Тента тонкие моменты

В мире грузоперевозок мелочей не бывает. Прибыль куется из миллиона деталей. И даже такая незамысловатая вещь как тент – это целая наука, а не просто кусок цветной тряпки, как может показаться неискушенному «зрителю».


Современные материалы, используемые для изготовления автомобильных тентов достаточно долговечны, и при грамотной эксплуатации могут служить 10-15 лет. Поэтому даже опытные перевозчики зачастую не сталкивались с проблемой ремонта, покупки или изготовления тента на борт, прицеп или полуприцеп своего автомобиля.

Но рано или поздно срок эксплуатации тента истекает. Ткань ПВХ теряет былую прочность и эластичность, легко рвется. А самое главное – такой материал практически невозможно ремонтировать, поскольку на старых тентах плохо держатся сварные швы и накладные латки. Зачастую их можно оторвать одной рукой, и перевозчик просто вынужден заняться изготовлением «шубы» для своего автомобиля. А под новый наряд нередко обновляется или даже полностью меняется каркас прицепного состава. И тут важно помнить, что при таком ремонте необходимо внимательно отнестись к конструкции «скелета» и самого тента, особенно если машина работает на международных маршрутах и осуществляет перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международных перевозках грузов с применением книжки МДП. О некоторых особенностях изготовления «правильного» тента и ремонта каркаса полуприцепа мы и поговорим чуть ниже.


Транспортные средства с открывающейся крышей должны быть сконструированы таким образом, чтобы можно было опечатывать их при помощи минимального числа таможенных печатей и пломб

Купить готовый тент, который бы идеально лег на каркас вашего прицепа практически невозможно. Ведь в идеале, места контакта ткани ПВХ с металлическими поперечинами и штангами «скелета» должны быть дополнительно уплотнены. И ни один производитель тента без предварительных замеров не угадает расстояние между стойками вашего прицепа. Выход тут только один – гнать машину или полуприцеп к специалистам, и шить тент непосредственно под ваш подвижной состав. Но перед началом каких-либо действий необходимо определиться с материалом, из которого вы будете шить тент.


Современные тентовые ткани могут пропускать солнечный свет


В местах контакта с корпусом тент усиливают дополнительными накладками

Последнее время изготовители предлагают действительно широкий ассортимент – начиная от относительно недорогих азиатских тканей (Тайвань, Корея, Китай), и заканчивая известными европейскими брендами, такими как Sioen, Sattler, Scantarp, Mehler Haku и так далее. Прочность и толщина нити в ткани определяется так называемым числом DTEX, которое показывает сколько граммов весит 10 км нити. Например, если в характеристиках ткани ПВХ вы видите цифру 1100 DTEX, это означает, что 10 км использованной нити весит 1100 г. Естественно, что чем больше число DTEX, тем толще и прочнее нить. Поэтому при выборе ткани перевозчики в первую очередь обращают внимание на этот показатель. Но есть и другие важные характеристики ткани, на которые следует обратить внимание. В зависимости от условий эксплуатации, перевозчики выбирают ткань по показателям сопротивления на разрыв, сопротивления на раздир, сопротивления на многократный изгиб, прочность на растяжение. Учитываются характеристики адгезии, цветостойкости, огнестойкости и так далее.


Каждый трос или веревка должны состоять из одного куска и иметь металлические наконечники на обоих концах


Трос диаметром не менее 8 мм обычно заключен в прозрачную не растягивающуюся пластмассовую оболочку

Не последнюю роль играет и профессионализм «закройщика». Материал обязательно должен вариться лицом к изнанке, иначе шов получиться недостаточно прочным. Концы тента обязательно довариваются ручным феном. Обращая внимание на такие детали при производстве, вы всегда сможете определить квалификацию и честность фирмы-производителя. Косвенным доказательством качества производимой продукции может служить и такой показатель как снятие мерки с каркаса. Если замеры проводили один раз, вряд ли тент идеально ляжет и долго прослужит. Размеры должны быть сняты как минимум два раза, перед раскройкой материала, и после сшивки боковин и крыши.


