Попасть в «переделку». Изготовители спецгрузовиков

Как известно, в последние годы наблюдается устойчивое укрупнение грузового автопрома. Оно, как правило, сопровождается унификацией выпускаемого ряда, и оптимизацией моделей и модификаций. И хотя это позволяет удешевить продукцию, и удовлетворить большинство запросов рынка, так происходит не всегда.


Существует ряд клиентов, нуждающихся в специализированных машинах для выполнения особых операций. К таковым относятся, например, производители аэродромной техники, бетононасосов, пожарных автомобилей и многих других. Кроме того, существует малый рынок небольших стран с особыми требованиями, таких, как Швейцария или Финляндия. Понятно, что гигантским корпорациям просто невыгодно нарушать конвейерный цикл стандартной сборки из-за единичных машин, требующих специальных технологических операций и особой логистики. И тут на помощь нестандартным заказчикам приходят специализированные фирмы — «передельщики».

Собирательный образ

На сегодняшний день их насчитывается два десятка только в Европе, среди них есть и относительно крупные, чей годовой выпуск насчитывает сотни машин, и крошечные, обслуживающие узкие сегменты грузового рынка в размере пары дюжин машин в год.

Все они, как правило, насчитывают много лет существования, и выросли из обычных механических мастерских. Тем не менее, они вполне серьезно развились, и в некоторых областях являются пионерами и лидерами рынка.

Некогда эти фирмы производили спецмашины «на свой страх и риск», комплектуя их купленными на стороне агрегатами. Такая схема существовала до 1970-х гг прошлого века, и постепенно захирела. Ведь найти такого производителя удавалось лишь находившимся неподалеку заказчикам.

Да и с развитием технологий все большее значение приобретали вопросы гарантии и технического обслуживания таких уникумов. Понятно, что такие «фирмочки» произвести серьезный ремонт современных агрегатов были не в состоянии.

Поэтому в дальнейшем развилась современная схема взаимодействия узких специалистов с именитыми концернами. Первые получают нечто вроде «одобрения типа» на производство специализированных узлов, в которых сильны. Вторые, в свою очередь, перенаправляют заказы в такие аффилированные фирмы. Иногда заказчик даже не предполагает, что его спецавтомобиль собран не на фирменном заводе, а «на стороне». Само собой, в этом случае гарантия на машину предоставляется головным производителем в полном объеме.

Голландцы и скандинавы

Одной из самых распространенных областей, в которых применяется подобная схема — многоосные самосвалы. В Голландии, где очень популярны 50-тонные одиночки, давно существуют хорошо известные компании Ginaf и Terberg. Обе они давно кооперируются с DAF и Volvo, соответственно. При этом каждая из них самостоятельно производит особо прочные рамы, специальные подвески, управляемые и ведущие подъемные мосты. Например, Ginaf первым создал электронно-гидравлическую систему управления колесами заднего моста с автоматическим выбором угла поворота в зависимости от скорости движения.

А знаменитые задние подвески Tridem от Terberg теперь использует и головной завод Volvo на своих комплектных машинах. Однако, помимо самосвалов, эти же фирмы производят и другую спецтехнику. В частности, Terberg производит низкорамные шасси для трубовозов и узкие (шириной 2,3 м) мусороуборочные машины. А Ginaf выпускает специальные исполнения тяжелых тягачей и многоосных шасси под эмблемой DAF, фактически превратившись в его спецподразделение.


Несмотря на эмблему DAF — это Ginaf с нестандартной расстановкой осей и колесной формулой 10х4/6


Голландская Estepe превращает четырехосное шасси в удлиненное шестиосное


«Полутракторный» самосвал на агрегатах IVECO, созданный голландской компанией Hover-Track

В той же Голландии, помимо упомянутых, существуют подобные, но более мелкие Estepe, BAS и Hover. Первое ателье известно переделкой кабин и шасси под автовозы, а в последнее время — многоосных шасси и тяжелых тягачей. Hover специализируется на глубокой переделке шасси IVECO в специальные сельскохозяйственные машины и самосвалы на комбинированном ходу. А давний дилер Volvo, BAS, выпустил несколько лет назад свою многоосную машину.

