Негабарит. Перевозки нестандартных грузов


Вряд ли кто-то останется равнодушным, повстречав на дороге неспешно плывущую среди застывших окрестностей тяжеловесную глыбу, в окружении сверкающей проблесковыми маячками колонны сопровождения… Согласитесь, действо завораживает! Особенно, если не стоишь из-за этого в длинной пробке. Здесь ведь тонкая грань, когда малейший просчет при подготовке или несвоевременная реакция уже в процессе перевозки превращают ее в настоящий кошмар. Не будем о грустном, поговорим о слагаемых успеха «тяжелого» дела.

Чего везти изволите?

Каждая перевозка имеет свои нюансы. Тяжеловесные грузы могут быть крупногабаритными, но не всегда крупногабаритные грузы бывают тяжеловесными. В эту категорию попадает любой предмет, который из-за особо больших размеров, массы или специфических особенностей нельзя перевозить в закрытом транспортном средстве или контейнере, то есть стандартными видами транспорта.


Перекрыть проспект – не проблема! Транспортировка 33-метровой балки пролета моста массой 61 тонна

Турбины электростанций, котлы, нефтехимическое и энергетическое оборудование, дорожная, сельскохозяйственная и строительная техника, крупногабаритные емкости, производственные станки, длинномерные трубы и балки, разнообразное технологическое оборудование, металлоконструкции, яхты, элементы ветрогенераторов — такие негабаритные тяжеловесные грузы «от двери до двери» в 99% случаев возможно перевезти только специальным автомобильным транспортом.

Несмотря на такую широкую номенклатуру грузов, транспортировка дорожно-строительной техники составляет около половины от общего объема перевозок, в большинстве своем, в силу запрета проезда своим ходом по дорогам общего пользования.

Подвижной состав

К технике, предназначенной для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, требования гораздо жестче, чем к обычному автотранспорту. Например, она должна проходить техосмотр два раза в год. От каждой машины или механизма требуется повышенная надежность и безотказность. Ведь при выполнении перевозки любая неисправность может стать причиной задержек и срыва графика, особенно, учитывая протяженность трасс и климатические условия России.


«Пивной» негабарит: длина 26 м, ширина 6,4 м, высота 6,9 м, полная масса автопоезда 46 т

Конструктивные решения, заложенные в тягачи и прицепной состав, изначально соответствуют специфике их работы: мощные двигатели и трансмиссии с эффективной системой охлаждения, усиленные рамы, подвески и буксирно-сцепные устройства, дополнительные управляемые оси. Конструкции полуприцепов вообще напоминают «трансформеры»: их рамы могут изменять длину и ширину, передние части — «отстегиваться»; гидравлические или пневматические подвески изменяют высоту положения рамы над дорогой, выравнивают крен, равномерно распределяют нагрузки между осями. Сами оси могут поворачиваться как согласованно с тягачом, так и независимо, а при необходимости — вывешиваться над дорогой. И это далеко не полный перечень «фишек», позволяющих приспосабливаться к грузам и дорожной обстановке.

К сожалению, в нашей стране производство такой специализированной техники только набирает обороты. Так что большинство участников рынка используют технику зарубежного производства. Поскольку спецтехника стоит очень и очень дорого, зачастую приобретаются машины разряда «second hand»: далеко не в безупречном состоянии, немало поездившие по европейским дорогам. Эта проблема особенно характерна для мелких перевозчиков негабаритных грузов.

Семь раз отмерь — один раз доставь

Человеку непосвященному, наблюдающему со стороны, может показаться, что все просто: взяли тягачи помощнее, прицепы подлиннее, машины сопровождения с «мигалками» — и привезли груз из пункта «А» в пункт «Б». Фокус!

На самом деле, любой фокус таит в себе долгие тренировки и мастерство. Так, на подготовку серьезной перевозки уходят месяцы работы команды специалистов (здесь и инженерные аспекты, и получение разрешений с длительными согласованиями, и другие «политические» вопросы). А согласовывать приходится буквально каждое движение автоколонны: разрабатывается почасовой график движения в соответствии с готовностью каждого района, этапа пути, принять эту колонну. За несколько недель до выезда, проходит детальное ознакомление с маршрутом, обмеры «узких» мест, съемка на видео для дальнейшей подготовки водителей. Фиксируется все: мосты и путепроводы, железнодорожные переезды, каждый электропровод, каждая коммуникация. Одновременно определяются владельцы сетей и коммуникаций, к которым впоследствии обращаются за согласованием.


Транспортировка 150-тонного парогазового блока ТЭЦ: тягач, толкач и 144-колесный полуприцеп (18 линий по 8 колес)

Для проезда под линиями электропередач (ЛЭП) во избежание появления электрической дуги, требуется запас от 0,5 до 3,5 м между грузом и проводом, в противном случае ЛЭП приходится отключать.

