Утилизации грузовиков и автобусов не будет

На конференции, прошедшей в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, директор департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов заявил, что утилизация грузовиков и автобусов признана нецелесообразной.


Ранее планировалось, что программа, аналогичная утилизации легковых автомобилей, должна начаться с 2011 года. Программу для легковых машин на этот год продлили, а вот от утилизации крупной коммерческой техники пришлось отказаться. Слова Алексея Рахманова прозвучали под сводами ТПП, как гром с почти ясного неба. Конечно, в свое время Алексей Львович предупреждал о том, что утилизация грузовиков в 2011 году может и не начаться, поскольку необходимо более тщательно проанализировать все параметры. Однако в ее реальности мало кто сомневался, т.к. программа была поддержана, казалось бы, самыми высокопоставленными чиновниками.

Еще в мае за утилизацию грузовиков высказался председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, а министр экономического развития России Эльвира Набиуллина в свое время заявила: «Я принципиально за идею утилизации грузовиков и автобусов. Сейчас эта идея обсуждается в правительстве, ведутся предварительные расчеты – сколько это будет стоить бюджету». По словам министра, объем программы мог достигнуть 2-3 млрд. руб., а премия в зависимости от типа автомобиля составить от 60 тыс. до 350 тыс. руб. Эльвира Набиуллина подчеркнула, что это «хорошая программа со всех точек зрения, нужно поддерживать спрос и обновление парка».

Владимир Путин также высказывался ранее о возможности старта программы утилизации грузовых автомобилей. «Имея в виду успешность программы, связанной с утилизацией легковых автомобилей, можно было бы подумать о различных схемах поддержки и продажи грузовиков, автобусов. Именно подумать», – заявил Путин на совещании по автопрому в Нижнем Новгороде.

Он поручил Минпромторгу, Минфину, Минэкономразвития сформулировать эти предложения, глава Правительства отметил тогда, что во время встреч в регионах неоднократно поднимался вопрос о расширении программы утилизации на грузовые автомобили и автобусы. Впрочем, премьер-министр сразу был осторожнее в прогнозах: «Не исключаю, что мы это (утилизацию) сделаем и в отношении подержанных грузовиков, но не обещаю, что мы это сделаем обязательно. Правительство думает на эту тему».

С идеей утилизации коммерческих автомобилей обращался в Правительство страны Российский союз транспортников, который предложил распространить программу, действующую только для автомобилей массой до 3,5 т, на грузовики старше 10 лет с двигателями класса Евро-1 и ниже. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин также обращались к главе Правительства с просьбой организовать программу утилизации грузовых автомобилей. По словам Чемезова, премьер дал поручение Минэкономразвития и Минпромторгу проработать такую программу.

К сожалению, в процессе ее разработки Минпромторг столкнулся с рядом специфических проблем, которых не возникало при утилизации легковых машин, которые, например, легко погрузить на эвакуаторы и отвезти к пункту утилизации, доставить железнодорожным транспортом в другой регион. А для грузовиков нужны специальные ломовозы, но они не могут доставлять утилизируемые машины на большие расстояния. Затем оказалось, что для переработки большегрузной техники требуется специальное оборудование, необходимо к тому же разделить жидкости и резину. В итоге утилизация грузовиков обходится существенно дороже. Возникли вопросы – какие деньги необходимо заплатить каждому из участников проекта? Каков должен быть размер премии для владельцев сданных автомобилей, какие затраты понесет утилизатор и дилер?

И это еще далеко не все. Вот что рассказал о возникших проблемах Алексей Рахманов:

«Программа утилизации грузовиков, как мы обнаружили в процессе обсуждения на рабочих группах, как утилизация не получается. Во-первых, мы столкнулись с тем, что количество автомобилей, стоящих на учете, не соответствует количеству реально существующих.

Мы не можем сделать стандартный расчет экономики утилизации, потому что если требовать по этой программе полной комплектности автомобиля, то мы не можем себе представить, сколько это будет стоить, мы не можем оценить того или иного оставшегося набора от грузовика, учитывая сложившуюся практику замены отдельных узлов и агрегатов на грузовом автомобиле.

Грузовик – это не легковой автомобиль, который хозяин решил отвезти на свалку. В практике эксплуатации грузовиков существует замена важных агрегатов – кабины, двигателя, рамы. Грузовик – это по своей структуре некий «конструктор», он живет столько, сколько хозяин готов тратить на его капитальный ремонт. В результате мы отказались от утилизации как таковой, но при этом согласились с тем, что по двум сегментам – автобусам и грузовикам – мы будем говорить серьезно и продолжать деятельность по программам обновления парка, она запланирована на 2011 год.

В любом случае, с точки зрения экономики и экологической нагрузки на города, парк грузовиков должен обновляться, а парк автобусов еще и с точки зрения безопасности пассажиров. В сотрудничестве с Минэкономразвития мы будем предлагать на будущий год программы обновления парков, будем базироваться на тех успешных инструментах, которые у нас есть».

Однако, несмотря на возникшие проблемы, идею утилизации грузовиков рано списывать в утиль. В частности, уже в 2011 году собственную программу планирует запустить КАМАЗ.

В обмен на сданные автомобили предполагается продажа около 3 тыс. грузовиков со скидкой 8-10%, при этом покупку можно будет совместить с лизинговой программой. КАМАЗовский проект охватит пока только Татарстан, Москву и Санкт-Петербург, вся работа будет осуществляться через дилеров автозавода. На первом этапе принимать в утиль планируют только КАМАЗы. Вполне возможно, что данный проект послужит для отработки механизма утилизации грузовых автомобилей и на основе этого опыта к 2012 году будет разработана действенная государственная программа, которая позволит решить давно назревшие проблемы с обновлением российского коммерческого автопарка.


ПЕРВЫМИ НА ИДЕЮ ЗАМЕНЫ АВТОПАРКОВ ПО ПРОГРАММЕ УТИЛИЗАЦИИ ОТРЕАГИРОВАЛИ СПЕЦИАЛИСТЫ «ГРУППЫ ГАЗ». В СЕНТЯБРЕ КОМПАНИЯ ОЗВУЧИЛА УСЛОВИЯ СОБСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УТИЛИЗАЦИИ.
В СЕГМЕНТЕ ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ «ГРУППА ГАЗ» ПРЕДЛОЖИЛА КОМПЕНСАЦИЮ В РАЗМЕРЕ 70 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА АВТОМОБИЛИ 2003-ГО И МОЛОЖЕ, И 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА АВТОМОБИЛИ, ПРОИЗВЕДЁННЫЕ ДО 2002 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.

НА НАШ ВОПРОС ОБ АЛЬТЕРНАТИВЕ ГОСПРОГРАММЕ ПО УТИЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНОСТРАННЫХ МАРОК, ТАКИХ КАК SCANIA, IVECO, RENAULT И MERCEDES, ОТВЕТИЛИ, ЧТО ПОДОБНЫХ ПЛАНОВ У НИХ НЕТ. ИСКЛЮЧЕНИЕМ СТАЛА КОМПАНИЯ SOLLERS, КОТОРАЯ ПРЕДЛАГАЕТ СКИДКИ ДО 50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ НА ВСЕ АВТОМОБИЛИ FIAT РОССИЙСКОЙ СБОРКИ.