Адаптивный аграрий: сельхозгрузовик Урал-432065

Дебют сельскохозяйственного грузовика под рабочим названием «Урал-432091» состоялся два года назад. А в конце 2012 г. первый «сельхозник», уже под индексом 432065, был собран на конвейере Уральского автозавода. Опытные машины неоднократно экспонировались на выставках, привлекая внимание не только своим внешним видом. Чем же еще необычен новый «Урал»?



Специфика работы

Подсчитано, что в сельском хозяйстве на транспортные работы приходится 30-40% трудозатрат. При этом перевозки выполняются либо трактором с прицепом, либо обычным грузовиком. Давайте рассмотрим, какими качествами должен обладать специальный грузовик для аграриев.

Во-первых, хорошей проходимостью, так как работать ему в основном приходится на бездорожье. И дело не в том, что в России нет дорог. Просто значительный процент сельхозработ проводится именно по влажной земле. Например, при посеве кукурузы во влажную землю урожайность повышается в 4-7 раз по сравнению с посевом в землю сухую.

Во-вторых, грузовику приходится работать в паре с другими машинами — сеялками, распределителями удобрений, косилками, комбайнами. Машины эти в большинстве своем тихоходные, значит, и грузовику необходимо наличие «ползущих» передач в трансмиссии.

В-третьих, для быстрой перевозки грузов вне поля автомобиль должен иметь высокую транспортную скорость. А кроме того, не иметь никаких ограничений для движения по дорогам общего пользования.

И в-четвертых, грузовик для села не должен негативно воздействовать на плодородный слой почвы, то есть иметь минимальную нагрузку на ось как в груженом, так и в порожнем состоянии.


Особенности конструкции

В середине 2000-х гг. специалисты Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина совместно с инженерами автозавода «Урал» начали разработку грузовика для села, в результате которой на свет и появился «Урал-432091». Его конструкция отличается рядом оригинальных решений. Двигатель сдвинут за кабину, в колесную базу, и объединен в один блок с коробкой передач, а кабина вынесена далеко вперед. Этим достигнуто сразу две цели.


«Урал-432091»

Первая — полная масса автомобиля распределяется между передней и задней осью практически поровну. Вторая — силовой агрегат стал легко доступен для обслуживания, что позволило отказаться от откидной кабины.

Первый образец был представлен на выставке «Агротек-2010», после которой отправлен на испытания. Через год, на «Агротек-2011», были представлены уже три «доведенные до ума» машины с разными кузовами, но на одном шасси, индекс которого изменился на «Урал-432065». И вот в конце 2012 г. с конвейера автозавода сошел первый серийный автомобиль. Каковы будут объемы его выпуска, покажет время, а пока давайте рассмотрим «новорожденного» подробнее.


Близкое знакомство

При разработке «Урал-432065» были учтены пожелания заказчиков по использованию освоенных в производстве узлов и агрегатов. Рама автомобиля представляет из себя доработанную раму серийного «Урал-4320». От него же позаимствованы оба ведущих моста с широкопрофильными шинами, которые снабжены системой регулировки давления. А вот двигатель, 4-цилиндровый дизель ЯМЗ-534 мощностью 190 л. с., является новинкой. Его выпуск начался совсем недавно, и «Урал-432065» стал одним из первых автомобилей, на которых он стал применяться.


«Урал-432095»

Коробка передач механическая, 6-ступенчатая, производства ZF. Радиатор расположен под кабиной и прикрыт мощной защитой.

Кабина нового «Урала» — от хорошо известного на селе «ГАЗ-3307». Она, как уже говорилось, не откидываемая и вынесена далеко вперед, что делает обзорность практически идеальной.

При входе в кабину сразу же бросается в глаза рычаг коробки передач. Он сделан в виде джойстика и размещен на приборной панели. Это позволило освободить пространство в центре кабины и сделать ее трехместной. Управление раздаточной коробкой и включение механизмов межколесных блокировок производится кнопками, расположенными на приборной панели, что очень удобно для водителя.


Система сменных кузовов

На выставке «Урал-432065» был представлен в новом образе. В виде универсального шасси — носителя сменных кузовов.

Смысл системы таких кузовов, разработанной в МГАУ им. В.П. Горячкина, заключается в следующем: специфика сельского хозяйства предусматривает большое количество сезонных работ, каждая из которых требует своего специального оборудования.

Сегодня нужен тягач для сеялки, завтра разбрасыватель удобрений, послезавтра самосвал — и так круглый год. Держать для каждого кузова отдельное шасси — разорительно. Гораздо интереснее иметь одно шасси и к нему комплект сменных кузовов. Один вопрос — как сделать их быстросменными?


Двигатель и трансмиссия сдвинуты назад, а кабина вперед

Специалисты МГАУ им. В.П. Горячкина предложили такое решение. Сменный кузов устанавливается на подрамнике-адаптере, а рама шасси имеет гнезда для фиксации в транспортном положении. Для смены кузова в гнезда подрамника устанавливаются легкосъемные опорные ножки с винтовыми домкратами. После этого размыкаются фиксаторы, отсоединяются шланги гидросистемы привода механизмов кузова (если таковые есть), и вращением домкратов кузов приподнимается над рамой шасси. Теперь автомобиль-шасси просто выезжает из-под кузова и может быть использован на других работах.


Управление раздаточной коробкой и включение механизмов межколесных блокировок производится кнопками

Чем хороша такая система? Во-первых, полное отсутствие гидравлики в механизме замены кузова. И фиксация подрамника, и подъем ножек-домкратов — механические. Это и надежнее, и дешевле. Усилие на ручке домкрата при подъеме порожнего кузова всего 5 кг. Кузов «на ножках» гораздо меньше подвержен опасности коррозии при стоянке на грунте, в отличие, скажем, от кузова-мультилифта. Ну и естественно, такой адаптер «съедает» гораздо меньше полезной нагрузки автомобиля, чем подъемник мультилифта или кран-манипулятор.

На сегодняшний день изготовлено два типа кузовов-адаптеров: для внутрипочвенного внесения жидких и разбрасывания твердых удобрений. В дальнейшем их количество разработчики обещают увеличить до шестнадцати.