Рынок автобусов в России: цифры, тенденции, перспективы

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), в период с января по октябрь 2010 года было выпущено 31,8 тыс. автобусов, что на 35,8% больше аналогичного периода прошлого года. АСМ-Холдинг подсчитал, что за этот период автобусов в России произвели 34550 единиц (больше на 37,2%), производство автобусов иностранных марок увеличилось на 43,3% до 4699 единиц.


Этот сегмент автомобильного рынка показывает наименьшую динамику по сравнению с производством легковых и грузовых автомобилей. В октябре автобусные заводы выпустили порядка 4,2 тысячи машин – это на 19,6% больше, чем годом ранее, однако на 8,4% ниже показателя за предыдущий месяц.

Несмотря на минимальный результат, положительная динамика в первом полугодии 2010 г. зафиксирована у большинства крупных производителей автобусной техники. На мелких предприятиях выпуск автобусов продолжает снижаться.

В частности, отрицательный результат показал АЗ «ГАЗ», который продолжает лидировать по объемам в сегменте отечественных производителей. Выпуск микроавтобусов на предприятии в первом полугодии 2010 г. по сравнению с тем же периодом 2009 г. сократился на 15,9% и составил 5,3 тыс. ед.

Общий результат автобусного дивизиона «Группы ГАЗ» в первом полугодии текущего года положителен: было выпущено 4,1 тыс. машин, что на 54,4% больше, чем годом ранее. Наибольший темп прироста (+179,2%) показал ГолАЗ, но объемы производства завода не превышают 70 автобусов большого класса. Основной объем выпуска компании «Русские Автобусы-Группа ГАЗ» приходится на Павловский автобусный завод, где в первом полугодии 2010 г. было произведено 3,5 тыс. автобусов малого и среднего классов (+55,4%). На Ликинском автобусном заводе выпущено 0,4 тыс. машин, что на 66% превышает результаты прошлого года. Курганскому автобусному заводу выпуск автобусной техники удалось увеличить на 55,4% до 190 ед.


По данным Госкомитета Украины, в январе-октябре производство автобусов в Украине увеличилось в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, до 2104 штук.

В Республике Беларусь, по данным Государственного комитета статистики страны, объем производства автобусов за I-III кварталы текущего года составил 1 391 шт. Относительно аналогичного периода 2009 года объемы производства автобусов выросли на 17,7%.

Поставки автобусной техники в Россию

По данным официальной статистики, за восемь месяцев 2010 г. в Россию было ввезено 3,9 тыс. автобусов, новых и подержанных. Это в 1,4 раза больше, чем объем импорта за весь 2009 г., когда было поставлено всего 2,7 тыс. автобусов.


В возрастной структуре импорта автобусной техники произошли значительные изменения. По итогам 8 месяцев 2010 г. бывшая в эксплуатации техника значительно увеличила свою долю в структуре импорта до 70,2%. Новые автобусы занимают 29,8%. В 2009 г. в структуре поставок автобусов доминировала новая техника, занимая более 60% всего импорта.

По итогам восьми месяцев текущего года значительную долю в структуре импорта автобусной техники, как новой, так и бывшей в эксплуатации, занимают микроавтобусы. За восемь месяцев 2010 г., в Россию было поставлено 2,7 тыс. автобусов особо малого класса, или 69,04% объема импорта. На втором месте находятся автобусы большого класса, поставки которых за этот период составили 0,65 тыс. ед., или 16,48%. Третье место по объему поставок принадлежит автобусам малого класса с показателем 0,41 тыс. ед. техники, или 10,37%.

Структура импорта автобусов по классам за восемь месяцев 2010 г. практически соответствует структуре поставок за 2009 г. Незначительные положительные отличия наблюдаются в сегменте микроавтобусов, которые вызвали ослабление позиций техники большого и особо большого классов, а также автобусов малого класса.

Несмотря на положительную динамику поставок автобусной техники в Россию, кризисные последствия еще оказывают значительное влияние на потребительские предпочтения. Россияне выбирают в основном не очень дорогую бывшую в эксплуатации технику, отличающуюся при этом достаточно хорошим качеством. Потребительским абсолютным лидером являются корейские автобусы Hyundai.

Кроме подержанных корейских машин малого класса, российские предпочтения распространяются на новые японские микроавтобусы, а также новые украинские автобусы малого класса, благодаря их ценовым преимуществам перед аналогичной, но бывшей в эксплуатации техникой европейских марок. Хотя именно подержанные европейские автобусы до кризиса пользовались у российских потребителей достаточно высоким спросом.

Вероятно, текущие тенденции ориентации отечественного рынка на относительно недорогую и при этом достаточно качественную технику, сохранятся и в ближайшее время.




Источник: данные компаний, оценка Russian Automotive Market Research (НАПИ).