспект.

А звездой сегмента, безусловно, стала Setra 419GT-HD. Трехосный 15-метровый лайнер является полноценно туристической машиной, предназначенной скорее для дальних путешествий по странам, чем для связи между областными центрами. Особенностью данной модификации является оригинальная компоновка. Необычная схема расположения дверей 1-0-1 несет в себе сразу несколько положительных моментов. Перенос второй двери в задний свес автоматически переместил в корму и санузел, в котором теперь можно свободно стоять в полный рост. К тому же в хвосте удалось разместить кухонный блок с умывальником и вместительными шкафчиками. А все пространство между осями теперь отдано под багажный отсек.


Golden Dragon XML6126JR: яркая внешность — «плюс» для междугородника


Higer — две новинки из трех показанных автобусов. Неплохо!


Koenig Campione 345 — оригинальный автобус как снаружи, так и внутри


Setra 419GT-HD на «Мире автобусов» как дома


«Богдан A20211» — попытка компромисса пригород/межгород


Пригородные направления без внимания тоже не остались. Вездесущая «Русбизнесавто» и здесь нашла что показать. Higer KLQ6826GQ — модернизированный вариант междугородней машины с установкой потолочных поручней и, соответственно, с возможностью провоза пассажиров стоя. При этом и начинка салона, и пневмоподвеска тоже никуда не делись, сохранив междугородный комфорт и для коротких маршрутов.

Компания Hyundai ComTrans Rus начала продвижение новой машины на шасси Hyundai HD78. Это украинский «Богдан A20211», созданный путем небольшой доработки специально для нашего рынка из городской версии. В салоне довольно комфортабельные кресла и кондиционер, а вместо задних рессор — пневмоподвеска.

На этом фоне даже довольно редкие экспонаты — совместный Higer-Scania A80T, волжский «Ритмикс» на шасси Avia, ГолАЗ «Вояж» на шасси Scania или все тот же Higer KLQ6129Q в комплектации «все включено» уже расцениваются как рядовые выставочные экспонаты.

В тесных улочках

Городская тематика присутствовала в меньших количествах как в общем, так и в плане новинок. И все же…

Самая сильная премьера — MAN Lion’s City (A23). Сочлененник, да еще и полноценно низкопольный, — это круто! Автобус пока чисто европейский, с кабиной, отгороженной лишь низкой перегородкой, четырехрядной планировкой салона и всего одной накопительной площадкой. Несколько вопросов оставила только четвертая дверь. Она выводит прямо на лестничный каскад, который явился следствием политики MAN — даже на низкопольной машине не размещать двигатель «в шахте». Сейчас автобус проходит сертификационные испытания.

Solaris Urbino12 — очередная демонстрация возможностей польских автобусостроителей. По сути, это стандартная городская машинка, основная «фишка» которой — двигатель, работающий на метане. Машина предназначена для поставки на скандинавский рынок и оснащена «холодным пакетом». Но для нас интересен не факт наличия двойных стеклопакетов и дополнительных печек, а то, что автобус уже с завода оснащен подключением к внешней системе запитки двигателя, благодаря которой можно запрограммировать подогрев двигателя на определенное время. Помнится, раньше и у нас в парках были такие системы, только включал их ночной механик.


MAN Lions City (A23) — MAN продвигает городские автобусы


Экзотический Solaris Urbino12 — перспективы далеко не ясные


«Богдан A30212» — второе пришествие корпорации на наш рынок?


«Богдан A20111» — пограничный класс, меньше только фургонбусы


Пошел в атаку и украинский автопром. Все та же корпорация «Богдан» представила мидибус «Богдан A30212». Городская машина классической компоновки с накопительной площадкой и, конечно же, откидной аппарелью, своим дизайном интерьера и экстерьера, регулируемой панелью приборов и даже двигателем, соответствующим нормам Euro-5. Правда последний для России заменят на Euro-4, но сам факт прихода на российский рынок именно такой модели указывает на серьезный подход.

Об одной новинке от компании Hyundai ComTrans Rus мы уже говорили. Еще одна — «Богдан A20111» — как раз и есть прародитель пригородной версии. Этот городской автобус придет на замену знакомой всем версии A092. Пока непонятно, насколько лучше окажется новичок, но предварительный осмотр показал, что машина рассчитана именно на наших перевозчиков. Дешево и сердито.

