Почти детективная история. Надстройки МАЗа

Стандартная презентация новинки. Все по высшему разряду – буклеты, информация, фотосессия и даже тест-драйв. Показ новых самосвалов Автомастер на шасси МАЗ, проведенный компанией Русбизнесавто, явно заслужил оценку отлично. Но, самое интересное выяснилось уже при разборе отснятого и полученного материала, впрочем, обо всем по порядку…


Автомастер-4528АА

Изначально все было просто и понятно. Вот перед нами самосвал «Автомастер-4528АА» на шасси МАЗ-5516А5-347. Выглядит все очень аккуратно.

Надстройка

Самосвальный кузов сложной формы спроектирован так, что снаружи борта расположены в двух плоскостях, а вот внутри уже в пяти. В результате, мало того, что грузу практически не оставили уголков, где можно было смерзнуться, так еще и в образовавшихся полостях провели каналы для обогрева платформы. В совокупности с подогревом днища и передней стенки — морозы самосвалу не страшны. Если же вспомнить о более студеных местах, то двухгранные наружные стенки позволяют с помощью клея и наружного листа закрепить на них дополнительный утеплитель. Именно такой утепленный вариант кузов стоял на полноприводном «лаптежнике» Автомастер-4528АВ — благо, в остальном кузова унифицированы.

Из приятных моментов стоит отметить удобную откидную лесенку, ведущую внутрь платформы, а так же уголки внутри кузова позволяющие выбраться из него при отсутствии груза. Оригинальной показалась съемная лестница на заднем борту. По задумке конструкторов ее можно перемещать по направляющей вдоль борта и с нее натягивать тент.


Не маловат ли клиренс для самосвала? / ТСУ под евросцепку и мобильная лестница


Дистанцированный механизм лебедки


Демпферные пружины и ящик для инструмента — хорошо, а оголенные провода — плохо

Серьезным, и, пожалуй, единственным проколом было размещение ТСУ и противоподкатного бруса – они слишком низко. В результате разводка пневмовыходов и электроразъемов при разгрузке будет гарантировано засыпаться песком и т.п., ну а клиренс в «две ладошки» для самосвала просто неприемлем.

В остальном, конструкторы Автомастер поработали на славу, создав этакий еврокузов на отечественном шасси. Гидроцилиндр итальянской фирмы Penta, в наличии гидрозамедлитель и механизм жесткой фиксации кузова, актуальный на порожней машине.

Загадка происхождения

Зато с Автомастер-4528АВ все гораздо сложнее. Полагаю, внимательные читатели уже заметили некоторые несуразности в комплектации шасси МАЗ-631705-370. Что ж, всему есть логичное объяснение.

Первое, что однозначно смущает – банка глушителя под передним бампером. И это на самосвале, который позиционируется в качестве работяги для районов северного бездорожья, где такой вариант просто не приемлем. Значит впереди еще перенос выхлопной трубы за кабину, как можно выше, дабы дым не стелился над дорогой.

Путем несложных логических умозаключений было определено, что шасси-то, похоже, от топливозаправщика. Странный выбор, особенно в свете того, что заправщики обычно имеют более длинный свес, нежели самосвалы. Соответственно, компании Автомастер пришлось дополнительно укорачивать задний свес рамы, Хорошо хоть КОМ, здесь идет с завода.


Автомастер-4528АВ


Дыра в полу — обогрев кузова


Полноприводное шасси сконструировано с явным запасом прочности


Автомастер-4528АВ сконструирован проще и логичнее


У машины 6х6 стоят спаренные пружины

Но самая загадочная часть, оказалась скрыта за правой дверью, и называлась она идентификационной заводской табличкой. А из нее следовало, что данное шасси рассчитано на полную массу 25 150 кг, с допустимой нагрузкой на заднюю тележку всего 18 000 кг. А рядом с ней висела аналогичная железяка Автомастера, на которой полная масса была уже 33 150 кг, а задняя тележка выдерживала все 26 000 кг. Каким же образом Автомастер смог смело увеличить это значение аж на 8 000 кг? Может и правы минчане, отказываясь поддерживать какую-либо гарантию на свою технику, едва она попадает в руки к нашим эксплуатационникам?

Сенсация?! Увы, все гораздо проще. Полноприводник изначально рассчитывался на прекрасное самосвальное шасси МАЗ-651705-210 с двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 с полной массой 33 500 кг с нормальным свесом и выхлопом куда надо. И все расчеты и согласования с заводом велись именно под него. Только беда в том, что шасси это уж очень специфическое и так просто на конвейере его не увидишь. Да и дороже оно, чем более распространенный топливозаправщик. Вот и изготовили на Автомастере «пробный шар» на МАЗ-631705-370, благо запас прочности МАЗовского шасси это позволяет. Да и в результате получилось довольно не дурно.



Вердикт

Своим рождением самосвалы были обязаны пресловутому приказу Правительства РФ №427 от 5 декабря 2008 г., который росчерком пера вознес продукцию МАЗ до европейского уровня, поставил ее в один ряд с мировыми брендами и… вычеркнул из госзакупок. Вроде и кризис уже миновал, но приказ все еще в силе. Надо отдать должное представителям Русбизнесавто, которые, не дожидаясь милости сверху, решили исправить ситуацию, пожалуй, единственно верным способом – присвоить МАЗу российский VIN-код. И ход этот явно удался.

Несмотря на отмеченные нами огрехи, самосвалы произвели приятное впечатление. Особенно эффектно они смотрятся на фоне простых рубленых форм могилевских кузовов. Еще бы кабину заменить на более современную, модели 6418, но тут уже все диктует спрос. Даром что ли МАЗ уже пару лет делает «последнюю», «самую последнюю», «бесповоротно самую распоследнюю» кабину модели 5551 и 64221, а с конвейера они так и не уходят. Да и полноприводное шасси, пока рассчитано только на старые 6317 и 543403, так что с этим придется смириться. В остальном же идея явно перспективная и, несомненно, МАЗы с кузовами Автомастер мы еще встретим на наших дорогах.

Автомобиль на тест предоставлен компанией Русбизнесавто.