15 минут… Обзор микроавтобусов

Кто-то собирает их на базе грузовых фургонов (так называемые «фургонбусы»), а кто-то создает полностью новые кузова. Есть бусики покомфортнее, а есть просто «укатайки», вытрясающие из пассажиров все, что можно, от мелочи в карманах до чуткой души.


Производству автобусов особо малого класса, именуемых в народе «маршрутки», наверное, можно посвятить отдельный номер журнала. Но «объять необъятное» невозможно, поэтому мы рассмотрим лишь наиболее интересные новинки жанра, появившиеся на рынке.

ООО ПКФ «Луидор»


«ГАЗель-Луидор» в очередном обличии с вклеенными стеклами

Хотя о большинстве новинок компании «Луидор» мы рассказывали в обзоре фестиваля «Мир автобусов ' 2011», одна модель все же выпала из нашего повествования. Речь идет об автомобиле ТС-2250 «Бизнес». Как вы уже догадались — это не что иное, как маршрутная версия ГАЗели «Бизнес», созданная по заказу нижегородцев. Автобусик 14-местный, что на одно место больше стандартной маршрутки ГАЗель. И салон скомпонован так, что все сиденья, кроме пары «кормовых», стоящих вдоль бортов, расположены лицом по ходу движения. Достойна упоминания и пластиковая крыша собственного изготовления, благодаря чему высота салона достигает солидных 190 см. Жаль только, что не удалось увеличить высоту дверного проема, так что надпись с черным водительским юмором «место для удара головой», по-прежнему остается актуальной.

ООО «Промтех»


Peugeot — новая модельная ветка «Промтех»


Салон довольно стандартен

Нижегородская компания «Промтех» наконец-то добралась до мегапопулярного нынче в маршрутной среде Peugeot Boxer. Премьерный показ «Промтеха-3842EL», созданного на базе FT440 L2H2, состоялся на фестивале в Коломне. Внутри 17 удобных кресел с откидными спинками, установленных на подиуме. Над головами пассажиров широкие полки, а под задним рядом кресел — багажный отсек с доступом снаружи. И, хотя перевозка стоячих пассажиров не заявлена, довольно удобный поручень вдоль левой полки в наличии. Грамотно решен вопрос с комфортом пассажира около второй двери. Кроме солидных поручней, безопасность обеспечивается и ограничением хода автоматической сдвижной двери. В принципе, количество посадочных мест может варьироваться от 14 до 18, в зависимости от пожеланий заказчика.

Надпись «Турист» на борту все еще смотрится слишком смелой. Французское шасси, пусть и оптимально по соотношению цена/качество, по комфорту пока дотягивает лишь до междугороднего уровня на плече до 200 км.


Бестселлер российского рынка Ford


Салон очень своеобразен

Стоит отметить и премьеру весны 2010 — микроавтобус «Промтех-224323» на базе Ford Transit. Отличием этого микроавтобуса от ранее выпускаемых моделей «Промтех» стала возможность перевозки 18 сидячих и 4 стоячих пассажиров. Не лишена оригинальности и компоновка салона. Судите сами: 2 кресла рядом с водителем, и 6 в салоне стоят по ходу движения, еще 3 расположились вдоль бортов в корме. А все оставшиеся расположились задом наперед. Четыре в ряд напротив сдвижной двери, пара по левому борту над колесной аркой, и место с подлокотником для инвалидов у правого борта, тоже над колесом. Честно говоря, до сих пор не могу привыкнуть.

ООО «СТ Нижегородец»

Довольно обширен и модельный ряд еще одной нижегородской компании. Если ранее «СТ Нижегородец» был известен «фургонбусами» на базе Ford Transit, например, очередная 25-местная городская машинка «Нижегородец-222709» была презентована на МАФ-2010, то нынче модельный ряд предприятия гораздо шире.