В особых случаях, когда нет возможности прервать воздушное электроснабжение, например, больницы, для поддержания питания прокладывается дополнительная кабельная линия по земле, через которую переезжает колонна.

Допустим, обследование маршрута проходит удачно, но под одним мостом грузовик не может проехать (нужен «подкоп»), или несущая способность другого моста оказывается недостаточной (требуется усиление). Если поиск объездных путей оказывается безрезультатным, приходится возвращаться в начальную точку и прокладывать абсолютно новый маршрут перевозки.

У проблемы мостов та же природа, что и у проблемы дорог: они проектировались и создавались в советские времена, устарели и не рассчитаны на современную технику. Конечно, все мосты и не могут строиться в расчете на проезд сверхтяжелых автомобилей, однако в основных транспортных коридорах и местах размещения крупных производств, такую возможность следовало предусмотреть еще при проектировании и строительстве этих производств.


По массогабаритным параметрам музейная бронетанковая техника для перевозчика — ближайший родственник бульдозера

Перевозчик должен иметь специальное разрешение на транспортировку негабаритного и/или тяжеловесного автопоезда от каждого государства, по территории которого проходит перевозка (от каждой территориальной единицы в рамках одного государства). В зависимости от параметров негабаритного и/или тяжеловесного автопоезда время на получение пакета необходимых согласований может колебаться от нескольких дней до нескольких месяцев.

Транспортировка негабаритных тяжеловесных грузов без специальных разрешений карается в каждой стране очень жестко, так как вред, нанесенный дорожному полотну, искусственным сооружениям, мостам и пр. может быть очень большим. Например, в Европе за нарушение правил перевозки негабаритных грузов, кроме немалого штрафа, компанию перевозчика могут лишить лицензии или запретить въезд машин перевозчика на территорию Евросоюза.

В целом, подготовительные работы и получение разрешений могут занимать до 90% времени выполнения всего проекта. И, надо отметить, конечная стоимость проекта напрямую зависит от того, сколько препятствий встретится на маршруте и сколько потребуется согласований и усилий по инженерной подготовке трассы для их преодоления.


Последний рейс уже музейного Ту-134А

Так называемые «накатанные» маршруты негабаритных перевозок, естественно, существуют, но каждая транспортировка груза требует повторного выполнения одних и тех же действий по оформлению разрешительных документов. Ведь состояние дорог, как и дорожная ситуация на каких-то участках может меняться: могут появиться новые ЛЭП, еще один слой асфальта, могут проводиться ремонтные работы и т.д. Такое часто встречается на практике, поэтому каждый маршрут прокладывают заново. Таким образом, доставка оборудования на заводы и фабрики, металлоконструкций на строительство, комбайнов на поля и т.д. производится благодаря не только использованию специализированной техники, но и тщательной технологической проработке, получению необходимых согласований.

Перспективы

Несмотря на все сложности, рынок автомобильных перевозок тяжелых негабаритных грузов живет, развивается и будет развиваться. Но, если его вовремя не отрегулировать, он может превратиться в «дикий» рынок с определенными стандартами поведения. Вопросы безопасности перевозок нестандартных грузов и ответственность перевозчиков, обучения водителей и пилотов, оснащения тягачей и машин сопровождения должны регулироваться на государственном уровне.

Основные игроки рынка работают на иностранной технике и с использованием самого современного западного оборудования. Сложившееся положение вещей необходимо принять как факт и сделать все, чтобы в Россию пришли самые передовые технологии. Современные машины и оборудование нужны уже сегодня, а не тогда, когда отечественные производители смогут наладить производство. Да и отечественные производители доверие перевозчика еще должны заслужить!


Тяги много не бывает!

Если спецтехнику можно купить, то инфраструктура остается острым вопросом для перевозок тяжелых негабаритных грузов. Как осуществлять перевозки, если не развиты на должном уровне дороги, порты, причалы? Есть регионы, где перечисленная инфраструктура просто отсутствует, но даже там, где какая-то инфраструктура существует, она совершенно не соответствует даже минимальным техническим требованиям для осуществления перевозок.

Нынешняя система, регламентирующая негабаритные перевозки, нуждается в обновлении, а перспективы развития негабаритных перевозок в России и рост их объемов напрямую зависят от того, как скоро в этой сфере начнутся реформы.

Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов по праву считается одним из самых сложных видов транспортных услуг. Для этого необходима сложная техника и опытные высококвалифицированные специалисты. Кроме того, этот тип перевозок требует многочисленных согласований с государственными инстанциями и транспортными службами.

Рынок автомобильных перевозок тяжелых негабаритных грузов — это своеобразный локомотив промышленных предприятий. Все то, что имеет отношение к техническому прогрессу, передовым технологическим процессам и масштабному производству, самым непосредственным образом связано с автомобильными перевозками тяжелых негабаритных грузов.