Тридцать третий Дакар
В этом году главный ралли-рейд обещал стать гораздо интересней предыдущих.
Во-первых, в его географию добавилась еще одна страна — Перу, со своими особенностями рельефа. Во-вторых, впервые после двадцатилетнего перерыва разрешили капотную компоновку. Сделали это, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», ведь сразу два именитых участника выступали на таких болидах: Алеш Лопрайс — на «Татре», Жерар де Рой — на IVECO Strator.
Но главной интригой были кардинальные изменения у многолетнего лидера гонки, команды «КАМАЗ-Мастер». Вместо непобедимого «царя» Владимира Чагина и опытнейшего Фирдауса Кабирова честь команды предстояло отстаивать молодежи в лице пилотов Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова и Айрата Мардеева. Кроме того, в гонке участвовал такой же КАМАЗ-4623, но в отличной от «мастеров» раскраске. Он был арендован казахстанской командой «Астана» во главе с пилотом Артуром Ардавичусом.
Всего в нынешнем старт-листе было заявлено 75 боевых грузовиков одиннадцати марок. По количеству лидировали, как водится, 16 «Мерседесов», за ними — 14 MAN’ов. Сильны были и голландские фирмы — 10 боевых ДАФов, на один меньше построил Ginaf. Чешская Tatra была представлена пятью экземплярами, как и наш КАМАЗ; одной машиной больше — итальянская IVECO. Из «почти отечественных» машин следует отметить целых два заводских белорусских МАЗа–5309RR, прошлогодний и обновленный.
Победитель нынешнего «Дакара» — Жерар де Рой предпочел капотную компоновку Powerstar
Еще четыре машины команды Petronas IVECO были построены на базе Trakker
Крайне сильным был и состав команд нынешнего «Дакара». Главным фаворитом (помимо КАМАЗ-Мастера, конечно) считалась команда Petronas team De Rooy. У лидера команды, Жерара де Роя — абсолютно новая машина. IVECO Strator снаряженной массой 8,5 т разгоняет до 190 км/ч хорошо известный двигатель Cursor 13, форсированный до 840 л.с. при 1200 Нм. Благодаря капотной компоновке (оперение заимствовано у австралийской модели Powerstar) удалось добиться идеальной развесовки. Кроме того, как выяснилось позже, серьезно переработанная подвеска (рессора плюс два амортизатора) позволяла настраивать ее ход на большую величину.
Четыре другие машины Trakker Evolution II команды были обычными, с такими же двигателями и кабинами от стандартной серии. А управляли ими именитые пилоты, чемпионы Дакара предыдущих лет — Ханс Стейси и Мики Бьязон. Имена двух других членов команды также хорошо известны, это Пеп Вила и Жозеф Адуа.
В команде Лопрайса были и классические Татры
Другим претендентом на победу был Алеш Лопрайс. Его капотная Tatra с длинным кодом 815-2 ZO R45 12.400 4x4 1 была опробована впервые год назад, на предыдущем «Дакаре». За счет хребтовой рамы она на 300 кг тяжелее соперников, но за счет нее же и прочней. Кроме того, установленный на машине дизель Deutz водяного охлаждения обладает большей мощностью (1000 л.с.) и крутящим моментом (3600 Нм). Все это вкупе с независимой регулируемой подвеской делало Алеша серьезным противником.
Японцу Шугаваре так и не удалось победить за пятнадцать лет участия
Немецкий Унимог очень популярен в мировых ралли-рейдах
Хватало серьезных игроков и в других командах. Как всегда, приняли участие немец Франц Эхтер (MAN), бразилец Андре де Азеведо (Tatra), японец Терухито Шугавара (Hino), голландец Ханс Бекс (DAF) и другие.
Как и ожидалось, Dakar‘2012 был интересным и непредсказуемым. С самого начала потянулись сверхдлинные аргентинские спецучастки. Организаторы делают их такими специально, чтобы отсеять «слабых» новичков и усилить накал борьбы.
