Готовь сани летом. Тест зимних шин для коммерческого транспорта

И зимние шины для LCV тоже! Ведь это только кажется, что выбор покрышек для коммерческого транспорта — простой вопрос, который можно легко решить с наступлением первых холодов. Если вы подходите к безопасности автотранспорта серьезно, то и к выбору «обуви» для автомобилей нужно подходить со всей обстоятельностью, а значит — разобраться в этом вопросе заранее.



Агрегатоносителем наших тестируемых шин выступал VW Transporter T5 — крайне популярная и в Европе и у нас модель


Сложность состоит в том, что разные покрышки в разных дорожных условиях ведут себя по-разному, что, безусловно, сказывается на поведении автомобиля. Чтобы разобраться, какая резина лучше всего подходит для эксплуатации в сложных условиях зимы, мы отправились в Финляндию.

Именно в этой скандинавской стране находятся два испытательных полигона фирмы Nokian: летний (в окрестностях города Тампере) и зимний (за Северным полярным кругом). Здесь выбранные нами для тестов комплекты покрышек пройдут весь комплекс испытаний, чтобы выявить по итогу лучших.

Участники

Для нашего теста мы выбрали пять комплектов покрышек: Hankook Winter RW06, Yokohama SuperVan 354, Nokian Hakkapeliitta CRvan, Michelin AgilisAlpin, а также Kleber Transalp 2. Правда, последний комплект имел маркировку M+S, без положенной «снежинки». В привычном понимании — это так называемая всесезонная покрышка, но производители позиционируют эту резину, как зимнюю. Официально это дало нам повод включить их в наши испытания. Тем интереснее было посмотреть, как ведет себя М+S относительно «честных» зимних шин. Впрочем, забегая вперед скажу, что на актуальность участия в тесте шин Kleber «неправильная» маркировка никак не повлияла.

Зимняя часть испытаний

Первая часть испытаний проходила на зимнем полигоне. Огромное замерзшее озеро служило основным тестовым треком. Испытания происходили на льду и на укатанном снегу. В течение дня за Северным полярным кругом погода может очень быстро меняться. Особенно это касается мороза. Порой показания термометра опускались к вечеру на десятки отметок относительно утренних показателей. Конечно, все это сильно влияет на состояние льда и снега, а, следовательно, и на поведение испытуемых покрышек. Именно поэтому все итоговые результаты рассчитывались с поправкой на погоду. Специально для этого при испытаниях использовали комплект референтных покрышек, которые ставили через каждый третий тестовый заезд. Это международная методология, которой пользуются при любых испытаниях зимних покрышек.

Управляемость на льду

Первое испытание — управляемость на льду. Проводится оно на извилистой трассе, проложенной по льду озера. Связки пологих и крутых поворотов на гладком, очищенном специальной техникой, льду позволяют проверить поведение покрышек в сложных условиях и разных комбинациях Заезды на ледяной трассе помогают получить субъективное впечатление от характеристик шин. Объективным же фактором является засечка времени проезда трассы на каждом комплекте шин. Время фиксировалось при помощи GPS-комплекса.


Управляемость на льду


Разгон и торможение на льду

Эта серия испытаний также проходила на льду замерзшего озера. Широкий прямой ледяной трек длиной 1 км хорошо очищен от снега, после каждого заезда по полосе еще раз проезжает техника со щеткой. Разгон (с педалью акселератора в пол и откровенным сбросом педали сцепления, ESP включена, иначе автомобиль бы трогался очень долго) измерялся до скорости 28 км/ч на первой передаче, после чего осуществлялось торможение. На каждой шине такая последовательность выполнялась 15 раз — пока не заканчивается трек. Измерительный спутниковый комплекс RacelogicVBox фиксирует время разгона и тормозной путь. За результаты в этих испытаниях в сводной таблице итогов торможений выставляем удвоенное количество баллов, так как торможение является наиважнейшим критерием оценки шины.



Торможение на льду


Поперечное сцепление на льду

Это испытание проводится на специальном ледяном круге диаметром 200 м. Радиус поворота довольно пологий и равномерный. Автомобиль развивал среднюю скорость около 70 км/ч. Под влиянием центробежной силы автомобиль смещается на внешний радиус траектории. Чем лучше покрышка держит в поперечном направлении, тем выше скорость движения. Соответственно, и эти заезды выполнялись на скорость.


