И комтранс посчитали! Итоги продаж в России за 2010 год

Комитет производителей коммерческого транспорта Ассоциации Европейского Бизнеса подвел итоги продаж этого сегмента в России в 2010 году. Выводы самые оптимистичные – в прошлом году все сегменты продемонстрировали значительный рост.


Как отметил Борис Биллих, председатель комитета и генеральный директор Mercedes-Benz Trucks Vostok, подобное по своей полноте исследование, включающее не только подведение итогов, но и прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу, было проведено комитетом (КПКТ) впервые.

Анализу были подвергнуты четыре основных сегмента рынка коммерческих автомобилей: легкий коммерческий транспорт полной массой от 2,8 до 6 т; средние грузовики полной массой от 6 до 16 т; тяжелые грузовики полной массой свыше 16 т; а также автобусы. Собранные данные (за исключением некоторых брендов сегмента легкого коммерческого транспорта), иллюстрируют продажи только компаний-членов комитета.

Борис Биллих прокомментировал итоги так: «Перспективы развития рынка коммерческого транспорта в России выглядят оптимистично и в краткосрочном, и в долгосрочном плане. Для сохранения этого позитивного тренда важно иметь предсказуемые и прозрачные законы и общие правила игры, а это, в свою очередь, в значительной степени зависит от скорейшего вступления Российской Федерации в ВТО. Чем быстрее это произойдет, и будут уточнены все сопутствующие условия, тем надежнее рынок коммерческого транспорта будет защищен от возможной турбулентности».

В 2010 году продажи легких коммерческих автомобилей выросли на 32%, по сравнению с 2009 г.
За 2010 г. было продано 138940 единиц, в отличие от 105522 машин, реализованных в предыдущем году. В сегменте средних грузовиков продажи выросли с 3503 единиц в 2009 г. до 7403 единиц в 2010 г., или на 111%. Сегмент тяжелых грузовиков вырос на 154% – с 4725 единиц в 2009 г. до 11989 единиц в 2010 г. Продажи автобусов также повысились – с 283 единиц за 2009 г. до 324 единиц за 2010 г., т.е. на 14%.

Как известно, автобусный рынок был не очень сильно затронут кризисом. Тем не менее, по мнению экспертов, причины такого небольшого роста, прежде всего, связаны с проблемой восстановления производства после рецессии. То есть поставки многих производителей были задержаны, поэтому, в общем, при наличии техники в будущем члены правления комитета ожидают чрезвычайно серьезный рост и в этом секторе.

Андрей Чурсин, заместитель председателя КПКТ, уточняет: «В 2010 г. мы наблюдали стабильный рост рынка, как и прогнозировалось после рекордного падения продаж в 2009 г. Результаты четвертого значительно превысили наши самые смелые ожидания, что делает прогнозы на 2011 г. более оптимистичными».

Г-н Чурсин также отметил, что определенное влияние на результаты 2010 г. оказало наличие складских запасов, оставшихся с кризисного периода, но не стоит их переоценивать, потому что рынок начал активно расти уже тогда, когда складские запасы практически иссякли – в четвертом квартале.

Основываясь на планах членов комитета, АЕБ делает свой прогноз на текущий год. Так, продажи легкого коммерческого транспорта составят порядка 170 тыс. машин, среднетоннажных грузовиков – 34 тыс. и крупнотоннажных – около 70 тыс., учитывая традиционные российские марки.



Естественно, на прогнозе сказались процессы, происходящие сегодня в отрасли. Как отметил Борис Биллих, 2011 г. – последний, когда в нашей стране будет еще разрешено продавать технику, соответствующую нормам Euro 3.

Однако вполне вероятно, что окончание переходного периода будет отсрочено еще на какой-либо неопределенный отрезок времени. В этой связи он обращается к представителям власти: «Мы хотим, чтобы нас услышали как профессиональную организацию, мы хотим, чтобы нас поняли, мы хотим помочь, и сделать – это в интересах всех наших клиентов, наших дилеров – нормы должны быть в любом случае приняты, иначе это может крайне негативно сказаться на российском рынке комтранса».

Да и вообще профессиональное сообщество все больше волнует непоследовательная политика российского правительства в отношении отрасли. Необходимо, чтобы наконец были введены окончательные нормативы относительно промсборки. Собственно, сами цифры не столь важны, как важна их окончательность, чтобы иностранные инвесторы могли без опасения изменения правил игры инвестировать средства в российскую экономику.

Подведение итогов не обошлось и без небольшого конфуза. По неизвестным причинам в итоговых данных не была учтена статистика поставок в Россию автобусов IVECO. В этой связи Павел Ульманн, глава представительства фирмы Karex в Москве (дистрибьютор IVECO на рынке автобусов) считает своим долгом информировать, что в 2009 г. компанией было поставлено 49 городских, пригородных и междугородних автобусов. В 2010 г. было поставлено 55 единиц техники, а динамика роста составила 12%.

Поставки автобусов нашли свое отражение в соответствующих таможенных документах и поставлены на учет органами ГИБДД. Свое обращение Павел резюмировал следующими словами: «Учитывая, что компания Karex не поставляет в Россию подержанные автобусы, есть все основания считать ее одним из лидеров российского рынка по поставкам автобусов 2010 модельного года. Компания Karex полагает, что предоставленная информация позволит получить истинное представление о ситуации на российском рынке импортных автобусов».