Опытные участники называют первую часть гонки «трамвайной». Это прозвище обусловлено движением в предгорьях, по узким ущельям, в большой пыли, что крайне затрудняет обгоны. Именно эти обстоятельства привели к преждевременному сходу машины нашего фаворита — Эдуарда Николаева. Стандартная ситуация обгона осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, которого вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения КАМАЗа. Наш пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее касания избежать не удалось, и камазовскому экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Ошибка пилота джипа была настолько очевидна, что спортивные комиссары сначала вычли у экипажа Николаева время, потраченное на оказание помощи. Однако сказалась давняя нелюбовь организаторов к «КАМАЗ-Мастеру», и на четвертом этапе было объявлено… о дисквалификации экипажа за «неспортивное поведение».
Были у наших и другие проблемы. Сначала — с покрышками, которые иногда приходилось менять по три раза за скоростной доп. Затем лопались пневматические шланги системы подкачки колес. Но все эти мелочи оказались несущественными по сравнению с последующим. На 302-ом километре спецучастка десятого этапа вышел из строя двигатель на автомобиле Айрата Мардеева. В полевых условиях отремонтировать его было невозможно, и он не смог продолжить гонку. Причиной была поломка в блоке шестерен привода распредвала двигателя. Как рассказывал сам Айрат:
«Ехали-то без особой нагрузки и вдруг машина задергалась, заглохла, и завестись уже не смогла. Проверили ТНВД — вроде все нормально. Заподозрили несколько шестеренок, до двух из них доступ простой. Открыли - все в порядке, а вот чтобы добраться до еще одной, нужно сильно повозиться: снять коробку передач, сцепление и двигатель. Это в цехе-то сделать трудно, а уж в условиях спецучастка просто невозможно…»
ХХ этап вообще наиболее отчетливо демонстрировал непредсказуемость Дакара. На нем заблудился опытный Ханс Стейси, и совсем сошел экипаж Франца Эхтера из-за расколовшейся ступицы колеса. Но все это меркнет на фоне жуткого происшествия с шедшей к тому моменту второй «Татры» Лопрайса.
Капотная Татра Лопрайса показала себя вполне конкурентноспособной машиной
Жестокая авария сохранила жизни экипажу, но похоронила надежды на II место
Авария произошла при движении по трассе на скорости в 100 км/ч. Сидевший за рулем механик банально заснул, и машина улетела с шоссе. Рассказывает подоспевший к месту аварии почти сразу же А. Ардавичус:
«Мы увидели, что пострадавшие еще даже не подали знак бедствия. Алеш лежал на улице с открытыми глазами, шевелился, только жаловался на боль в спине. Механик лежал без движения с открытой черепно-мозговой травмой. Очень много крови. В «Татре» работали все системы, все вентиляторы, кроме двигателя. Мы нашли массу и все выключили. Искореженный автомобиль и все, что вокруг этого творилось, как будто сон.
По траектории машины было понятно, что с дороги она слетела через встречную полосу и прямо в такие насыпи, которые отсыпают вдоль дороги. Машина кувыркалась через кабину на скорости и была разбита до неузнаваемости. Оторваны колеса вместе с приводами. Все было разбросано вокруг. Очень серьезная авария».
Позже выяснится, что Лопрайс сломал четыре позвонка. У механика Петра Алмаши — перелом черепа с левой стороны. Ирония судьбы в том, что в тот день у капитана чешского экипажа был день рождения.
Третье место Артура Ардавичуса — отличный результат для новичка
Зато для других камазовцев этот день оказался успешным. Ардавичус и Каргинов пришли первым и вторым, соответственно. Примечательно, что казахстанский КАМАЗ, занявший в итоге третье место, оснащен экспериментальным дизелем Cummins, меньшей почти на 110 л.с. мощности. Думается, к следующему сезону этот мотор заменит нынешние ЯМЗ, ведь он при этом почти на 200 кг легче.
