Избежать хаоса. Нормы грузоперевозок

Ситуацию с применением норм и требований действующего законодательства при выполнении перевозок грузов автомобильным транспортом можно охарактеризовать одним словом — хаос.


Правовая неграмотность участников рынка, помноженная на обилие «черных» и «серых» схем взаиморасчетов, не оставляет возможности урегулирования в пределах правового поля постоянно возникающих конфликтов между грузовладельцами, экспедиторами, перевозчиками. Причина конфликтов, как правило, — в незнании, либо в непонимании сути договорных отношений, возникающих в ходе осуществления процесса перевозки грузов. Хотя именно приведение договорных отношений в соответствие с законом — самый простой и эффективный способ избавить автоперевозчика от серьезных финансовых рисков, а заказчиков перевозки — от рисков материальных.

На сегодняшний день большинство заключенных договоров перевозки грузов автомобильным транспортом составлены юридически неграмотно, в силу чего часто вообще незаконны! Нет ни одного заказчика или перевозчика, который не нес бы финансовых и материальных потерь из-за неправильно составленных договоров! Просто многие боятся признаться в этом, ибо не хотят потерять реноме серьезной компании.

Рассмотрим ситуацию с позиции новых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (ППГ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 за №272. На сегодняшний день прошло три месяца с того момента, как они вступили в действие. Ждали появления этого документа так долго, что уже практически все о нем успели забыть.

Итак, 25 июля 2011 г. Правила вступили в силу, началась новая эра для российских автоперевозчиков и экспедиторов, а также для потребителей их услуг. Прошло еще немного времени, серьезные выводы и обобщения делать явно преждевременно, но некоторые, первичные наблюдения озвучить необходимо, тем более, что ситуация складывается весьма тревожная. Участники рынка либо вообще не заметили появления на свет нового и важного документа, либо пока просто игнорируют его. Что очень и очень плохо, так как, согласно положениям статьи 252 НК РФ, транспортная накладная должна была стать единственным легитимным документом, подтверждающим расходы на перевозку грузов автомобильным транспортом. Так задумывалось, о том, как получилось на деле, скажем чуть далее.


Если говорить о Правилах в общем, то мы должны констатировать несколько очевидных положительных моментов:

— автомобильный транспорт наконец-то получил собственную транспортную накладную, а не товарно-транспортный суррогат;

— автомобильный транспорт в организационно-правовом плане занял свое достойное место в числе остальных видов транспорта, поскольку принял основные принципы работы свойственные всем прочим видам транспорта.

Итак, транспортная накладная составляется в 3 оригинальных экземплярах, по одному для отправителя, получателя и перевозчика (п.9 Правил), обязанность по составлению накладной лежит на грузоотправителе (п.6 Правил). Правда, если стороны согласовали иной порядок в договоре, то оформить накладную может иное лицо, например, экспедитор или агент, но от имени грузоотправителя. Следовательно, ответственность за правильность внесенных сведений остается на отправителе.

Как мы можем видеть, в комплекте не предусмотрено наличие дополнительного оригинала для подтверждения доставки груза. Перевозчик не обязан подтверждать сам факт доставки груза по назначению! Сам факт приема груза к перевозке, подтвержденный печатью и подписью перевозчика, резюмирует, то есть подразумевает обязанность перевозчика доставить груз до места назначения в целости и сохранности и выдать (!) его надлежащему получателю.

Перевозчик априори считается выполнившим свои обязательства, до тех пор, пока грузополучателем не заявлена претензия на полную или частичную недоставку груза и/ или его повреждение. Этот, казалось бы, обычный принцип транспортного права, вызвал основной вал недопонимания со стороны грузоотправителей. Они оказались поголовно не готовыми к такому повороту событий.

— Как это я не имею права требовать подтверждения доставки? — стандартный и массовый вопрос на всевозможных форумах и семинарах. При этом почему-то забывается такой факт, что тем же грузоотправителям и в голову не приходит требовать аналогичный документ от морского или, скажем, железнодорожного перевозчика. Чем железнодорожный транспорт лучше или хуже автомобильного?

Необходимо признать, что во многом в этой ситуации виноваты сами перевозчики, слишком часто у нас бесследно исчезают машины с грузом. Клиенты просто стараются перестраховаться, отсюда и возник принцип: привезешь подтверждение доставки — получишь деньги.

Разумеется, никто не может запретить перевозчику добровольно(!) взять на себя обязательства и продолжить предоставлять клиентам накладные с отметками получателя, только стоит учесть, что для этих целей следует заготовить еще один экземпляр ТН и озаботиться проставлением в нем всех необходимых отметок всеми участниками автоперевозки. Порядочные и честные перевозчики, например, склонны рассматривать свое согласие с требованием документально подтвердить доставку как дополнительное конкурентное преимущество, как показатель своей клиентоориентированности.


Еще одна массовая проблема — грузовладельцы категорически не желают отказываться от привычных и милых сердцу ТТН. Это и понятно, ведь ранее один документ отражал как движение товарно-материальных ценностей, так и транспортную работу, причем последняя была явно в роли падчерицы. Теперь, после введения ТН для оформления движения товарно-материальных ценностей, параллельно придется оформлять еще и товарный документ, накладную по форме Торг-12, например.

