Scania, Санкт-Петербург, сто лет спустя

Пресс-конференции бывают разными. Для их проведения арендуют конференц-залы пятизвездочных отелей или палубы прогулочных теплоходов. Однако, пресс-конференция, посвященная открытию сборочного производства грузовых автомобилей Scania в Санкт-Петербурге, проходила прямо на сборочном участке, где шел обычный рабочий день.


И даже тогда, когда выступающих, или задающих вопрос журналистов вдруг прерывал производственный шум, ни у кого это не вызывало протеста. Он просто воспринимался как подтверждение того, что завод работает в нормальном режиме. Причем, стабильно работает уже несколько месяцев.

Почему открытие завода состоялось только сейчас? Объяснений несколько, все они просты и очевидны. Прежде всего, компания должна была обеспечить выполнение первых заказов на автомобили российской сборки, а их уже продано более 300, и до конца года количество питерских «Сканий» достигнет пятисот штук. Большую роль в определении даты торжественного пуска завода сыграло и то, что ровно 100 лет назад в начале ноября 1910 года на улицы Санкт-Петербурга вышли автовышки для обслуживания трамвайных контактных сетей на платформе Scania IL, с которых началось триумфальное шествие легендарной марки по нашей стране.


Век «Скании» в России стал лейтмотивом всей церемонии. Об этой связи времен говорил и президент компании Scania Лейф Остлинг, и губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко, и другие участники мероприятия. Как и сто лет назад, автомобили, которые выпускаются на новом заводе, адаптированы к российским условиям и потребностям нашего рынка. Как заявил на пресс-конференции генеральный директор завода «Скания-Питер» Йохан Бальк, на 10 тысячах квадратных метров его производственных площадей можно собирать все типы грузовых автомобилей с количеством осей от двух до пяти, с любыми надстройками и кузовами, в том числе и российского производства. Говоря о такой проблеме, как локализация производства, он отметил, что завод начинает с 11%, планируя в будущем довести ее долю до 28%.


Отвечая на вопросы «Грузавтоинфо», член совета директоров, президент и генеральный директор компании Scania CV AB Лейф Остлинг рассказал о планах развития завода «Скания – Питер» на ближайшие годы:
- Мы начали с пятисот автомобилей в 2010 году. Пока это магистральные тягачи и самосвалы с колесными формулами 4х2 и 6х4. В будущем году мы планируем довести выпуск машин до 1300 штук (6 машин ежедневно). Проектная мощность нашего производства в его нынешнем виде – до 6500 шт. ежегодно, при дневном ритме 24 машины в день. Максимальная производительность завода на этих площадях может быть доведена до 10000 автомобилей.

На первое время мы планируем выпускать 8 моделей автомобилей, однако модульная конструкция автомобилей позволяет собирать практически любые версии по заказам клиентов.


Как показывает динамика роста рынка коммерческого транспорта в России, можно с уверенностью говорить об окончании затянувшегося кризиса, охватившего практически весь мир. Спрос на коммерческие автомобили полной массой более 16 тонн в России растет быстрее, чем на любые другие классы автомобилей, и компании Scania и «Скания – Питер» должны быть готовы к удовлетворению этого спроса. Более того, мы рассматриваем вопрос о возможности в будущем поставок автомобилей, собранных в Санкт-Петербурге, на экспорт, как это имеет место с автобусами, собранными здесь.

Кстати, именно опыт, полученный нами в результате организации в Санкт-Петербурге автобусного производства, позволяет нашей компании с оптимизмом смотреть в будущее.


Познакомиться с результатами первых месяцев работы можно было на импровизированной выставке, устроенной перед заводским корпусом. Здесь были представлены тягачи и шасси с различными надстройками, собранные в Шушарах. Правда, надо отдать должное первенцам новой площадки, - как заявил коммерческий директор компании «Скания – Русь» Андрей Чурсин, у завода практически отсутствует отгрузочная площадка, все собранные автомобили уже проданы. Сейчас полным ходом идет подписание контрактов на поставку автомобилей, которые будут выпущены уже в следующем году.

Выступая на церемонии открытия завода, губернатор Валентина Матвиенко сказала, что появление в городе сборочного производства такого лидера мирового автомобилестроения, как Scania, еще раз подчеркнуло исключительную роль северной столицы как нового российского центра автомобильной промышленности.


На церемонию пуска завода собралось около шестисот гостей – дилеры (сейчас в России работает более тридцати дилерских центров), представители компаний-поставщиков кузовов, надстроек, прицепной техники – все те, кто обеспечивает поддержку марки Scania в России.

Торжества завершились фейерверком, а на следующее утро завод работал в своем обычном темпе – 3 автомобиля в день. И эти три машины пополнили ряды тягачей и самосвалов с грифоном на облицовке радиатора, открыв счет тридцать шестой тысяче автомобилей, колесящих по дорогам России.

Леонид Круглов