«Росбелавто» быть!

Мало кто из экономических аналитиков, а тем более автомобильных журналистов России и Беларуси, брался предсказывать судьбу холдинга «Росбелавто», который, по задумке авторов проекта, должен был объединить активы Камского и Минского автозаводов.

Долгое время стороны не могли прийти к согласию в вопросе реальной стоимости ОАО «МАЗ», что делало дальнейшие переговоры невозможными. В Минске даже работала авторитетная аудиторская компания Ernst & Young, которая оценила стоимость МАЗа в 800 млн. долларов США. Но белорусское правительство, владеющее 100% акций Минского автозавода, не согласилось с этими цифрами. Тогда многие заговорили о бесперспективности создания холдинга.



Но после того как 18 июля 2012 г. Минск посетил премьер-министр России Дмитрий Медведев, дело сдвинулось с мертвой точки. После встречи со своим белорусским коллегой Михаилом Мясниковичем в резиденции «Заславль» под Минском Дмитрий Медведев заявил, что «в части договоренностей по объединению КАМАЗа и МАЗа стороны далеко продвинулись. Почти все позиции согласованы, но есть отдельные вопросы, которые подлежат уточнению». Премьер-министр также высказал мнение, что «сложный процесс объединения будет завершен в краткосрочной перспективе». В ближайшее время для уточнения спорных вопросов Минск посетит российская делегация во главе с министром промышленности РФ.

По предварительной договоренности, рыночная стоимость МАЗа составит 1,1 млрд. долларов США, в то время как КАМАЗ оценен в 1,6 млрд. долларов США. В связи с этим первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко заявил, что «если КамАЗ внесет 49,9% акций, принадлежащих государству, то МАЗу надо вносить 75%. Но чтобы у нас было влияние на эти процессы, мы хотим 25% плюс одна акция оставить в Беларуси, а 75% минус одна акция отдать в холдинг. Тем самым мы достигнем паритетности сторон. И тогда решения будут приниматься консенсусом, никто из участников холдинга не почувствует себя ущемленным».

Семашко добавил, что такое предложение уже было сделано российской стороне, и на него получен положительный ответ. Не менее важно, что такую схему одобрил белорусский президент, без личного согласия которого о создании холдинга не могло быть и речи.

В завершении отметим, что создаваемая транснациональная корпорация не планирует создавать внутреннюю конкуренцию между КАМАЗом и МАЗом. В планах — создание совместного продукта, который станет товаром Таможенного союза.