Выставка Busworld’2011 — автобусный смотр

Как обычно по нечетным годам, в бельгийском городке Кортрейк прошла очередная, двадцать первая выставка «Busworld ‘ 2011». В ней приняло участие 340 компаний из 32 стран, из них 70 — производителей. А посетили ее более 32 000 человек из 118 стран мира.


В отличие от предыдущего показа двухлетней давности, качественные данные изменились. Практически все ведущие компании продемонстрировали новинки в разных классах. Причем «шоу-стопперы» красовались почти на всех стендах крупных фирм. И, разумеется, экология по-прежнему «во главе угла» — гибридные варианты были у всех уже известных моделей. Экология все больше и больше захватывает умы и сердца автобусостроителей.

Европейская пятерка

В этом году основным «ньюсмейкером» выставки, безусловно, оказалась шведская Scania. Потому что впервые за несколько лет она полностью обновила свое семейство городских и пригородных машин. Задавшие в свое время новый уровень семейства Omniline/Omnilink уступают дорогу новым машинам семейства Omniwide LF/LE. Помимо обновленной внешности, изменениям подвергся интерьер, в том числе и место водителя. Новинки с алюминиевыми кузовами будут производиться на польском заводе в Слупске.


Новая серия Omniwide от Scania продолжает традицию фирмы


Презентация нового гибридного Volvo 7900

Обновилась и гамма городских автобусов у Volvo. Новинка 7900 существенно облегчена, по сравнению с предшественником, она «потеряла в весе» 550 кг за счет замены стальных листов обшивки алюминиевыми.

Разумеется, не осталась в стороне и забота об экологии. Оснащенная гибридным двигателем D9B мощностью 260, 310 или 360 л.с. машина экономит 35% топлива по сравнению с дизельным аналогом. Заказы на нее уже поступили от разных европейских городов.


Короткая версия MAN LionCity с двигателем уровня Euro-6

Немецкий NeoMAN продолжает делать ставку на чистые технологии. На выставке были показаны городские машины серии LionCity с собственной разработкой «Pure Diesel», которая обеспечивает максимально чистый выхлоп, соответствующий как Euro-6, так и специальному европейскому стандарту EEV (Enhanced Environment friendly Vehicle). В технологии участвуют CRTec — фильтр и катализатор PM-KAT.


Роскошный интерьер Neoplan Skyliner

Кроме того, Neoplan представил обновленное семейство Skyliner, которое с этого года начнет производиться на заводе «дружественной» компании Viseon в Пилстинге.

Свое видение машин уровня Euro-6 представил и Mercedes-Benz. Силовые агрегаты OM 471 мощностью до 476 л.с. на туристическом флагмане Travego, а также TopClass от Setra заимствованы у грузовой новинки концерна — новейшего Actros. Вообще обширная экспозиция мирового лидера была посвящена юбилеям — 125-летию головной марки, и 60-летию фирмы Setra. В честь юбилея салон показанной Setra SDH 416 был отделан стразами Swarovski.


Mercedes предлагает собственный мидибус Sprinter на 28 человек


Новинка от Irisbus — пригородный Evadys

У концерна Irisbus, автобусного отделения IVECO, новинкой была пригородная гибридная машина Evadys. Автобус длиной 12,8 м вмещает 54 пассажиров. Кроме него, в Кортрийке были показаны различные, уже известные городские Crossway и туристические Magelis.

Другая Европа

В отличие от России, автобусный рынок Европы принадлежит не только крупным производителям, но и автобусным фирмам, практически неизвестным у нас. Неудивительно, что все они были широко представлены на выставке.

Среди них есть авторитетные на своих рынках, весьма уважаемые компании. Например, престижный титул «Coach of 2012 year» в этом году получила туристическая машина VDL Futura. Эти машины длиной 12,2 и 12,9 м в 2-осной версии, и 13,1 или 14,8 в 3-осной ранее были известны под маркой Bova. На них используется силовой агрегат от DAF, также входящего в объединение.


Победитель конкурса «Автобус года» — VDL (ex-Bova) Futura


«Бесконечный» салон Van Hool ExquiCity


Новый Irizar I6 сохранил привычный внешний облик, но сменил «начинку»

Шасси с двигателями этой же марки теперь используются в качестве основных именитым испанским кузовным ателье Irizar в новых сериях I4 и I6, а также в новой серии ТХ от Van Hool, которая включит сразу шесть текущих моделей: Alicron, Acron, Astron, Astronef, Altano и Astromega.

У последней фирмы, кстати, экспонировался самый вместительный городской прототип ExquiCity. Двухзвенная машина длиной 18 м или трехзвенная длиной 24 м может быть оснащена дизелем, газовым или гибридным мотором, а также быть троллейбусом. Общая пассажировместимость достигает внушительного количества 220 человек. Первые заказы уже поступили из Франции и Италии.

Почти такой же вместительностью обладает новый пятидверный Urbino MetroStyle от польской компании Solaris. Примечательно, что одновременно был представлен самый компактный электрический Alpino длиной 8,6 м — «самое то» для тесных улочек старой Европы.


Типичный для Европы, но неизвестный у нас гибридный автобус — кабриолет: кузов Unvi, шасси Alexander Dennis


Самый «молодой» европейский производитель — Crobus из Хорватии

А самым необычным экспонатом следует признать дебютировавшую в Кортрейке новую автобусную марку Crobus. Эта маленькая хорватская фирма начала производить элегантную туристическую серию Zora на шасси Scania. Качество машин вполне на уровне, а цена при этом на 20% ниже западно-европейских аналогов.

Другие

Конечно, не могли пропустить главный автобусный смотр и агрессивно стремящиеся на европейский рынок азиаты. Как обычно, широкие линейки были выставлены у турецких производителей Otokar, BMC и Isuzu Anadolu. Причем каждая из них предлагает весьма широкие программы, от малых городских (Otokar Centro, 19 пассажиров) до вполне полноразмерных (BMC Procity, 97). Все они построены на агрегатах европейских производителей, но со своими кузовами и стилем. Правда, невзирая на это, более-менее успешной на европейском рынке остается лишь Temsa, активно «хозяйничающая» в Германии и Франции. Она не показала принципиальных новинок, а лишь обновила дизайн всех семейств.


Турецкая Temsa обновила всю линейку машин

Своего натиска не ослабляют и китайские автобусники. Впрочем, по-прежнему без особого результата — продажи в Европе остаются единичными. При этом Yutong «окучивает» северные страны — помимо Исландии, его туристические машины проданы в Норвегию и Финляндию. А King Long, наоборот, продвигает продукцию в Италию и Португалию.


Китай догоняет! Серийный городской электробус от BYD

Самым же необычным оказался электрический автобус e-BUS от малоизвестной в этой сфере китайской компании BYD. Поскольку головная компания занимается разработкой и производством инновационных технологий зарядки, заявлено, что установленные на автобусе батареи имеют запас хода в 250 км в городских условиях, и полностью заряжаются всего за 3,5 часа. Мало того, показанный автобус — полностью серийный, с начала года внутри Китая продано уже 200 таких машин.


Единственный отечественный автобус на выставке — Volgabus Rhytmix

Напоследок следует отметить, что «честь мундира» отечественных производителей на салоне защищал одинокий «Волжанин», точнее, «Volgabus», как звучит его торговая марка в Европе. В Кортрейк привезли уже известный у нас мидибус «Ритмикс», разумеется, на шасси чешской Avia с пневмоподвеской и алюминиевыми кузовными панелями. Предполагается, что росту продаж будет способствовать разветвленная сеть техстанций Avia, включающая более ста адресов.