Галерея традиций. Музей Volvo

Гетеборг — это такой шведский Санкт-Петербург. Второй по значению город страны, ее культурный центр и крупный порт. Даже аромат Гетера похож на особый аромат Питера, а духом истории пропитано буквально все.


Volvo Museum, Arendal Skans, SE-405 08 Göteborg, Sweden

Как и Санкт-Петербург, Гетеборг еще и крупный промышленный центр. Здесь строят корабли, собирают фототехнику Hasselblad и автомобили Volvo. История этой знаменитой шведской автомобильной марки ковалась именно здесь. Здесь же находится и музей Volvo. Любоваться бережно сохраненными экспонатами — одно удовольствие.

Родоначальники

Своему появлению компания обязана другой знаменитой фирме — SKF — старейшему мировому производителю подшипников. Именно в SKF работали отцы-основатели Volvo Ассар Габриэльсон и Густав Ларсон. Именно SKF обеспечила финансовую поддержку на первом этапе.


За этим столом работали основатели Volvo – Густав Ларсон и Ассар Габриэльссон


Знаменитый Jacob — Volvo PV4, впервые выпущенный в 1927 г., — один из первых легковых автомобилей Volvo и первый с закрытым кузовом. Именно эта модель послужила донором агрегатов для первого грузовика марки Volvo


Первый грузовик назывался неброско: Volvo I серии. Мощность его мотора составляла всего 28 л.с., а по грузоподъемности он был равен современной «ГАЗели». С 1927 по 1930 гг. построили 997 таких экземпляров


На агрегатах «Якоба» строились и автобусы. Автобусное шасси обозначалось буквами LV45. Кузов для этого 16-местного экземпляра был построен ателье Arvika Vagnfabrik


Обратите внимание — руль расположен справа. Левостороннее движение в Швеции действовало до 1967 г., и на современную схему эта страна перешла последней в континентальной Европе


Комфорт шведских автобусных диванов 1928 г. на голову выше комфорта в иных современных «маршрутках»

Самый первый автомобиль Volvo увидел свет 14 апреля 1927 г. Это был «Якоб» — Volvo PV4. Тогда грузовики строились на агрегатах легковушек. Не стали исключениями и грузовой первенец. Равно как не стало исключением и первое автобусное шасси — все они имели общую агрегатную базу, все представлены в музее.

Довоенная Классика

1930-е в официальной истории фирмы называют «временем кропотливого совершенствования и расширения семейства грузовых машин». Некогда выпускавшая одну модель грузовика компания во второй половине 1930-х уже производила как минимум четыре десятка разных вариантов коммерческих автомобилей. В этот период в Гетеборге построили один из первых в мире трехосных грузовиков с кабиной над двигателем, внедрили в серию многотопливный двигатель конструкции Йонаса Хессельмана.


Пожарная линейка на шасси Volvo LV70 первой половины 1930-х. Схема с открытым размещением боевого расчета в то время была стандартной


Грузовики семейства Volvo LV83 выпускались с 1935 по 1940 г. Построили их 6 850 штук. К тому моменту грузовые машины заметно выросли в размерах. В музее представлена самосвальная версия Volvo LV83. Опрокидывающийся кузов тогда еще не приобрел собственный облик и в транспортном положении выглядел как обычная бортовая платформа



Одна из самых интересных спецмашин, демонстрируемых в музее, — эвакуатор на шасси Volvo LV290 выпуска 1941 г. Эта модель в то время была самым мощным Volvo. Шестицилиндровый двигатель FB развивал аж 140 л.с., потому на грузовики серии LV290 часто монтировали спецоборудование для серьезных нагрузок — снегоуборочные отвалы или эвакуаторные надстройки. Данный экземпляр поначалу служил в шведской армии, но в 1951 г. был «демобилизован» и перекрашен в «нарядные» гражданские цвета


Volvo LV101 — очень любопытный грузовичок. Он был и остается сейчас самым маленьким коммерческим транспортным средством марки Volvo, изначально проектировавшимся как грузовик. В период с 1938 по 1945 г. изготовили 837 таких машин. За забавную внешность автомобильчику дали прозвище «Остроносик». По-шведски это звучит как «Спецнос» (Spetsnos)


К началу 1940 г. Volvo стала одним из законодателей мировой грузовой моды. В конце концов, довоенные грузовики Volvo были просто красивыми и обладали собственным шармом, потому в музее им уделено значительное внимание.

Volvo в погонах

Производство военной техники — выгодный бизнес. Однако основатели компании были пацифистами, потому армейской техникой поначалу всерьез не занимались. В 1940 г. Швеция объявила нейтралитет, однако крупный заказ на партию военных машин для собственной армии разместила. Отказать не смогли.


Несмотря на грозный вид, этот полноприводный грузовик по грузоподъемности «одноклассник» «ГАЗели». В период с 1954 по 1957 г. в Гетеборге изготовили 857 легких армейских трехосников Volvo TL22


Еще одно необычное изделие — Laplander. Эта машинка перевозила противотанковое орудие. Задача этого военного автомобиля начала 1980-х заключалась в том, чтобы выстрелить и быстро скрыться. Максимальная скорость составляла 109 км/ч


Благодаря скоростным качествам и впечатляющим внедорожным характеристикам Laplander оказался весьма пригодным для автоспорта. Этот экземпляр Volvo C303 выиграл ралли-марафон Dakar 1983 г. в категории легких грузовиков


За дело взялся талантливый конструктор Нильс Хартелиус. Инженерные идеи, предложенные им, оказались настолько хорошими, что на военную продукцию Volvo обратила внимание не только шведская армия. До 1985 г. Volvo выпускала целый ряд сугубо военных уникальных машин, пока унификация с гражданской продукцией не взяла верх.

