Макромасштаб микрокласса. Обзор микроавтобусов

Сегодня рынок автобусов малой вместимости — наиболее развивающийся сегмент пассажирских перевозок. Во-первых, потому что «маршрутки» намного дешевле полноценных автобусов, а, следовательно, их проще купить. А во-вторых, в условиях все большего уплотнения дорожных пробок таким машинам гораздо проще придерживаться графика.



Вопрос, положительная это тенденция или отрицательная, — тема совершенно иного плана. Мы же просто констатируем этот факт и пробуем разобраться в течениях внутри самого сегмента.

«Оригиналы»

Самые яркие и, безусловно, самые правильные микроавтобусы — это те, которые созданы с нуля, а не «выпилены» из стандартных фургонов. Пока у нас подобная техника создается только на шасси «Валдай» либо IVECO Daily, конечно, не считая «вечнозеленой» ГАЗели.

Такие микроавтобусы выгодно отличаются от своих «доноров» увеличенной площадью остекления, большей шириной и высотой салона, классической автобусной четырехрядной планировкой сидений и двумя полноценными дверями. Помимо этого, они оборудованы относительно большими багажными отсеками и вместительными багажными полками. То есть это уже не «фургонбусы», а этакие уменьшенные копии полноценных автобусов, имеющие к тому же зачастую более комфортную пневматическую подвеску.


«Лиса», построенная нижегородской компанией «Инновационные технологии» на шасси IVECO Daily, — эффектное решение как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения компоновки салона


Ширина автобуса Неман-420122 — 2 340 мм, что почти на 350 мм шире стандартного IVECO Daily, на базе которого он сделан


Четырехрядная планировка сидений и две полноценные двери — отличительная черта «маршруток» с оригинальным кузовом

Увы, этот путь тернист и не дешев. Поэтому пока такие маршрутки вызывают искреннее восхищение публики своей оригинальностью и похожестью на то, что мы привыкли считать автобусом, но так и остаются штучными изделиями.

«Горожане»

Категория городских машин у нас, наверное, самая разнообразная — присутствуют все лидирующие бренды. Даже Citroen, который долгое время находился в тени, наконец-то начал появляться на улицах городов. В то же время создать универсальную компоновку для работы в городе, подходящую для любой базы, так и не удалось.


ИМС L4H2M2 от «Ирито» на базе Citroen Jumper


Типичный для городской машины салон

Стандартное исполнение для MB/VW и IVECO — трехрядная планировка салона, когда все кресла стоят лицом по ходу движения. Ехать сидя при такой компоновке, несомненно, удобно, а вот передвигаться стоя — не очень. Тесновато, и приходится постоянно «рокироваться» с выходящими. При этом, в зависимости от концепции, вход в салон может быть либо через параллельно-сдвижную основную дверь, либо через распашную дверь кабины. Первый способ для пассажиров удобнее, благодаря размерам створки, и вкупе с общей культурой пассажиров, он приносит больше хлопот эксплуатационникам. Использование второго способа меняет «плюсы» и «минусы» местами.

У продукции концерна PSA салон спроектирован иначе. В районе параллельно-сдвижной двери три «перевертыша», далее несколько кресел, стоящих «по ходу» движения, а за ними два ряда «метромест» вдоль бортов. Замысловато, но для стоячих пассажиров здесь раздолье. Да и крупные сумки можно разместить, не отнимая пространства у людей.


Зарубежное предложение для наших городов — Karsan J10


Отличительные черты «Карсана» — широкий вход, автоматические двери, выдвижная ступенька


Сейчас в городском сегменте появляются предложения, с которыми зарубежные компании пытаются выйти на наш рынок. Например, турецкий Karsan J10. Косметическое обновление позволило машине даже с таким своеобразным дизайном выглядеть довольно современно. Более того, благодаря переднему приводу и оригинальной задней подвеске, удалось создать маршрутку с низким полом – это самая популярная сегодня «фенечка», когда речь заходит о городских автобусах. К тому же, большая колесная база позволила не только обеспечить идеальную развесовку по осям — 2120 кг на каждую, — но и установить полноценную двухстворчатую дверь в салон, которая позволяет, несмотря на поручень, закатывать детскую коляску. Нашлась возможность и для организации в заднем свесе отсека для багажа.

К сожалению, вместе с логичными компоновочными решениями и общей продуманностью конструкции, импортные маршрутки обладают высокой начальной стоимостью и, как это ни парадоксально, неприспособленностью к специфическим реалиям наших национальных перевозок. Невозможность открытия дверей до момента полной остановки, автоматическая блокировка движения при не полностью закрытой створке, выдвижные подножки, не рассчитанные на высоты наших бордюров на остановках и, конечно же, слишком нежная подвеска, не приспособленная к сочетанию наших «волнистых» дорог с жесточайшим перегрузом.