Однако наши чиновники будут плохо спать, если не внесут сумятицу и неразбериху в любое важное начинание. Так, 22 июля директор департамента автомобильного транспорта Минтранса России г-н Липсиц в своем письме в ответ на обращение одного перевозчика скромно говорит о том, что «не исключается использование ттн по форме 1-Т». Но дальше всех пошел Минфин: в своих письмах от 17.08.2011 г. N 03-03-06/1/492, от 17.08.2011 г. N 03-03-06/1/500, от 22.08.2011 г. N 03-03-07/29 и т.д. считает что:
«…Одновременно продолжают действовать «Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971г., в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

Форма товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78.

…Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете…»

Фантастика! Чиновник уровня начальника департамента Минфина объявляет действующим документ 40-летней давности! Это несмотря на то, что, в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 г. N 112, Устав автомобильного транспорта РСФСР признан утратившим силу с 19.03.2009 г.

Вследствие чего автоматически утрачивают силу документы, принятые как дополнение к УАТ РСФСР. Вот так! Не могут чиновники допустить, чтобы отрасль работала по единым, понятным и четким правилам. Когда в отрасли все прозрачно и понятно, становится трудно ловить рыбку в мутной воде.


Пока еще прошло совсем мало времени с момента вступления в силу «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», и сколь-либо серьезные выводы делать рано. В этом материале мы постарались рассказать читателям о первых возникших проблемах. Помните, что любую потенциально спорную ситуацию проще избежать, но для этого необходимо знать как «узкие» и проблемные места своего бизнеса, так и способы их преодоления.

Ну, а мы будем следить за ситуацией и постараемся накопить больше фактического материала, для того, чтобы иметь возможность поделиться с нашими читателями более полными обобщениями, более глубокими выводами и более полезными советами.


КОММЕНТАРИИ:

Константин Крестов, ведущий специалист отдела транспортной логистики ООО «Логистический Центр Лесные Терминалы»

В основном наша компания занимается организацией международных перевозок, и в этом случае международная транспортная накладная (CMR) остается неизменной, но мы имеем дело с небольшой долей перевозок внутри РФ, насколько мне известно, последние перевозки по РФ организованные в сентябре этого года, оформлялись по старым образцам ТТН, без каких либо изменений. В договорных отношениях все так же неизменно с учетом того, что в любом случае экспедитор, не смотря на условия договора, несет ответственность перед заказчиком в полном объеме за действия третих лиц (перевозчика) в соответствии с законом о транспортно-экспедиционной деятельности

Валерий Войтко, руководитель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик»

Самый важный, на наш взгляд, момент — участники рынка автоперевозок «принуждаются» к четким и однозначным схемам финансовых взаиморасчетов. ППГ логично завершают тезисы, изложенные в Гражданском кодексе и Уставе автомобильного транспорта, и делают их императивными, то есть обязательными к применению.

ППГ наносят серьезный удар по деятельности «псевдоэкспедиторов», основная цель которых – реализация мошеннических схем по «отмыву» НДС, «обнальные» схемы увода налогов, и все это — за счет реального и ощутимого снижения рентабельности непосредственно автоперевозчиков. Деятельность паразитирующих посредников в новой форме транспортной накладной выявляется мгновенно, как на лакмусовой бумажке. ППГ и новая форма транспортной накладной требуют соответствия данных о реальном перевозчике в перевозочных документах и в финансовых бумагах.

Понятно, что на мгновенный эффект рассчитывать трудно, но, как видно уже сегодня, три месяца действия новых ППГ задали вектор трансформации рынка автоперевозок, и этот процесс, надеюсь, уже необратим.


Елена Будрина, заведующая кафедрой Экономики и менеджмента на транспорте Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

90% экспедиторов работают «по-черному», всего лишь как диспетчеры — два компьютера, телефоны, база. В любой момент такая компания может закрыться и переехать в другое место. Кроме того, деятельность эта не лицензируется. Поэтому привлечь к ответственности экспедитора ранее было почти невозможно — некоторые экспедиторы даже не регистрируются. Новые правила направлены на то, чтобы сделать отношения между участниками цепочки поставок более прозрачными. Однако сделано это неправильно. Начинать надо было не с правил, а с обязательного лицензирования деятельности экспедиторов. И только потом ужесточать правила перевозки. Тогда ответственность экспедиторов постепенно бы повышалась. Сначала нужно получить лицензию, далее — создать страховой фонд, объемы которого зависят от объемов деятельности. Этот страховой фонд автоматически решает все те вопросы, которые содержатся в новых Правилах.

Правила — это дополнение к Закону о транспортно-экспедиционной деятельности. Причем эти два документа по нескольким пунктам противоречат друг другу! Кроме того, эти правила имеют рекомендательный характер. Вообще любые правила нужно выполнять, но пока у нас нет контролирующего органа, сложно заставить участников рынка придерживаться новых Правил.

Что касается требования грузоотправителей подтверждения доставки груза, то до тех пор, пока не будет общей электронной базы, где будет регистрироваться отправка и доставка грузов, схема перевозок будет закрытой и путанной. Кроме того, в связи с принятием новых Правил, создается огромное поле для мошенничества с доставкой грузов.