Стадный инстинкт

Фургонбусы правят бал не только на улицах города, но и на выставках. И выставка «Мир автобусов' 2012» не стала исключением. Без малого два десятка новых, либо доработанных моделей, — это почти в два раза больше, чем количество всех новинок крупных автобусов.

Для меня самой яркой машиной стала пока безымянная разработка компании «Автодом» на базе Ford Transit. Это, наверное, одна из лучших задумок по переоборудованию фургона в автобус. Здоровенная и тяжелая параллельно-сдвижная дверь с ручным или электрическим приводом заменена на двухстворчатую, прислонно-сдвижного типа. Высокая крыша позволяет стоять во весь рост, вдобавок к основным окнам над каждым из них врезаны дополнительные окошки — чтобы было светлее, а силовая структура кузова при этом не нарушалась. Кстати, форточки теперь есть в трех окнах из пяти — жара не страшна.

Остальные новинки попроще. Компания «ИМЯ-М» представила микроавтобус «МЕГА-Transit ИМЯ-3006» на 27 пассажиров! «Ирито» показала междугородник «ИМС L4H2M2PB-4» в кузове Citroen. Минибагажник под крайним рядом кресел по левому борту позволяет и сумку бросить, и аварийный выход через кормовые двери не перекрывает. «Луидор» предложил различные варианты привода дверей для VW Crafter: прислонно-сдвижную турецкого производства для входа через кабину и салонную распашную с механическим приводом собственной разработки. Городская маршрутка «Луидор-22370D» на том же шасси теперь рассчитана и на перевозку шести пассажиров стоя, доведя пассажировместимость до тех же 27 человек.


«Автодом» выходит на рынок с маршрутками на базе Ford Transit


«ИМЯ-3006» — новинка на шасси Ford Transit


Стенд «ИМЯ-М» — одно лицо, но разные имена


Отдельно стоит отметить компанию «Нижегородец», которая выводит в свет гамму маршруток на базе Fiat Ducato. Это первая компания, занимающаяся переоборудованием фургонов, с кем Fiat начал сотрудничество после сворачивания своего проекта в Елабуге. Показательно? Думаю, что да. Пока в линейке три микроавтобуса: городской — с возможностью установки электронного маршрутоуказателя и даже системы автоматической оплаты проезда, пригородный — с компоновкой «все кресла по ходу движения», междугородный — с упакованным салоном и невозможностью провозить пассажиров стоя.

А лидером по представленным новинкам, безусловно, стал «Самотлор-НН». Возродившийся из небытия бренд, несколько лет выступавший под логотипом «Промтех», теперь прилагает все силы для закрепления на рынке. И если раньше основная ставка делалась на микроавтобусы на базе Ford Transit, хотя эта тема, естественно, не забыта, то теперь…


Fiat Ducato от «Нижегородца» — новый носитель на рынке фургонбусов


«ЭлектроBUS» — совместное детище «Лиотех» и «Самотлор-НН»

Есть целый модельный ряд на базе Volkswagen Crafter. От городских и пригородных машин до полноценных «туристов». Правда к этой технике довольно много вопросов. Например, каким образом удалось достичь пассажировместимости в 30 человек? Или каково будет девяти стоячим пассажирам в пригородной машине, которая, к тому же, имеет очень большие окна, явно потребовавшие дополнительного вмешательства в структуру кузова? Зато понравилась междугородная машина. Интересная система освещения, разводка кондиционера и место для багажа. На ее фоне даже VIP-турист выглядит скорее показухой — яркой, но не функциональной.

В линейке появился и 17-местный междугородный Peugeot Boxer. Но это скорее дань моде. Кстати, большинство фургонов Ford Transit, из которых теперь и рождаются маршрутки, были произведены ООО «Форд Соллерс Холдинг».

Отметить лучшие в «мире» автобусы решили и сами организаторы мероприятия. Имеется в виду, конечно, не лучшие автобусы планеты Земля, а лучшие на выставке «Мир Автобусов». Так, в рамках конкурса, победителем в номинации «Лучший микроавтобус» стал Mercedes-Benz Sprinter, MAN Lions City — «Лучший маршрутный автобус», а Setra S419 GT-HD получила гордое звание «Лучшего междугороднего автобуса».