У МАЗа 31-е место в общем зачете — отличный результат для дебютанта
Еще один обидный сход оказался на счету МАЗа. Экипаж под номером 541, шедший на уже известной тяжелой машине в хвосте пелотона, особо ни на что не рассчитывал. Тем не менее, завалившись на бок на склоне пологой дюны, ребята несколько часов пытались поставить ее на колеса с помощью технички. Увы, поскольку в песке было невозможно найти опору, машина так и осталась лежать… Зато второй экипаж, с А. Василевским за рулем, занял приличное для дебютанта 31 место в общем зачете.
Уникальный случай: многолетняя участница грузового «Дакара», очаровательная Элизабет Жакинто, «в миру» — учительница географии
В этот раз голландским Гинафам удалось достичь немногого, лучший результат — 19 место
А тем временем с самого начала взявший высокий темп лидер грузовой гонки Жерар Де Рой заколачивал, как гвозди, «единицы» первых мест в турнирную таблицу. Он лидировал на всех, кроме двух, этапах. Что в итоге и принесло ему, как и марке IVECO, желанную первую победу в «Дакаре». Другое дело — заслуженную ли?
В течение всей гонки многие соперники обращали внимание на необычную скорость прохождения спецучастков командой Де Роя. На предпоследнем этапе выяснилось, что ходы отбоя подвесок IVECO ограничены не 300 мм, как у всех, а 420. Здесь снова проявился неоднозначный подход организаторов. Они дипломатично попросили соперников не устраивать скандала, а команду Petronas — настроить подвески, как у всех. Скорость машин тут же упала, но было уже поздно.
Об этом говорил в интервью руководитель «КАМАЗ-Мастера» Семен Якубов:
«Думаю, что в связи с этим результат этого «Дакара» в части первого места не совсем корректен, он мог бы быть другим.
— Почему «КАМАЗ-мастер» не подает официальный протест?
— Мы считаем, что надо выигрывать на трассе, надо выигрывать за счет мастерства, за счет автомобилей, за счет спортивных качеств. А победа, полученная за счет бумажек и при помощи судейской коллегии, не может принести радости и удовлетворения». Так что рассчитываем на следующий год…
Во-первых, в его географию добавилась еще одна страна — Перу, со своими особенностями рельефа. Во-вторых, впервые после двадцатилетнего перерыва разрешили капотную компоновку. Сделали это, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», ведь сразу два именитых участника выступали на таких болидах: Алеш Лопрайс — на «Татре», Жерар де Рой — на IVECO Strator.
Всего в нынешнем старт-листе было заявлено 75 боевых грузовиков одиннадцати марок. По количеству лидировали, как водится, 16 «Мерседесов», за ними — 14 MAN’ов. Сильны были и голландские фирмы — 10 боевых ДАФов, на один меньше построил Ginaf. Чешская Tatra была представлена пятью экземплярами, как и наш КАМАЗ; одной машиной больше — итальянская IVECO. Из «почти отечественных» машин следует отметить целых два заводских белорусских МАЗа–5309RR, прошлогодний и обновленный.
Победитель нынешнего «Дакара» — Жерар де Рой предпочел капотную компоновку Powerstar
Еще четыре машины команды Petronas IVECO были построены на базе Trakker
Крайне сильным был и состав команд нынешнего «Дакара». Главным фаворитом (помимо КАМАЗ-Мастера, конечно) считалась команда Petronas team De Rooy. У лидера команды, Жерара де Роя — абсолютно новая машина. IVECO Strator снаряженной массой 8,5 т разгоняет до 190 км/ч хорошо известный двигатель Cursor 13, форсированный до 840 л.с. при 1200 Нм. Благодаря капотной компоновке (оперение заимствовано у австралийской модели Powerstar) удалось добиться идеальной развесовки. Кроме того, как выяснилось позже, серьезно переработанная подвеска (рессора плюс два амортизатора) позволяла настраивать ее ход на большую величину.
