Осторожный оптимизм. Рынок логистики

Нынешний период большинство экономистов склонны пока еще относить к «послекризисному». С одной стороны, рост большинства показателей — налицо, но до прежних объемов пока далеко. Как чувствует себя российский транспортно-логистический рынок на современном этапе?

Стандарты

В ходе II немецко-российской конференции по логистике в июне этого года в Москве обсуждался вопрос о роли логистики в России, которая на данный момент подразумевает преимущественно основные функции обработки, хранения, таможни, транспортировки, но с акцентом на последнюю. В итоге многие участники конференции согласились с тем, что понятие логистики в России необходимо расширять.



А уже в сентябре председатель отраслевого отделения «Деловой России» Кирилл Власов в своем докладе на IX конференции «Управление цепями поставок и складские технологии в современном бизнесе» говорил о необходимости формирования единых рыночных стандартов работы, позволяющих оценить качество услуг логистики. Этой цели, по его мнению, послужит утверждение первых единых отраслевых стандартов качества для автоперевозчиков (KPI — Key Performance Indicators для FTL — Full truck load). Работа над ними уже ведется в союзе предпринимателей «Деловая Россия».

Показатели

Пока теория логистики в России проходит этап бурного развития, практика развивается под знаком преодоления последствий мирового кризиса. Но, по мнению аналитиков и исследователей, результаты деятельности транспортно-логистической отрасли в послекризисный период внушают осторожный оптимизм.

Согласно расчетам РБК.research, в 2011 г. совокупный объем российского рынка транспортно-логистических услуг увеличился на 13% относительно 2010 г., достигнув 1 687 млрд рублей ($55,5 млрд). Основным фактором роста стало увеличение объемов грузоперевозок (прежде всего железнодорожным транспортом) на фоне повышения тарифов.

По итогам 2011 г., грузооборот транспортных компаний вырос на 4,8%, в том числе железнодорожного транспорта — на 5,7%. Рост доходов от грузоперевозок оценивается на уровне 13% (18% – в 2010 г). Приблизительно на такие же темпы роста вышли компании, предоставляющие экспедиторские услуги.

Автомобильный транспорт в России занимает первое место по объему грузоперевозок. По данным исследования консалтинговой компании Intesco Research Group, в 2011 г. в структуре грузоперевозок всех видов транспорта страны он занимал 69% объема. Всего в этом году автомобильным транспортом было перевезено более 5,6 млрд т грузов, однако, отмечают исследователи, докризисных показателей пока достичь не удалось.

В 2011 г. коммерческий грузооборот автотранспорта в России вырос на 4% и достиг 84,1 млрд тонно-километров. Рост грузооборота в 2011 г. исследователи отнесли на счет таких факторов, как общее повышение пропускной способности российских автодорог, увеличение средней дальности перевозки грузов, рост массы перевозимых грузов, а также увеличение количества сделок и снижение процентных ставок по лизингу автотехники.



К концу 2011 г. в России насчитывалось 46,3 тыс. предприятий автомобильных грузоперевозок. При этом 90% автомобильных грузоперевозок в стране осуществляется предприятиями малого бизнеса.

Согласно выводам аналитиков компании «Intesco Research Group», несмотря на сравнительно большую площадь качественных складов, в коммерческом использовании находится около двух третей их площади. Оставшаяся треть принадлежит отдельным компаниям и используется их службами логистики. Вследствие постоянной нехватки складских помещений спрос на их аренду растет.

Рост сегмента складских услуг составил в 2011 г. порядка 12%. Как отмечают аналитики РБК, причиной этого стало повышение арендных ставок и снижение доли вакантных площадей на складах классов «А» и «В» на фоне вялого роста предложения качественных складских площадей для коммерческого использования.

Проблемы

Подробный анализ проблем, мешающих успешной деятельности российской логистики, содержится во вводной части проекта государственной программы «Развитие транспортной системы», работа над которой началась в прошлом году.

Как указывают составители госпрограммы, износ основных фондов транспортных организаций по отдельным видам деятельности достиг 50%-66%, около 30% автобусов и 40% грузовых автомобилей имеют срок эксплуатации свыше 13 лет.

На 1 января 2011 г. только 38,57% автомобильных дорог федерального значения соответствовали нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

Применение современных информационных систем носит фрагментарный характер. На транспорте отсутствуют общепринятые в мировой практике рыночные стандарты информационных технологий.

Как отмечают составители госпрограммы, доля транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции составляет в среднем 15-20% против 7-8% в странах с развитой экономикой.

За период с 2002 по 2010 гг. при росте уровня автомобилизации на 63% увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составило 19,8%. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, составляет порядка 31% общей протяженности, а в пределах Московского транспортного узла — более 60%.



До настоящего времени около 46 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения около 3 млн жителей не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам общего пользования с твердым покрытием. В районах Севера, Сибири и Дальнего Востока не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России.

Также составители госпрограммы отмечают проблемы при осуществлении перевозок через наземные пограничные пункты пропуска, низкие технические характеристики международных транспортных коридоров, недостаточную пропускную способность отечественных портов и подходов к ним.

Прогнозы

Международный валютный фонд прогнозирует рост российской экономики в 2013 г. на уровне 3,5%. Аналитики РБК делают из этого вывод о возможном 10-процентном увеличении объема рынка транспортно-логистических услуг. При этом, по их мнению, сдерживающее влияние на динамику грузопотоков и темпы роста этого рынка в текущем году оказывают медленное восстановление потребительского и инвестиционного спроса в России, неопределенность ситуации на мировых рынках товаров, вступление экономики еврозоны в умеренную рецессию и снижение темпов роста мировой экономики и торговли.

Также, с учетом высоких темпов экономического роста в развивающихся странах Азии, прежде всего, в Китае, они прогнозируют усиление торговых и финансовых связей по линии «Юг-Юг», а также дальнейшее повышение значения Китая в системе торгово-экономических отношений и внешнеторговых грузопотоков России.

Кроме того, в 2012-2013 гг. можно ожидать рост спроса на комплексные логистические услуги и, соответственно, повышение доли 3PL (расшифровать) операторов в объеме рынка транспортно-логистических услуг до 9-10%. Предполагается, что данный сегмент будет расти темпами, существенно превышающими динамику рынка в целом.

Согласно прогнозу компании «Экспресс-Обзор», пассажирооборот в 2012-2015 гг., благодаря разукрупнению естественных монополий (прежде всего, на железной дороге), будет расти на уроне 6-7% в год. Будет расти, по их мнению, и грузооборот транспортной отрасли, немного опережая темпы инфляции.

При этом будет расти и выручка в транспортной отрасли, этот рост, по мнению аналитиков компании, будет на уровне 10%-12% в год вследствие неизбежного повышения тарифов, в первую очередь, в планово-убыточных отраслях, например, в железнодорожных перевозках.