Вентиляционные и дренажные отверстия должны быть снабжены устройством, препятствующим доступу внутрь грузового отделения (TIR)

Отдельного внимания заслуживают тенты на полуприцепы, «ходящие» за пределы Российской Федерации. Таможенники европейских стран очень внимательно контролируют соответствие российского подвижного состава правилам Конвенции МДП и техрегламенту Евросоюза. Поэтому говоря о пошиве тента нельзя обойти стороной и этот вопрос.

В Статье 3 Приложения 2 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП изложены требования к конструкции и пошиву тента грузового автомобиля. Остановимся на наиболее значимых моментах.

1 .Брезент должен быть изготовлен либо из прочного холста, либо из нерастяжимой, покрытой пластмассой и прорезиненной ткани.

2. Если брезент составлен из нескольких кусков, края этих кусков должны быть загнуты один в другой и прострочены двумя швами, отстоящими друг от друга, по крайней мере на 15 мм. Один из швов должен быть виден лишь изнутри, и цвет нитки, используемой для этого шва, должен определенно отличаться от цвета самого брезента, а также от цвета нитки, используемой для другого шва. Эти куски могут быть также соединены посредством спайки.

3. Предусматривается применение следующих видов крепления тента:
а) металлические кольца, прикрепляемые к транспортному средству
б) проушины по краям брезента
в) веревка или трос, проходящие через кольца над брезентом и видимые с внешней стороны по всей длине.

4.Брезент должен находить на жесткую часть транспортного средства, по крайней мере на ширину 250 мм, измеренную от центра крепежных колец.

5. Брезент должен опираться на соответствующую конструкцию (стойки, боковины, арки, поперечины и т.д.).

6. Расстояние между кольцами и расстояние между проушинами не должно превышать 180 мм. Проушины должны быть жесткими.

7. Должны применяться следующие виды крепления:
a) стальной трос диаметром не менее 3 мм; или
б) веревка из пеньки или сизаля диаметром не менее 8 мм, заключенная в прозрачную не растягивающуюся пластмассовую оболочку.

8. Каждый трос или веревка должны состоять из одного куска и иметь металлические наконечники на обоих концах. Трос или веревка должны оставаться видимыми с обеих сторон полой заклепки, чтобы можно было удостовериться в том, что они действительно состоят из одного куска.

К изложенным выше требованиям остается только добавить, что особо пристальное внимание таможенников уделяется люверсу. Расстояние между отверстиями крепления тента не должно превышать 18 см, и при пошивке тента не помешает акцентировать на этом внимание. В противном случае, из-за лишних 1-2 см транспортное средство могут не допустить к международным перевозкам.


Классическая конструкция тентованного полуприцепа


Еще одна тентовая конструкция, соответствующая требованиям TIR


Для сокращения времени на растентовку, конструкции могут иметь разные виды застежек

Также, если в брезенте имеются окна, используемые для загрузки и разгрузки, то оба края брезента должны соответствующим образом перекрываться. Они должны также закрепляться с помощью откидной полы, пришитой или приваренной, колец и проушин, а также ремня, изготовленного из одного куска соответствующего не растягивающегося материала шириной не менее 20 мм и толщиной не менее 3 мм, проходящего через кольца и соединяющего оба края брезента и откидную полу.


По требованиям МДП вертикальные ремни должны иметь ширину не менее 20 мм и толщину не менее 3 мм


Слева прицеп со сдвижными боковинами и крышей, справа – конструкция со сдвижным вбок кышным тентом

Пошивка тента не такое плевое дело, как может показаться на первый взгляд. И если настало время менять «одежду» подвижного состава, стоит внимательно подойти к вопросу выбора материала, его раскройки, и тем более быть начеку в процессе поиска фирмы-изготовителя.