Четыре другие машины Trakker Evolution II команды были обычными, с такими же двигателями и кабинами от стандартной серии. А управляли ими именитые пилоты, чемпионы Дакара предыдущих лет — Ханс Стейси и Мики Бьязон. Имена двух других членов команды также хорошо известны, это Пеп Вила и Жозеф Адуа.
В команде Лопрайса были и классические Татры
Другим претендентом на победу был Алеш Лопрайс. Его капотная Tatra с длинным кодом 815-2 ZO R45 12.400 4x4 1 была опробована впервые год назад, на предыдущем «Дакаре». За счет хребтовой рамы она на 300 кг тяжелее соперников, но за счет нее же и прочней. Кроме того, установленный на машине дизель Deutz водяного охлаждения обладает большей мощностью (1000 л.с.) и крутящим моментом (3600 Нм). Все это вкупе с независимой регулируемой подвеской делало Алеша серьезным противником.
Японцу Шугаваре так и не удалось победить за пятнадцать лет участия
Немецкий Унимог очень популярен в мировых ралли-рейдах
Хватало серьезных игроков и в других командах. Как всегда, приняли участие немец Франц Эхтер (MAN), бразилец Андре де Азеведо (Tatra), японец Терухито Шугавара (Hino), голландец Ханс Бекс (DAF) и другие.
Как и ожидалось, Dakar‘2012 был интересным и непредсказуемым. С самого начала потянулись сверхдлинные аргентинские спецучастки. Организаторы делают их такими специально, чтобы отсеять «слабых» новичков и усилить накал борьбы.
Опытные участники называют первую часть гонки «трамвайной». Это прозвище обусловлено движением в предгорьях, по узким ущельям, в большой пыли, что крайне затрудняет обгоны. Именно эти обстоятельства привели к преждевременному сходу машины нашего фаворита — Эдуарда Николаева. Стандартная ситуация обгона осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, которого вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения КАМАЗа. Наш пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее касания избежать не удалось, и камазовскому экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Ошибка пилота джипа была настолько очевидна, что спортивные комиссары сначала вычли у экипажа Николаева время, потраченное на оказание помощи. Однако сказалась давняя нелюбовь организаторов к «КАМАЗ-Мастеру», и на четвертом этапе было объявлено… о дисквалификации экипажа за «неспортивное поведение».
Были у наших и другие проблемы. Сначала — с покрышками, которые иногда приходилось менять по три раза за скоростной доп. Затем лопались пневматические шланги системы подкачки колес. Но все эти мелочи оказались несущественными по сравнению с последующим. На 302-ом километре спецучастка десятого этапа вышел из строя двигатель на автомобиле Айрата Мардеева. В полевых условиях отремонтировать его было невозможно, и он не смог продолжить гонку. Причиной была поломка в блоке шестерен привода распредвала двигателя. Как рассказывал сам Айрат:
«Ехали-то без особой нагрузки и вдруг машина задергалась, заглохла, и завестись уже не смогла. Проверили ТНВД — вроде все нормально. Заподозрили несколько шестеренок, до двух из них доступ простой. Открыли - все в порядке, а вот чтобы добраться до еще одной, нужно сильно повозиться: снять коробку передач, сцепление и двигатель. Это в цехе-то сделать трудно, а уж в условиях спецучастка просто невозможно…»
ХХ этап вообще наиболее отчетливо демонстрировал непредсказуемость Дакара. На нем заблудился опытный Ханс Стейси, и совсем сошел экипаж Франца Эхтера из-за расколовшейся ступицы колеса. Но все это меркнет на фоне жуткого происшествия с шедшей к тому моменту второй «Татры» Лопрайса.