Не только автомобили

Сельхозтрактора Volvo? В России об этом знают только фанаты марки, а до 1985 г. этой темой в Гетеборге занимались очень серьезно, пока не продали тракторное производство финской компании Valmet.


В прошлом веке компания Volvo была крупным европейским производителем сельскохозяйственных тракторов. В память о тех временах в музейную экспозицию добавлены два трактора моделей Volvo T43 и Volvo T24. В период с 1946 по 1950 г. тракторов модели Т43 построили 1 600 штук, а модель Т24, выпускавшаяся с 1953 по 1959 г., разошлась тиражом в 9 825 экземпляров


В 1954 г. с этого незатейливого механизма началась история подразделения Volvo Construction Equipment — сегодня одного из крупнейших мировых производителей строительной техники. Первым изделием этой ныне транснациональной корпорации стал фронтальный погрузчик Volvo BM1053


История подразделения строительной техники Volvo, наоборот, началась с покупки в 1950 г. стороннего производителя — фирмы Bolinder-Munktell. Первой разработкой, освоенной уже под крылом Volvo, стал фронтальный погрузчик BM1053, представленный в 1954 г. В последующие годы Volvo выкупила знаменитую американскую фирму Clark Michigan, в итоге став одним из крупнейших мировых игроков рынка стройтехники.

Символы эпох

За исключением представителей грузовиков семейства Titan периода середины прошлого века, машины всех серий, представленные в послевоенном разделе музея, можно встретить в России. Капотники N-серии положили начало применяемой до сих пор индексации моделей, где цифры, следующие после букв, соответствуют округленному рабочему объему двигателя в литрах.


Знаменитый Volvo L395 Titan. Впервые тяжелое семейство Titan было представлено в 1951 г. Мощность двигателя составляла 185 л.с. Это был самый мощный дорожный грузовик Европы. С этого семейства началась история подразделения Volvo Trucks как сверхуспешного производителя тяжелых грузовиков. С 1951 по 1965 г. построили 19 500 «Титанов»


Капотные грузовики N-серии были «лицом» Volvo Trucks в 1970-х. Модели N7, N10 и N12 выпускались в самых различных исполнениях — от строительных самосвалов до магистральных тягачей. Семейство было настолько успешным, что разошлось по миру «тиражом», превышающим 50 000 экземпляров и выпускалось с 1973 по 1989 г.


Семейство Volvo FL завоевало европейский титул Truck of the Year‘1986. Множество таких машин до сих пор в эксплуатации. Встречаются они и в России


Тягачи Volvo F16 знакомы многим отечественным перевозчикам. Такие машины использовало «Совтрансавто» периода позднего СССР, а распространены эти грузовики были по всему миру — от северной Норвегии до южной Австралии.


Самый первый Volvo FH, завовоеваший титул Truck of the Year‘ 1994 — уже история. В нынешнем году семейству FH, несколько раз модернизированному за 18 лет производства на смену приходит совершенно новое поколение флагманских грузовиков Volvo

Эти капотные грузовики начали выпускать в 1973 г. В России они, пускай нечасто, но все встречаются в строительных версиях, купленных «бэушными» в Скандинавии. То, что машины, которым в среднем 30 лет, до сих пор трудятся в наших непростых условиях — лучшее доказательство их надежности.

А уж грузовики серий F, FL и FH — это просто символы становления частного транспортного бизнеса в России. Довольно большое их количество было завезено в РФ в 1990 гг.

Городские эксперименты

Автобусами Volvo занималась на протяжении всей своей истории. В период «Золотого века» скандинавского автобусостроения в Швеции, Финляндии и Норвегии действовали несколько десятков автобусных ателье, которые создавали весьма необычные по дизайну пассажирские транспортные средства.

Как минимум половина тех автобусов базировалась на шасси, которые делала компания Volvo. Под эту тему вполне можно было бы отвести отдельный музей. Однако нынешнее здание «не резиновое», а автобусы занимают много места. Потому из пассажирского транспорта в экспозиции присутствует только один из первых автобусов, опытное такси 1970-х, и очень необычный концептуальный электробус Volvo ECB.



В середине 1970-х на Volvo экспериментировали с городскими такси по образу и подобию лондонских. В серию разработку не запустили, но образец для истории сохранили



Environmental Concept Bus — звезда автобусных выставок середины 1990-х. Прошло полтора десятилетия, а некоторые идеи заложенные в Volvo ECB постепенно начинают реализовываться только сейчас


Для 1995 г это был совершенно фантастический автобус. Турбина, размещенная под крышей, вращала электрогенератор, который питал аккумуляторы, расположенные на крыше.

Весь процесс контролировался электроникой, а благодаря нестандартной компоновке пол в салоне был невероятно низким. Серийное производство изначально не предполагалось. Это был «всего лишь» идееноситель. Некоторые идеи спустя годы были воплощены в жизнь.