Ретро-parking в Военно-техническом музее


Официальное название этого места – «Военно-технический музей». На номерных знаках выставленных экспонатов начертано – «Музей Боевого братства», а среди любителей техники его называют «Музей в Черноголовке». Мы же, не концентрируя внимание на этих деталях, постараемся рассказать о том, что же ждет приехавших сюда.

Грузовые

Как следует из основной тематики нашего журнала, начать, конечно же, нужно с грузовой техники. Экспозиция таковой достаточно серьезная, поэтому попробуем выделить самое интересное.


Самым колоритным экспонатом этого раздела, полагаю, стоит признать легкую ремонтно-эвакуационную машину Diamond T969В 4-тонного класса. Эти машины строились на шасси Diamond T968 с колесной базой 3835 мм и бензиновым двигателем мощностью 106 л.с. Они оснащались поворотным механическим краном W45 с приводом от КОМ автомобиля и двумя стрелами, грузоподъемностью по 2700 кг, способных работать как парно, так и раздельно.


Интересен и французский артиллерийский тягач Hotchkiss W15T. Эта полноприводная модель производилась с 1939 года по лицензии Laffli. Двигатель, верхнеклапанный Hotchkiss 486, мощностью 56 л.с., не был чем-то оригинальным. Зато подвеска… Передняя – независимая, причем каждое колесо, как впереди, так и сзади, имело собственный привод из двух карданов, вращавших главные конические пары, передававшие крутящий момент на короткие валы. В тягаче было два места для бойцов, а остальное пространство занимали ящики для снарядов. Изрядное количество этих машин использовались Вермахтом.


Ford F60L – представитель знаменитого семейства CMP, разработанного в Канаде специально для Англии. Модели CMP выпускались под двумя марками – Chevrolet и Ford. На последних стоял двигатель V8, 3900 куб. см мощностью 95 л.с.
Данный экземпляр грузоподъемностью 3000 кг, оснащен кабиной закрытого типа No.13, которые пошли в производство с 1942 года. Интересно, опознавательные и тактические знаки Вермахта на машине, – ошибка или трофей?


Отдельного упоминания заслуживает коллекция армейских Dodge. В нашей стране наибольшую известность получил Dodge «3/4» серии T214. Но это была не единственная модель в серии. В музее, кроме упомянутого Dodge WC52, представлены еще четыре машины.

WC10 Carryall серии T207 - закрытый многоцелевой грузопассажирский вариант с двигателем 3600 куб. см и мощностью 85 л.с. WC54 серии T214 – санитарная машина собиравшаяся в 1942 – 1944 гг. на специальном длиннобазном (3073 мм) шасси. В ее цельнометаллическом кузове могли разместиться семь сидячих раненых.

WC57 серии T214 – довольно редкий 5-местный разведывательно-штабной вариант.

Но самым серьезным, безусловно, можно считать полуторку Dodge WC63 серии T223. Этот трехосный автомобиль имел двигатель объемом 3800 куб. см и мощностью 92 л.с. аналогичный серии T214. Основным же отличием серии T223 являлись удлиненная рама, 3-й ведущий мост, и 2-ступенчатая раздаточная коробка.

Пожарные

Не обойти стороной и достаточно крупную экспозицию пожарных автомобилей.


Длиннобазный автомобиль ЗИС-6 с водруженной на него автомеханической лестницей Metz, имел длину в транспортном положении 9350 мм, а в боевом положении лестница выдвигалась на 27 м. Данная машина заслуживает внимания по нескольким причинам. Во-первых, готовые шасси длинных ЗИСов отправлялись в Германию, где фирма Metz самостоятельно устанавливала на них лестницы, что уже необычно. Во-вторых, даже коротких (экспонируемое шасси длиннее на 1200 мм) настоящих ЗИС-6 сейчас практически не осталось – в основном имитации с подкатной 3-й осью. В-третьих, увидеть другой такой тандем «живьем» невозможно - даже фото подобных машин раз-два, и обчелся.

Ну и, конечно, один из самых загадочных экспонатов – машина пенного тушения на гусеничном ходу. Агрегат попал в музей из ПЧ-202 Балашихи, и имеет несомненное сходство с артиллерийским тягачом АТ-С, производимым в 50-х годах на ЧТЗ. При этом стандартная большая кабина была укорочена и превратилась в двухместную, а вместо кузова появилясь лестница Л-21 1971 г. производства «Пожтехника». Похоже, машина была изготовлена в единственном экземпляре и официального названия не имеет.

Спецтехника

Есть в музее и не совсем автомобильный, но вполне коммерческий транспорт.


Аэросани КА-30. Их разработка была начата в 1962 году, а уже в 1966 на предприятии «Далмашзавод» был освоен их серийный выпуск. Возможно, цифры в 25-30 аэросаней в год не слишком впечатляют, но то, что из эксплуатации они были выведены только в конце 80-х, а их годовой пробег составлял 12000 – 15000 км, о чем-то, да говорит.

Выпускались КА-30 в трех вариантах – почтовый, пассажирский и санитарный. Двигатель АИ-14РС, 9-цилиндровый, звездообразный, мощностью 260 л.с. при 2450 мин-1, позволял развивать скорость до 140 км/ч. Кстати, для перекатки с место на место сани комплектовались специальными колесами-катками.


Или вот «изделие 4904» (ПЭУ-3), представляющее собой шнекороторный снегоболотоход. Испытания этой машины начались в 1972 году. При снаряженной массе около 8 тонн, этот уникум мог перевозить 2500 кг груза и четырех человек. Спроектированный для поиска и эвакуации экипажей многоместных спускаемых космических аппаратов, он оснащался парой двигателей ЗИЛ-375, мощностью 180 л.с. каждый и гидромеханической 3-ступенчатой КП. К сожалению, из-за больших габаритов и массы использование его признали нецелесообразным. Для транспортировки «4904» был специально сконструирован трехосный прицеп, на котором он стоит и поныне.

Вооружение


Ну и напоследок пару слов о военной тематике, как-никак скоро 23 февраля. Самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие» был построен на шасси самоходного орудия 2С19 «Мста-С» (изделие 316). Корпус машины был собран на «Уралтрансмаше» в декабре 1990 года, а уже на следующий год комплекс, вышел на испытания.

В 1992 году он был принят на вооружение и... все. «Лазерная пушка» так и осталась в единственном экземпляре и можно считать чудом, что эта боевая единица дожила до наших дней.