Капотная Татра Лопрайса показала себя вполне конкурентноспособной машиной
Жестокая авария сохранила жизни экипажу, но похоронила надежды на II место
Авария произошла при движении по трассе на скорости в 100 км/ч. Сидевший за рулем механик банально заснул, и машина улетела с шоссе. Рассказывает подоспевший к месту аварии почти сразу же А. Ардавичус:
«Мы увидели, что пострадавшие еще даже не подали знак бедствия. Алеш лежал на улице с открытыми глазами, шевелился, только жаловался на боль в спине. Механик лежал без движения с открытой черепно-мозговой травмой. Очень много крови. В «Татре» работали все системы, все вентиляторы, кроме двигателя. Мы нашли массу и все выключили. Искореженный автомобиль и все, что вокруг этого творилось, как будто сон.
По траектории машины было понятно, что с дороги она слетела через встречную полосу и прямо в такие насыпи, которые отсыпают вдоль дороги. Машина кувыркалась через кабину на скорости и была разбита до неузнаваемости. Оторваны колеса вместе с приводами. Все было разбросано вокруг. Очень серьезная авария».
Позже выяснится, что Лопрайс сломал четыре позвонка. У механика Петра Алмаши — перелом черепа с левой стороны. Ирония судьбы в том, что в тот день у капитана чешского экипажа был день рождения.
Третье место Артура Ардавичуса — отличный результат для новичка
Зато для других камазовцев этот день оказался успешным. Ардавичус и Каргинов пришли первым и вторым, соответственно. Примечательно, что казахстанский КАМАЗ, занявший в итоге третье место, оснащен экспериментальным дизелем Cummins, меньшей почти на 110 л.с. мощности. Думается, к следующему сезону этот мотор заменит нынешние ЯМЗ, ведь он при этом почти на 200 кг легче.
У МАЗа 31-е место в общем зачете — отличный результат для дебютанта
Еще один обидный сход оказался на счету МАЗа. Экипаж под номером 541, шедший на уже известной тяжелой машине в хвосте пелотона, особо ни на что не рассчитывал. Тем не менее, завалившись на бок на склоне пологой дюны, ребята несколько часов пытались поставить ее на колеса с помощью технички. Увы, поскольку в песке было невозможно найти опору, машина так и осталась лежать… Зато второй экипаж, с А. Василевским за рулем, занял приличное для дебютанта 31 место в общем зачете.
Уникальный случай: многолетняя участница грузового «Дакара», очаровательная Элизабет Жакинто, «в миру» — учительница географии
В этот раз голландским Гинафам удалось достичь немногого, лучший результат — 19 место
А тем временем с самого начала взявший высокий темп лидер грузовой гонки Жерар Де Рой заколачивал, как гвозди, «единицы» первых мест в турнирную таблицу. Он лидировал на всех, кроме двух, этапах. Что в итоге и принесло ему, как и марке IVECO, желанную первую победу в «Дакаре». Другое дело — заслуженную ли?
В течение всей гонки многие соперники обращали внимание на необычную скорость прохождения спецучастков командой Де Роя. На предпоследнем этапе выяснилось, что ходы отбоя подвесок IVECO ограничены не 300 мм, как у всех, а 420. Здесь снова проявился неоднозначный подход организаторов. Они дипломатично попросили соперников не устраивать скандала, а команду Petronas — настроить подвески, как у всех. Скорость машин тут же упала, но было уже поздно.
Об этом говорил в интервью руководитель «КАМАЗ-Мастера» Семен Якубов:
«Думаю, что в связи с этим результат этого «Дакара» в части первого места не совсем корректен, он мог бы быть другим.
— Почему «КАМАЗ-мастер» не подает официальный протест?
— Мы считаем, что надо выигрывать на трассе, надо выигрывать за счет мастерства, за счет автомобилей, за счет спортивных качеств. А победа, полученная за счет бумажек и при помощи судейской коллегии, не может принести радости и удовлетворения». Так что рассчитываем на следующий год…