Французская основа. История французской фирмы Berliet

Как это часто бывает, успех той или иной компании зависит от таланта и воли ее создателя. Французской фирме Berliet повезло дважды — сразу два поколения владельцев были грамотными инженерами.



Первые грузовики марки (произносится как «Берлие») появились в Лионе 110 лет назад благодаря безусловному таланту основателя, Мариуса Максимина Франсуа Жозефа Берлие. Сначала это были фургоны на базе легковых автомобилей, а потом и специальные шасси с двигателями мощностью 24 л.с. и цепной передачей.


Первые грузовики Berliet, как и многие другие, имели литые шины и цепную передачу

Уже в первом десятилетии ХХ века предлагалась широкая гамма грузовиков и шасси для автобусов из 32 моделей, собиравшихся на конвейере (впервые в грузовом автопроме).

К началу Первой мировой Berliet занимала больше 60% рынка грузовиков во Франции. Неудивительно, что именно она получила крупный госзаказ на поставку техники в армию — и собрала более 25 000 шт. модели CAD.

После войны выпустили новую серию «V» с усилителем тормозов и электрическими фарами. Мариус Берлие одним из первых понял преимущество дизельного двигателя для коммерческого транспорта. Съездив в Германию на фирмы Deutz и Bosch, в 1932 г. он запустил в производство три новых дизеля — два 4- и один 6-цилиндровый, и вся дальнейшая история компании была тесно связана уже с такими двигателями.


Газогенераторные грузовики VNA были первыми серийными в Европе

Словно почувствовав приближение Второй мировой войны, Берлие также первым начал серийное производство машин с газогенераторными установками и начал разработку гаммы военных грузовиков и бронеавтомобилей. В конце войны заводы Berliet были полностью разрушены американской авиацией, а после нее Мариус Берлие провел год в тюрьме за то, что его грузовики попали на вооружение Вермахта.

История компании следующих лет уже связана с новым главой компании, его сыном, Полем Берлие, который оказался не менее талантливым инженером и предпринимателем.

Первой новой моделью стала серия GLR с характерным округлым капотом, которую позже признали одним из лучших грузовиков XX века. Она оснащалась новыми дизелями с головкой блока «Рикардо Комит III» мощностью 95—150 л.с., 5-ступенчатыми коробками передач, пневматической тормозной системой и гидроусилителем рулевого механизма. Самой долгоживущей оказалась модель GLC-8 6х6, предназначенная для армии, — в течении 22 лет их собрали более 30 000 шт.

К середине 1950-х фирма Berliet становится одним из самых передовых автостроителей. В 1956 г. впервые был представлен серийный грузовой дизель с турбонаддувом. Тогда же были организованы ряд пробегов грузовиков по Северной Африке, во время которых были опробованы решения, принесшие компании популярность на тамошних рынках, ощущаемые до сих пор.

Так, прежние модели двигателей были заменены на дизели с непосредственным впрыском и полусферической камерой сгорания в головке поршня, выпускавшиеся по лицензии немецкой фирмы MAN. Они обеспечивали повышенную мощность и более высокий крутящий момент на низких оборотах, были более экономичными и менее шумными.


200-тонный гигант T100 был крупнейшим грузовиком мира

Самая известная машина марки Berliet была представлена на Парижском автосалоне 2 октября 1957 г. Это был самый большой в мире трехосный грузовик T100 длиной 13,4 м, шириной 5,5 м и высотой 4,5 м. На нем стоял дизель Cummins V12 объемом 30 л и мощностью 600 л.с. Полная масса гиганта превышала 200 т, расход топлива - 64 л/100 км. Всего таких машин было собрано 5 шт., одна из которых имела бескапотную компоновку. На них устанавливались разные гидромеханические трансмиссии и испытывалась газовая турбина вместо двигателя.


Бескапотные машины с кабиной Relaxe пользовались большой популярностью

В то же время на обычных дорожных грузовиках появилась новая бескапотная кабина Relaxe. Современная по тем временам цельнометаллическая кабина была разработана известным дизайнером Филиппом Шарбонно и выглядела очень элегантно. На серии GAK полной массой 7,5-10,5 т устанавливался новый 4-цилиндровый дизель MDX 24 Magic объемом 6 320 см куб. и мощностью 120 л.с.

В начале 60-х гг. началась тесная кооперация с фирмой Citroеn в области легких грузовиков. Самой известной стала серия Stradair c пневматической подвеской всех колес (4 пневмобаллона сзади и 2 спереди), и приводом как на задние, так и на передние колеса, по желанию покупателя.

Под марками Berliet-Citrоеn или собственной выпускали несколько вариантов полной массой от 4 до 17 т с силовыми агрегатами и кабиной от «Страдэра». Позже эту необычную кабину заменила модель CS, а затем — еще более простая и рациональная Club. Грузовое отделение «Ситроена» полностью вошло в «Берлие» в 1974 г., и серию «К» в модернизированном исполнении выпускали до последних дней существования марки.


Автобус Berliet, произведенный по лицензии в Польше


Самая известная военная серия GKT-8 до сих пор стоит на вооружении двух десятков стран

К 1970-м гг. фирма продолжала увеличиваться. В нее вошли 3 собственных завода, исследовательский центр, а также фирмы SAVIEM, Citroеn, CAMIVA. По лицензии машины Berliet выпускались в Польше, Китае, Алжире, Марокко, Аргентине, Сенегале, Кубе, Испании и Португалии.

Тогда же началось производство карьерных самосвалов грузоподъемностью 22-60 т с американскими агрегатами. В середине 1970-х гг. 30 самосвалов «Т60» было поставлено в СССР. Под маркой «Берлие» выпускали также автобусы, троллейбусы, крановые шасси, армейские бронеавтомобили.

В каталоге того времени Berliet рекламировал гамму из 77 вариантов грузовых шасси, 35 полноприводных исполнений, 18 пожарных машин и 30 типов автобусов.

Наступивший энергетический кризис заставил компанию искать объединения с конкурентами. Тут вмешалось французское правительство, захотевшее сохранить фирму французской.


Капотная серия Renault CLA марокканской сборки — наследник обширного семейства Berliet

В результате в 1978 г. государственное предприятие Renault полностью выкупило Berliet. Новое объединение получило название Renault Vehicules Industriels, известное под аббревиатурой RVI.

В дальнейшем фирмы приняли к исполнению широкую программу обновления всей гаммы и инвестиций для рационализации производства и разработки новых автомобилей. Легкая серия Berliet «KB» с кабиной «Клуб» стала основой двух серий — Renault-Messenger и Maxter.


Последняя серия GR закупалась и Советским Союзом

Бескапотная дорожная гамма «GR» превратилась в известный Major, полностью удовлетворявший всем эргономическим требованиям своего времени. А гамма капотных самосвалов переродилось в серию «С», ныне превратившуюся в военную Renault Sherpa. Последней самостоятельной разработкой Берлие в 1980 г. оказался грузовик «MS300», предназначенный для производства на американской фирме Mack. 21 апреля 1980 г. был выпущен последний грузовик марки Berliet. А имя основателя, Мариуса Берлие, сегодня носит модернизированный завод Renault в Вениссье.