Новая жизнь грузовой шины

Новую жизнь часто принято начинать с нового года. В канун католического Рождества компания Goodyear совместно со своим партнером, «Поволжской Шинной компанией», подарила эксплуатирующимся в России грузовым шинам шанс на новую жизнь.


В поселке Зеленовка под Тольятти открылся завод по восстановлению покрышек холодным способом. Продукция, выпускаемая заводом, предназначена в первую очередь автотранспортным предприятиям, которые одновременно являются и поставщиками первичного сырья – выходивших свой срок шин.

Дальше – больше

До 2010 года в России работало только два завода, занимающихся восстановлением грузовых шин и сертифицированных Goodyear – это «Протектор Некст» в Долгопрудном (Московская область) мощностью 15000 шин в год, и «Хорошие Колеса» во Всеволожском районе Ленинградской области мощностью 30000 шин. Однако их возможности – капля в море по сравнению с потребностями страны, о чем говорит даже тот факт, что «Хорошие Колеса» наряду с производством продолжают заниматься импортом восстановленных шин из Европы.

С открытием совместного с «Поволжской шинной компанией» завода в Зеленовке под Тольятти компания Goodyear начинает в России широкомасштабное развитие бизнеса по восстановлению грузовых шин. Уже весной 2011 года планируется открытие аналогичного предприятия в Южном федеральном округе, затем на очереди Урал.

Сейчас на заводе осуществляется восстановление холодным способом. В 2011 году планируется запустить еще одну линию, работающую уже горячим методом, мощность которой составит 8000 штук в месяц.

Поэтапно

При создании завода брались лучшие на сегодняшний день образцы оборудования, применяющегося в Европе, которые позволяют выполнять каждую из операций цикла восстановления шин с наивысшим качеством.

На завод поступают использованные шины с остаточной высотой протектора 2 мм. Одним из важнейших этапов восстановления является отбор пригодных каркасов. Все начинается с установки изношенной шины на специальный станок для визуального осмотра немецкой фирмы Collmann. На каждую шину заводится персональный паспорт, в котором отмечаются все этапы ее обработки, что в дальнейшем позволяет, в случае возникновения претензий, отследить брак и четко реализовать гарантийные обязательства.

На визуальном осмотре оцениваются механические повреждения - порезы, пробои и т.п., все это заносится в персональный паспорт и заверяется подписью оператора. Далее шина поступает на проверку под давлением, которая проводится на другом станке фирмы Collmann, оснащенном суппортами, имитирующими колесный диск. В шину подается давление и по его падению оператор может определить наличие пробоин и грыж на боковинах. Система рельсового конвейера обеспечивает перемещение каркасов от одной рабочей станции к другой, причем они нигде не касаются земли и друг друга, в силу чего исключен контакт с загрязнениями или отходами.

Следующая операция называется шеарография – она позволяет произвести сканирование каркаса шины для определения внутренних расслоений и трещин – т.е. неоднородности массы. На станке фирмы Maragnoni применяется технология шеарографии в условиях вакуума, при которой для выявления возможных повреждений материала внутри каркаса используется интерферометрический лазер.

Колесо автоматически загружается в специальную сферу, внутри которой производится 27 снимков внутренней структуры материала. Все данные сканирования сохраняются в памяти компьютера, а в паспорте делается соответствующая отметка. Данная операция позволяет уже на входном контроле выявить большое количество брака, который в дальнейшем мог бы привести к тому, что колесо разрушится в процессе эксплуатации. Операция занимает 3-4 минуты, но в результате появляется полная уверенность в том, что каркас шины пригоден для дальнейшей эксплуатации. Оператор оценивает фото на наличие внутренних расслоений, пузырей, либо иных повреждений по сравнительной таблице изображений. Если они обнаружены, – оператор делает в паспорте отметку «брак» и шина утилизируется. В случае, если подобная шина каким-то образом все-таки не будет списана в брак, она все равно не сможет быть восстановлена – на нее технологически невозможно нанести новый протектор и провести вулканизацию.

Затем на очередном станке фирмы Collmann производится операция шерохования, в процессе которой с каркаса удаляются остатки старого протектора и боковин. При этом формируется поверхность с возвышенными и углубленными бороздками, в силу чего появляется увеличенная площадь для накладки протекторного кольца, обеспечивающая его наилучшее прилегание. Трехосный шероховальный станок COLLMAN с полностью автоматизированным управлением создает на основе размеров каркаса индивидуальный профиль, обеспечивающий максимальную адгезию наложенного протектора с каркасом и оптимальное пятно контакта уже готовой восстановленной шины с дорогой.

Оператор задает определенные характеристики шерохования с помощью программы, имеющей в памяти различные типы покрышек, станок сам сканирует колесо и определяет толщину слоя остаточного протектора, который требуется снять, не затронув при этом внутренний защитный слой. Однако обработка боковых плоскостей в автоматическом режиме невозможна, поэтому эта часть работы осуществляется оператором с помощью специального устройства, которое рабочие называют «мотоцикл» за сходство с мотоциклетным рулем. В нем находится блок фрез небольшого размера, с помощью которого оператор обрабатывает боковины. В закрепленное на станке колесо подается давление, и начинает работать фреза. Срезанный протектор в виде крошки высасывается наружу и пакетируется для дальнейшей утилизации и производства различных резинотехнических изделий, например, травмобезопасной резиновой плитки для детских садов.

