Кольцо Нюрбурга

В конце июля на гоночной трассе Nürburgring в Германии прошел очередной этап 25-го чемпионата по кольцевым гонкам грузовиков. О происходившем там действии — наш сегодняшний рассказ.


Вот уже третий год подряд гонки грузовиков становятся для россиян не совсем посторонним событием - в них участвуют и наши, российские пилоты. В этом году в австрийской команде Team Allgauer снова выступает петербургский гонщик Александр Львов. Причем, в общем зачете сейчас он занимает седьмое место. Это крайне хороший результат, ведь в чемпионате есть команды, которые участвуют в нем уже по два десятка лет и никогда не попадают даже в первую десятку.
Теперь пора рассказать о машинах, на которых ездят Львов и его соперники. Конечно, от серийных грузовиков в спорт-траках осталось совсем немного, как правило, лишь кабина. Специально разработанная (естественно, на компьютере) рама воспринимает гораздо бóльшие нагрузки, чем у стандартного грузовика. Все машины очень похожи: объем двигателя не более 13 литров, мощность — до 1100 л.с., минимальная масса — шесть тонн, включая водителя. Максимальная скорость ограничена 160 км/ч, запрещены автоматическая коробка передач, ABS и АSR. Подвеска рессорная, с газовыми регулируемыми амортизаторами. Топливные баки небольшие, объемом всего 75 литров, которых хватает на 50 километров гонки. Зато емкость баков с водой для охлаждения тормозных дисков и покрышек — целых 400 литров.
Посадка пилотов трак-рейсинга спортивная, полулежачая, почти как в «Формуле-1». Поэтому рычаг управления коробкой передач выведен горизонтально, над «торпедо». Поскольку двигатель расположен в базе, между ног пилота уходит назад привод подачи топлива. Справа от сиденья блок с клавишами управления.

В этом году нам довелось попробовать гоночные болиды «в деле». Компания MAN организовала после гонок специальный заезд для прессы и клиентов. Конечно, побывать удалось лишь в качестве пассажира, но все же… Ощущения просто непередаваемы. Эмоции от управления шеститонной махиной, движущейся со скоростью 150 км/ч, гораздо ярче, чем за рулем легкового болида. Ускорения сильней, а боковые и вовсе чудовищны. Недавно съеденный завтрак дал о себе знать еще на прогревочном круге, с неполной скоростью. Увы, но передать эти ощущения словами невозможно; это надо почувствовать.
Но вернемся к чемпионату. К сожалению, в последние годы марочный состав стал не очень разнообразным. Поскольку из производителей в трак-рейсинге остался только MAN (поставляя специальные двигатели), больше половины участников выступают на траках со львом на решетке. Правда, в этом году в гонки вернулась Renault Trucks, и потому французских машин здесь уже три. Кроме них, по паре «Мерседесов», «Сканий» и столько же «Фрейтлайнеров — Багир». Еще гоняют Iveco, Volvo Trucks и старенький DAF, но, в основном, для собственного удовольствия.

Более разнообразен состав участников «местной» гонки — Mittelrhein Cup. Раньше она была этапом британского чемпионата, и потому здесь немало британцев на своих машинах.

Среди них есть настоящие редкости для остальной Европы — Seddon и Foden, ERF и Ford Cargo, и даже пара капотных американских White. Из континентальных марок выделяются два капотных Sisu — на одном из них здесь когда-то ездил наш Игорь Коновалов.

Увы, но с каждым годом чемпионат понемногу теряет свою зрелищность. Нет характерного рева сверхмощных моторов и черного дыма — за него вообще налагают штрафы. Скромные бюджеты частных команд (заводских здесь больше нет) не позволяют серьезно бить болиды. Исключение составляет, пожалуй, только пластик передних бамперов, разлетающийся во время толкотни в поворотах.

С прошлого сезона было решено добавить гонкам остроты. Теперь первый заезд стартует традиционно, по итогам квалификации. А во втором заезде восемь лидеров стартуют в обратном порядке по итогам первого. По замыслу организаторов, лидерам теперь нужно активней пробиваться обратно, на свои первые места. А у середнячков теперь есть стимул побороться, закончив первый заезд седьмым-восьмым, — тогда они стартуют с поул-позиции в следующем. В реальности все происходит не как ожидалось. Постоянные лидеры Альбасете, Бесигер и Ханн практически без проблем возвращаются на свои места из середины. Остальные также занимают обычные места в пелетоне. Вся борьба ограничивается первыми двумя кругами. Поскольку за столкновения штрафуют, все обходятся лишь незаметными «тычками» в спину. А затем гонка степенно наматывает положенные тринадцать кругов — и все заканчивается.

Правда, заканчивается этим лишь гонка, но не праздник. Ведь, помимо грузовых заездов, на Нюрбурге устраивают настоящий праздник дальнобойщиков. Сотни грузовых машин съезжаются на специальные стоянки, а потом проходят конвоем мимо трибун. Кроме них, отдельно организуются колонны американских «траков», старых грузовичков, различные шоу. И даже легковые гонки «Формулы-3». А вечером в субботу на огромном стадионе рядом с кольцом устраивают рок-концерт, заканчивающийся ярким фейерверком. В этом году посмотреть на праздник траков съехалось более 200 000 человек.

Результаты гонщиков после 4 этапа в Нюрбурге выглядят так:

Место / Гонщик / Марка / Страна / Очки
1 Антонио Альбасете MAN Испания 184
2 Маркус Бесигер Renault Trucks Швейцария 154
3 Йохен Хан MAN Германия 142

7 Александр Львов MAN Россия 62
Антон Михайлов, фото автора