Управляемость на снегу

Смысл в этом испытании такой же, как и на ледяном треке. Только трасса длиннее, а рельеф ее разнообразнее. Так как добавляются трехмерные участки, в отличие от плоской ледяной поверхности. Трасса изобилует разнообразными поворотами, связками, длинными и короткими прямыми. Отличная возможность проверить всю гамму сцепных свойств покрышек со снегом. Во время испытаний поверхность трассы состояла из спрессованного скользкого снега и слегка припорошенного более мягким снегом. В этом тесте фиксировалось время прохождения трассы, а так же записывались субъективные впечатления от каждого комплекта шин.


Специальная техника после каждого заезда заново подготавливает трассу


Снежная трасса с подъемом в гору

Но даже при наличии нескольких трехмерных участков, проверить динамические сцепные свойства покрышек довольно сложно. Именно поэтому отдельное испытание — подъем на холм. Извилистая снежная трасса, ведущая в гору через несколько прямых отрезков, связанных поворотами на 90 и 180 градусов, позволяет оценить поведение шин при разгоне в гору в продольном направлении, а также их «гребные» свойства в поворотах. Качество торможения здесь немного уходит на второй план, ведь в этом случае шинам отчасти помогает гравитация. Заезды также выполнялись на время.


Разгон и торможение на снегу

Цикл разгонов до 45 км/ч (с педалью акселератора в пол и откровенным сбросом педали сцепления, ESP включена) и экстренным торможением на каждой шине, так же как и при торможении на льду, выполнялся около 15 раз, каждый раз на нетронутом участке длинного трека. Измерения проводились инструментально GPS-оборудованием и обрабатывались с учетом изменения погодных условий. Поверхность трека: плотный укатанный однородный снег (подготовка трека выполняется снегоуплотнительной машиной — ратраком). За итоговые позиции в сводной таблице итогов торможений выставляем удвоенное количество баллов, т.к. торможение является наиважнейшим критерием оценки шины.



Летняя часть испытаний

Так как зима в нашей стране крайне нестабильна, то игнорировать поведение покрышек на асфальте для объективной оценки нельзя. Кроме того, многие автомобилисты начинают использовать зимние покрышки задолго до основательного снежного покрова. Для асфальтовой части испытаний мы отправились на летний полигон фирмы Nokian с нашими комплектами.

Аквапланирование на шуге

Шуга — это талый снег, который глубоким слоем покрывает дороги во время оттепели. Согласитесь, знакомая картина для русской зимы. В этом испытании слой шуги составлял 35 мм. Чем выше скорость начала аквапланирования — тем лучше шина убирает снежную жижу из-под колес. Замеры производятся с помощью GPS-оборудования.


Торможение на мокром асфальте

Это испытание проходило на специально оборудованном треке. Полоса асфальта, на которую непрерывно самотеком поступает вода из установленных с равномерным промежутком фонтанов. Постоянная толщина слоя воды — 1-2 мм, поверхность трассы покрыта им равномерно. Таким образом, имитируется именно мокрый асфальт, а не лужи на его поверхности. Торможение выполняется и фиксируется аппаратурой со скорости 100 км/ч. Измерение и фиксацию результатов испытаний осуществляет спутниковый комплекс RacelogicVBox. Итоговые результаты серии торможений на мокром асфальте обрабатывались с учетом изменения погодных условий.


Торможение на сухом асфальте

Замер тормозного пути проводился со скорости 80 км/ч. ABS и ESP работали в штатном режиме. Для замеров использовалась широкая, длинная полоса ровного асфальта.


Сопротивление качению

На специальном стенде по стандарту ISO 28580 был измерен коэффициент сопротивления качения у всех шин, участвовавших в тесте.


Стенд для проверки сопротивления качению



Наш выбор

В итоге можно сказать, что лучшими оказались шины Nokian. Они — самые убедительные на снегу и льду, хотя их подвели сцепные свойства в торможении на мокром асфальте. Однако главная заслуга этих шин в том, что на любой поверхности они демонстрируют отличный баланс качеств. То же самое можно сказать о шинах Kleber и Michelin. Однако первые, поначалу обескуражившие маркировкой M+S и отсутствием «снежинки», оказались крепкими хорошистами без очевидных недостатков. Шины Michelin беспомощны на льду, но отлично проявляют себя на асфальте. Коммерческие шины Hankook обладают нестабильными характеристиками, серьезно меняющимися от типа поверхности дороги. А легкогрузовые шины Yokohama на фоне остальных оказались худшими.