В процессе эксплуатации шины, как правило, получают повреждения протектора, брекерных поясов и герметизирующего слоя, поэтому каркас необходимо проверить на предмет повреждений и отремонтировать. Это делается компактной пневматической фрезой, с помощью которой вырезаются различные небольшие повреждения местного характера, застрявшие камешки или железные «занозы». Внешне эта операция очень похожа на работу стоматолога с бормашинкой, высверливающего и обрабатывающего пораженный участок больного зуба под будущую пломбу. Точно так же обрабатываются кратеры, оставшиеся в шине после посторонних предметов. Кратеры заделываются «пломбами» - пластическим материалом, который в разогретом виде подается с помощью специального пистолета. Затем на колесо наносится особый клей, который позволяет улучшить последующее адгезионное прилегание нового покрытия.

После операции нанесения клея шина поступает на операцию автоматического нанесения промежуточного слоя резины. В процессе нанесения очень важно наложить на каркас однородный слой определенной толщины, не допуская наличие воздушных пузырей между резиной и шиной. Все это позволяет выполнить автоматический экструдер.

Протектор может быть нанесен в виде ленты, которая потом закрепляется за концы, либо в виде кольца. Компания Goodyear применяет оба способа.

Протекторы Next Tread в виде сплошного, бесшовного кольца автоматически надевают и центруют на каркасе надевающие машины. Они также оснащены системой прижима, гарантирующей равномерное соединение с каркасом. Такой процесс позволяет равномерно разместить протектор по периметру каркаса без деформирующего напряжения, применение этих машин исключает, в силу полностью автоматически проходящих процессов, любую ошибку человека.

После наложения протектора на боковины шины накладываются матрицы, на которых уже имеется определенная информация – типоразмер колеса, тип нанесенного протектора, информация о том, что колесо является восстановленным, номер партнера Goodyear – например, «Поволжской Шинной компании» присвоен номер 55, а также бренд Next Tread. Это необходимо для того, чтобы покупатель всегда знал, какому конкретному производителю предъявлять претензии в случае обнаружения брака. Кроме того, с помощью наборных штампов наносится неделя и год выпуска, а также номер колеса, соответствующий его паспорту.

Затем шину запаковывают в резиновые мешки, напоминающие большие камеры, рассеченные по внутреннему радиусу и снабженные воздушным клапаном, с помощью которого в мешке с шиной создается вакуум. Запакованные в мешки и вакуумированные колеса поступают на вулканизацию в автоклаве, вмещающем одновременно 24 шины. Процесс представляет собой постепенный подъем и сброс температуры, который задается программой и длящийся 4 часа.

После вулканизации колесо вновь поступает на шерографию в сканер фирмы Maragnoni для производства выходного контроля. Она требуется для того, чтобы убедится, что в протекторной части нет расслоений и пузырей. Рабочий для этого выполняет точно такую же операцию, которая была на входе, только теперь она производится на готовой продукции. Если с восстановленным колесом все в порядке, оно поступает в продажу. Если же какие-то дефекты есть, производится ремонт колеса.

Кому это надо?

Технология, конечно, интересная, но возникает закономерный вопрос – зачем это все нужно? И здесь на первый план выступает экономический аспект. Не секрет, что вторая по значимости статья затрат автопарков – это шины. Программа Next Tread позволяет автотранспортным организациям сэкономить значительные средства по этой части расходов.

Важно отметить, что технические характеристики восстановленной шины полностью соответствуют характеристикам новой. Это касается пробега, сопротивления качению и экономии топлива, индексов нагрузки и скорости. Оригинальный рисунок протектора такой же, как у новой шины Goodyear последнего поколения.

Таким образом, восстановленная шина в эксплуатации ничем не отличается от новой, при этом ее стоимость на 30% ниже. Кроме того, исчезают расходы на утилизацию отработавшей первичной шины, которую теперь можно сдать на восстановление.

Стоит принять во внимание и тот факт, что стоимость самого каркаса достигает 2000 рублей, а его ресурс в два раза превышает ресурс протектора. Очевидно, что сдавать каркас на утилизацию только потому, что у него выработался протектор вместо того, чтобы отправить его на восстановление, иначе как бесхозяйственностью не назовешь.

«Сегодня любое транспортное предприятие старается делать максимально выгодные покупки», – говорит директор Goodyear по восстановлению шин в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Убер Моке. – «Потенциал нового продукта Next Tread способен достичь по характеристикам экономии топлива и увеличенного пробега показателей, аналогичных лучшим новым шинам Goodyear. Кроме того, стоимость восстановленной шины на треть и более ниже новой, что позволяет значительно оптимизировать эксплуатационные расходы автопарков».

По словам директора по продажам компании ООО «Гудиер Раша» Алексея Платова, «это скорее услуга, чем продукт». Автотранспортное предприятие и завод по восстановлению шин становятся частью технологических цепочек друг друга. Автопарк является поставщиком сырья и потребителем продукции для завода, а завод становится для транспортников «шинным оператором», позволяющим оптимизировать и вывести на качественно новый уровень эксплуатацию и оборот покрышек.