Подобные компании существуют и в Финляндии, где особые ограничения нагрузок на оси привели к массовому распространению многоосных машин. Самая известная фирма, VTA, вот уже больше полувека переделывает шасси любых марок заказчика. Она самостоятельно удлиняет рамы, устанавливает собственные мосты (вплоть до получения 6-осных машин), монтирует «медведки», краны и надрамники. Причем качественная финская продукция находит клиента и в других странах, в частности, Швеции и Норвегии.


Удлинение шасси, установка дополнительных мостов, надстроек и кранов — специализация финской фирмы VTA Teknikka


Французский сверхтяжеловоз Nicolas Tractomas в процессе изготовления

А вот французская фирма с полуторавековой историей, Nicolas, сосредоточилась исключительно на производстве сверхтяжелых тягачей для экзотических стран. В основе — сверхпрочная рама, 16-литровый дизель Caterpillar, автоматическая коробка передач Allison, усиленные мосты Kessler.Четыре её машины полной массы 350 т семейства Tractomas эксплуатируются в Китае, ещё шесть — в Южной Африке.


Это шасси под бетононасос на агрегатах Mercedes-Benz изготовлено фирмой Paul


Немецкий FVG специализируется на нестандартных грузовых автовозах

Конечно, такие фирмы есть повсюду в Европе, но самые большие находятся в ее «промышленном локомотиве» — Германии. Основные игроки, Paul и Tony Maurer являются «придворными» для Mercedes и MAN, соответственно. Примечательно, что о них мало кто знает, при этом практически все нестандартные машины соответствующих марок собраны именно ими. Например, вот как выглядит программа фирмы Paul (все исходные машины - Mercedes-Benz):

1. Низкорамные шасси и фургоны на базе семейств Vario и Sprinter
2. Различные переделки (в том числе трехосные) на базе семейства Unimog
3. Производство сельскохозяйственных тягачей (Axor, Actros, Zetros)
4. Производство шасси для 5-осных самосвалов для Швейцарии (Actros)
5. Производство внедорожных шасси колесной формулы 6х6 (Axor, Actros, Zetros)
6. Производство внедорожных шасси колесной формулы 4х4, 6х6, 8х8 для аэродромных пожарных и специальных машин
7. Производство 5-, 6-, и 7-осных шасси для нефтедобывающей промышленности, установки бетононасосов и коленчатых подъёмников (Actros)
8. Производство военных шасси формулы 8х8 для фирмы Rheinmetall
9. Производство гидравлического привода для тягачей Actros
10. Производство подъемных мостов (Axor, Actros, Zetros)
11. Переделка кабин семейств Atego, Axor, Actros

Кроме этого, фирма, будучи дилером марки, также занимается ремонтом обычной техники, и срочной поставкой запасных частей.

Программа ателье Tony Maurer примерно такая же, лишь с большим уклоном в сторону тяжелых тягачей и пожарной техники. В частности, «взорвавшее» узкий круг производителей «пожарок» специальное двухкабинное полноуправляемое шасси для тоннелей было впервые создано именно Маурером.


Все 5- и 6-осники для финской Bronto строятся специальными ателье. Этот удлиненный многоосный MAN создан фирмой Tony Maurer

Само собой, все эти фирмы идут в ногу со временем. Проектирование ведется с использованием 3D-моделей, производство располагает квалифицированными кадрами и самым современным оборудованием. В результате получается нишевой качественный продукт уникальной спецификации. Машина может иметь шасси любой нужной длины и прочности, количество и расстановку ведущих, управляемых и подъемных мостов, любое расположение кабины с повышенной или пониженной крышей, дополнительными стеклами и дверями, двигатель и коробку передач на выбор.

А что происходит с подобными машинами в России? Пока, к сожалению, неважно — такая техника появляется лишь в виде прототипов. Большинство клиентов вынуждены использовать стандартные машины. Правда, понемногу ситуация меняется. Скажем, уже несколько десятков компаний готовы «перепилить» во что угодно стандартную «Газель». Переместить вперед и понизить кабину на КАМАЗах удалось торжокской «Пожтехнике», правда, такое шасси не предлагается сторонним потребителям. С некоторой натяжкой, фирмами подобного типа можно признать лишь наши «Чайку-сервис» и IVECO-АМТ, да белорусские МЗКТ и МАЗ-MAN. Думается, в ближайшие годы таких компаний должно стать больше, вместе с диверсификацией спроса.