Прибор точной настройки. Тест-драйв Unimog U400

Ответственно заявляю — это самый «замороченный» грузовичок из всех, которыми мне когда-либо доводилось управлять. Именно Unimog серии U400 оставил самые яркие впечатления. И потому в моем личном неофициальном рейтинге этому грузовику присваивается негласный титул The Most Interesting.



Однако, строго говоря, Unimog — это и не грузовик-то вовсе. Более правильно называть эту машину самоходным технологическим транспортным модулем для работы со «спецорудиями». Кратко поясню, что имеется в виду.


Философия

Unimog U400 сконструирован таким образом, что без проблем может двигаться на низких скоростях (до 5 км/ч) в течение длительного времени без перегрева двигателя и трансмиссии. А именно в таком скоростном режиме выполняется большинство коммунальных работ. В то же время в режиме транспортного перемещения Unimog может развивать до 90 км/ч и не выбиваться из общего потока даже на трассе.

Но самое главное — это обилие точек подключения для специального навесного оборудования.

Например, только спереди предусмотрено восемь гидравлических разъемов. Есть они сзади и сбоку. Помимо гидровыводов, есть электрические и пневматические разъемы. По центру спереди установлен также и вал отбора мощности. На раме заранее предусмотрены множественные технологические монтажные отверстия, предназначенные для установки различных видов специального оборудования.


Цветовая и цифровая кодировка гидроразъемов существенно облегчает процесс подключения навесных приспособлений



Рядом с гидравлическими есть и электрический разъем



По сути, Unimog, как база для монтажа спецорудий, вобрал в себя все лучшее, что есть у грузовика и трактора, привнеся в образ многофункционального самоходного модуля еще целый ряд дополнительных свойств, присущих только ему.

Выглядит Unimog, почти как грузовик, двигается и в тракторном, и в автомобильном режимах, а возможности для навески и управления спецоборудованием предоставляет настолько широкие и удобные, что по этому параметру с «Унимогом» не может сравниться ни грузовик, ни трактор. Именно поэтому Unimog — это самая настоящая «вещь в себе», самобытный тип транспортного средства. Попробуем в деле?


Самобытность

Хоть на снимках Unimog U400 выглядит компактным, на самом деле это отнюдь не маленькая машина. Например, его высота составляет 2860 мм, что вполне сопоставимо с высотой городского автобуса, а длина превышает 5 м.

Кабина скомпонована довольно необычно. Несмотря на внешность полукапотника, Unimog — это классический «кэбовер». Двигатель находится строго под кабиной, а под капотом на самом деле располагаются многочисленные коммуникации для гидравлики, там же по центру проходит вал отбора мощности и т.д.

Сделана кабина, кстати, из пластика. Забираться в нее необходимо по трем довольно высоким ступенькам. Но трудностей это не вызывает, а вот внутри необычно почти все!

Непривычен обзор. Это даже не обзор, это, если так можно выразиться, обзорище! Нижняя кромка лобового стекла проходит где-то в районе подошв ботинок, и в боковых дверях остекление также идет глубоко вниз. Когда едешь, ощущение такое, что управляешь парящим в воздухе аквариумом. «Мне сверху видно все, ты так и знай» — это про обзор кабины Unimog U400.

На движение рулевым колесом машина также реагирует очень непривычно. Непривычно чувствительно! Кажется, на полградуса повернешь руль, а направление уже меняется. Собственно Unimog и создавался как сверхманевренная машина для работы в условиях ограниченного пространства. Такие настройки рулевого управления сразу чувствуются.

При этом (на минуточку!) я водил «обычную» версию. А ведь бывают еще и полноуправляемые модификации, где поворачиваются не только передние, но и задние колеса. Так, может, Unimog способен развернуться вообще на месте?


На приборный щиток выводится большое количество информации



По такой направляющей рулевая колонка может быть передвинута с левой на правую сторону



В чувстве юмора разработчикам рабочих пиктограмм Unimog U400 не откажешь



Остекление дверей обеспечивает великолепный боковой обзор



Вся документация имеет красочные обложки и упаковывается в фирменный кейс



Возможно, многие будут удивлены, но именно так. Unimog действительно может развернуться на месте. Существует такая опция — подъемно-поворотное устройство, монтируемое под рамой. С помощью гидравлики вниз на асфальт опускается поворотное основание, фиксируется, машина поднимается в воздух и разворачивается на 180 градусов, как карусель. Пожалуй, это апогей маневренности.

Непривычно в «Унимоге» и переключение передач. Здесь восемь передач вперед и шесть — назад. Коробка здесь и не механика, и не автомат. Нечто подобное называют роботизированной коробкой. Необходимо выжать сцепление и легонько толкнуть рычаг вперед. Передача переключится вверх. Рычаг отскочит назад и своего изначального положения не изменит. При переключении передач вниз принцип тот же, а система Electronic Quick Reverse позволит быстро и многократно менять направление движения, когда работы надо выполнять в режиме «челнока». Номер передачи при этом все время высвечивается на приборном щитке. Вроде бы все очень просто, но на привыкание некоторое время однозначно понадобится.

Кстати о приборном щитке. Каких только данных сюда не выводится! Unimog сообщает водителю, например, температуру масла гидросистемы, данные об износе тормозных колодок или загрязнении воздушного фильтра. Здесь масса данных, которые не прочтешь на приборном щитке обычных грузовиков. А еще этот щиток вместе с рулевым колесом можно передвинуть на штурманское место! Правда, перемещаемое рулевое управление — это опция, устанавливаемая на Unimog по отдельному заказу.


Агрегаты ходовой части Unimog, и так скомпонованные плотно, грядущие нормы Euro-6 еще больше уплотнят. На снимке как раз шасси следующего поколения. Новый Unimog будет представлен в 2014 г.




В общем, за что ни возьмись, все в «Унимоге» «немножко не так», как у традиционных транспортных средств. Недаром, прежде чем приступить к работе с этой машиной, водители проходят специальное обучение и именуются уже не водителями, а водителями-операторами.


Аналогия

Знаете, что в конечном итоге мне очень напомнил Unimog U400? Мой фотоаппарат! Как делает фотоснимок обыватель? В режиме «автомат» нажал на кнопку — и «дело в шляпе». Как работает фотограф? В очень упрощенном изложении примерно так.

Фотограф задает камере настройки светочувствительности, выдержки и диафрагмы. Затем с учетом фокусного расстояния и светосилы объектива выстраивает композицию. И только после того, как сделан замер яркости по нужной точке, нажимает на спуск. Профессионал способен просчитывать и менять настройки за несколько секунд, в итоге добиваясь наилучшего результата.

Unimog, когда выполняет ту или иную работу, настраивается по схожим принципам. «Подгоняются», оптимизируются и затем поддерживаются десятки параметров — от стабильных оборотов двигателя и выбранной передачи до скорости вращения гидронасоса и давления в системах привода навесных орудий. Как только условия меняются, все системы машины можно перенастроить.

Именно поэтому Unimog U400 — прибор точной настройки. Высокопрофессиональный инструмент. А как все профессиональное, Unimog недешев. Очень недешев. Но однозначно стоит того.

Автомобиль на тест предоставлен
ООО «Технический центр Восток»


Первая крупная партия «Унимогов» была поставлена в северную столицу в 1995 г. Подробнее — в миниматериале «Унимоги» Петербурга»

Нет предела совершенству. Так, например, под некоторые виды специального навесного оборудования видоизменяются даже боковые двери. Подробнее в миниматериале «Стремление к совершенству Unimog»