Почти «туристы»

Очень узкий сектор — специализированные междугородние машины с претензией на туристические перевозки. В них удобные кресла, развитая система воздуховодов, всегда присутствуют блоки индивидуальной вентиляции и освещения, салоны оснащены мультимедийными системами и автономными отопителями.


Внешних отличий у междугородних маршруток не много


Зато внутри сразу видна разница с «горожанами» — удобные кресла, полки с бортиками, система воздуховодов. На снимке салон ПКСТ Артан мод. 224302


Компания «Промтех» даже спроектировала «микрик» с удлиненным задним свесом и увеличенной площадью остекления. Но все это полумеры — недаром же эти бусики попадают под термин «автобусы особо малой вместимости». Малый размер салона и короткая база не располагают к длительным поездкам. Так что межгород на 300-400 км — это максимально возможное путешествие.

«Совместители»

Пригородные, междугородные и туристические — по сути, машины, работающие на этих маршрутах, очень похожи друг на друга. И различия у них довольно условны.

Если провести более или менее внятную градацию, то подавляющее большинство микроавтобусов можно разделить на две группы: пригородно-междугородные и пригородно-городские. Сначала рассмотрим первую группу — пригородно-междугородных перевозок.


Новинка пригородно-междугороднего назначения от компании «Промтех» на базе Ford Transit


И ее салон с оптимальной компоновкой для своего класса


Приметой этих машин, кроме удобных кресел с откидывающейся спинкой, являются вещевые полки над головой, отсек для багажа под крайним рядом кресел, перекрывающий кормовую распашную дверь, и обязательное наличие кондиционера. Естественно, все сиденья стоят на подиумах лицом по ходу движения. По возможности, машины, нацеленные на такую универсальность, оборудуются высокой крышей для удобной поездки стоя.

VIP-ориентация

Нельзя не сказать о еще одной составляющей пассажирских перевозок, носящих термин «нерегулярные». Эти машины не ходят на маршрутах, но, тем не менее, перевозят пассажиров. Речь идет о так называемых VIP-микроавтобусах. «Микрики» эти бывают двух типов.

Первые имеют несколько помпезную внешность, модные пластиковые обвесы и «шайбы» спутниковых антенн на крыше. Такие бусики в основном работают на заказах для сторонних организаций и перевозят участников различных мероприятий: свадеб, юбилеев и т.п. Салоны у них стандартные, с трехрядной планировкой, плотной компоновкой, и отличаются лишь креслами повышенной комфортности и наличием более дорогой мультимедийной системы.


VIP-внешность микроавтобуса от «Сикар-М»…


… и от ЧСУП «Павлио»


Автоматическая дверь, подсветка ступеней, декоративные колпаки — отличительные черты настоящих VIP-микроавтобусов


Декоративная видоизменяющаяся подсветка потолка — также немаловажная опция для VIP-микроавтобусов, создающая особую атмосферу и изысканный антураж

Вторые определить в общем потоке машин практически невозможно. С виду это обычная маршрутка, зато начинка может быть какой угодно. От салона с шикарными индивидуальными креслами до передвижной переговорной или мобильного офиса. По «упакованности» такие машинки порой могут соперничать с некоторыми кабинетами. Причем как в плане оборудования и удобства компоновочных решений, так и в цене, за которую покупатель может осуществить практически любое желание.

Выбор шасси

Каждое кузовное ателье имеет свое направление, свои решения и свои приоритеты. И выбор конкретного производителя — это как выбор жизненного пути; советчики в нем только мешают. Что же касается базовых шасси, то дать некоторые рекомендации мы можем.

По нашему мнению, тем, кто работает на городских маршрутах, стоит присмотреться к Peugeot Boxer и Citroen Jumper. Эти машины, благодаря переднему приводу, более низкому уровню пола и, как следствие, немалой высоте салона, больше других подходят для быстрой посадки/высадки и перевозке пассажиров стоя.

Парочка MB Sprinter и VW Crafter лучше чувствует себя на пригородных и междугородних маршрутах. Благо длинный кормовой свес и возможность двухскатной задней ошиновки прекрасно подходят для организации приличного багажного отсека «в хвосте».

Ну, а к IVECO стоит присмотреться тем, кто работает на особо плохих дорогах. Эта выносливая машина прекрасно подойдет как для работы в небольших городках, так и для связи между ними.

Как ни странно, Ford Transit хоть и сдал немного свои позиции, но по-прежнему остается популярным перевозчиком пассажиров. Последние наиболее интересные разработки, как в городском, так и в пригородно-междугороднем сегменте, были созданы именно на этом шасси, которое на данный момент является в каком-то роде универсальным, со свойственными этому термину «плюсами» и «минусами».

Ну, а вездесущая «Газель», как и раньше, является лучшим решением для старта на рынке маршрутных перевозок. Благо «детские болезни» уже давно стали «младенческими», а кузовные ателье порой создают на ее базе хорошие и интересные модели.