Вездеходное братство. Выставка «Вездеход’ 2013»

Говорят, почти каждый мужчина неравнодушен к околовоенной и вездеходной технике. Это правда — я и сам такой. Поэтому на выставку «Вездеход» отправился с удовольствием.


Рестайлинговая версия ЧЕТРА ТМ-140М2 с жилым модулем

Реализатором идеи этого выставочного проекта выступает МВЦ «Крокус Экспо», на чьих площадях проходит ComTrans, CТТ, «Автотранс» и ряд других транспортных выставок. Наш рассказ — лишь о наиболее интересных экспонатах второго «Вездехода».


ЧЕТРА

Главным экспонентом «Вездехода», равно как и в прошлом году, бесспорно, была марка ЧЕТРА. Именно ее стенд был единственным, где организовали шоу-программу и нормальное освещение. Ну и, естественно, техника самая крупногабаритная — тоже у ЧЕТРЫ. На выставку привезли два гусеничных вездехода этой марки.

На уличной площадке желающие могли прокатиться одном из них, с манипулятором Palfinger PK 12000. Гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ-140, пожалуй, уже можно признать современной классикой жанра. Около полутысячи построенных на Курганмашзаводе экземпляров тому подтверждение.

В павильоне же прошел премьерный показ обновленного вездехода ЧЕТРА ТМ-140М2. Модернизированную версию легко узнать по новой линзовой светотехнике в остроугольном обрамлении и видоизмененной форме крыши кабины. В основу всех гусеничных вездеходов семейства ЧЕТРА ТМ-140 заложен модульный принцип замены надстроек. Так, например, ремонтную мастерскую можно снять, а на ее место установить медицинский или жилой модуль. Вариант с жилым модулем как раз и показывали в рестайлинговой версии на стенде в павильоне.

Он рассчитан на восемь сидячих мест, которые трансформируются в четыре кровати. Есть здесь небольшая кухня, санузел, душ, шкафчики для вещей. По заказу можно комбинировать различные варианты интерьерного оформления.


Медведь

Малогабаритный снегоболотоход «Медведь» — еще один представитель гусеничных вездеходов, представленных на выставке. С гигантами марки ЧЕТРА его роднит только одно — наличие гусеничного движителя. По габаритам же они — Давид и Голиаф. В пассажирском модуле ЧЕТРЫ ТМ-140М2 можно запарковать несколько «Медведей».


Малогабаритный снегоболотоход «Медведь» с двигателем от ВАЗ-2107

Изготавливает снегоболотоходы «Медведь» во Владимирской области фирма… А вот и нет! Даже не фирма, а индивидуальный предприниматель Усов Олег Иванович. Для отечественного рынка ситуация, когда изготовителем транспортного средства является не юридическое лицо, а физическое — пока непривычна. Однако в мировой практике, особенно для нестандартных штучных изделий — абсолютно нормальное явление. Вспомните хотя бы изготовителей супер-байков с канала National Geographic, Orange County Choppers. Здесь тот же принцип.

Агрегаты «Медведя» хорошо знакомы отечественным автовладельцам. Например, двигатель и коробка передач заимствованы от ВАЗ-2107. Таким образом, техническое обслуживание и ремонт «Медведя» даже в глубинке не должны стать проблемой. Задний мост, однако, полностью оригинальный. Через него крутящий момент посредством фрикционов и бортовых редукторов переходит на ведущие звездочки. Для изменения направления движения используется классическая схема фрикционного механизма.

Подвеска у «Медведя» — торсионная. Верх вездехода выполнен из стеклопластика, а низ – из стали. По сути, нижняя часть — это не что иное, как стальная лодка на гусеницах, позволяющая «Медведю» плавать.


Terranica

Гусеничный вездеход Terranica по габаритам чуть больше «Медведя». Но с «Медведем» его «кармически» объединяет тот факт, что это тоже разработка конструктора-энтузиаста, хоть и представленная под флагами фирмы.

Автор «Терраники» ни кто иной, как легендарный Геннадий Хаинов — один из лидеров движения «Самавто». Это имя должны прекрасно помнить все, кто в 1980-е гг смотрел телепрограмму «Это вы можете». Автомобиль «Лаура» Хаинова одно время «гремел» на весь СССР. Теперь Геннадий Хаинов занимается гусеничной темой.

Кузов вездехода Terranica — стальной сварной каркас, установленный внутрь герметичной сварной алюминиевой лодки. Верхняя часть кузова выполнена из композита. Разумеется, что Terranica — вездеход плавающий. 150-сильный дизельный двигатель VM-Motori агрегатирован с автоматической КПП ZF. Масса вездехода — 1400 кг, технически возможная максимальная скорость — 90 км/ч. В планах новообразованного ООО «Глобал Терраника» выпуск коротко- и длиннобазных модификаций вездехода, а также версии с кузовом пикап. Сборка, увы, будет осуществляться не у нас, а в Китае.


Авторос

Наиболее экспрессивный колесный вездеход показала компания «Авторос». Речь о четырехосном полноуправляемом «монстре» по имени «Шаман». Это уже достаточно хорошо известная в профессиональных кругах машина.


Четырехосный полноуправляемый «Шаман» скоро должен пойти в серию

Премьера рестайлинговой версии состоялась на прошлогоднем Московском международном автомобильном салоне.

На выставке «Вездеход’ 2013» объявили о планах начала серийного производства, а также впервые показали специальный прицеп к «Шаману».

Главной же премьерой компании «Авторос» стал двухосный вездеход MYL. Выглядит он как поставленная на огромные колеса «ГАЗель». Однако от ГАЗели здесь только кабина и бортовая платформа. Мосты — доработанные от ГАЗ-66 с установленными в них дифференциалами повышенного трения, раздаточная коробка собственного производства с блокируемым межосевым дифференциалом.

Коробка передач механическая, 5-ступенчатая, синхронизированная, с ручным управлением. Шины те же, что и у «Шамана» — оригинальные Avtoros X-Tream собственной разработки компании «Авторос».


Эконтранс

Свою линейку из трех вездеходов на шинах сверхнизкого давления показала тюменская компания «Экотранс». Ее вездеходы, выпускаемые под торговой маркой «Петрович», уже достаточно популярный продукт в своей рыночной нише.

«Петровичи» даже успели «засветиться» рядом с легендарными «Синими птицами» — машинами для поиска и спасения приземлившихся космонавтов. В ноябре прошлого года телевизионная группа, сопровождавшая «Синих птиц», ездила именно на «Петровичах».


Перспективы развития

«Вездеход» — очень молодой проект. Эту выставку провели только во второй раз, но рост числа экспонентов уже налицо. Правда, этот рост наблюдается, главным образом, за счет «обычных» легковых внедорожников и пикапов.

Честно сказать, не хотелось бы, чтобы в итоге «Вездеход» превратился в «джиповый» филиал «Московского автосалона». В России и мире огромное количество производителей «особо экстремальной» колесной и гусеничной вездеходной спецтехники. Именно в сторону производителей транспортных средств на шинах сверхнизкого давления и заводов-изготовителей гусеничных вездеходов мы бы рекомендовали смотреть организаторам.

Первые шаги сделаны, направление верное. Главное — не потерять темп и выдержать направление. Тогда, безусловно, проект «Вездеход» будет ожидать успешное развитие.