Счет выпущенных микроавтобусов «Нижегородец-2227UU» уже пошел на седьмой десяток

Например, микроавтобусы на шасси «тяжеловесов» IVECO Daily. Их целая линейка: «Нижегородец-2227UT», рассчитанный на 26 пассажиров, из которых семеро поедут стоя, туристический «Нижегородец-2227UU» пассажировместимостью 19 человек и новинка — городская 26-местная машина с 18 местами для проезда сидя оснащена автоматической, прислонно-сдвижной дверью. Теперь водителю не придется весь день слушать «бух-бух» хлопающей двери, а пассажирам не нужно издавать «бац-бац» ударами головы о верхнюю кромку проема.

Пока «бусик» не имеет индекса. Но, зная нижегородцев, ничего не делающих «в стол», он, несомненно, появится.

Появились и «микрики» на базе Peugeot Boxer FT440 L2H2. Это междугородный 17-местный «Нижегородец-2227SL» и пригородный «Нижегородец-2227SK», рассчитанный на перевозку 16-пассажиров. Различаются машинки отсутствием багажного отсека в корме у последнего.


В салоне нового горожанина ничего необычного…


Салон городского «Нижегородец-2227SK» на Peugeot Boxer

ОЗ «Неман»

В заключение пару слов о братской Беларуси, где, к счастью, производят не только порядка 20 различных «фургонбусов» и упоминавшиеся в «ГРУЗАВТОИНФО» № 2 / 2011 «МАЗели», но и более перспективные модели, нацеленные, в том числе, и на российский рынок. Под последними я подразумеваю довольно обширное семейство Неман-Cacciamali, выпускаемое в городе Лида.


Определить марку шасси...


...навскидку довольно сложно

В первую очередь, это, конечно, междугородный «Неман-420233» Cacciamali на удлиненном шасси среднетонажного ГАЗ-331041 «Валдай». Двигатель — минский, Д-245.7 Е3. Полная масса — 7 000 кг, а пассажировместимость — 25 человек. Кузов, полностью изготовленный по итальянской лицензии на заводе, имеет две одностворчатые двери прислонно-сдвижного типа. В кормовой стенке предусмотрен люк, открывающий доступ в багажный отсек, расположенный под последним рядом кресел. Внутри мягкие кресла с высокой спинкой и подлокотниками от украинской фирмы «ВЕЕМ Автопром» и приятная с виду отделка. Единственное, что выдает российскую базу, — примитивная, по сравнению с шасси IVECO, передняя панель. Ну и, конечно, жесткая подвеска, нуждающаяся в некоторой доработке.


Салон у «Неман-420233»…

...попроще, чем у аналога на IVECO

Аналогичный по назначению «Неман-420122 Cacciamali» создан на более привычном для итальянских корней шасси IVECO Daily 65C17 на пневмоподвеске. Двигатель FICE3481С отвечающий Euro 5. Полная масса — 6 500 кг. В салоне 28 пассажирских кресел, аналогичных тем, что стоят в «Неман-420233». А вот сама отделка выполнена побогаче. Здесь и полки более качественные, и светильники точечные. Да и планировка салона, благодаря наличию только одной двери для входа, более грамотная. В общем, для пассажиров такой вариант, несомненно, лучше. Вот только цена на такого «чистокровного» итальянца значительно выше цены итало-российского тандема.


Панель от «Валдая» проигрывает…

…дизайнерским линиям IVECO

О качестве микроавтобусов, изготавливаемых в Лиде, говорит тот факт, что по заказу итальянцев белорусы выпустили, целую партию «голых» кузовов и отправили ее на завод «Cacciamali» для последующего монтажа на шасси.

В настоящий момент линейка «Неман-Cacciamali» состоит из четырех моделей. Кроме упомянутых выше междугородных «Неман-420233» и «Неман-420122», существуют городская версия «Неман-42011» на шасси IVECO Daily 65C18, рассчитанная на перевозку 36 человек при трехрядной планировке салона на 20 сиденья. Для входа предназначены уже две пассажирские двери, а вот кормовой люк для багажа отсутствует.

Четвертая модель — «школьник» «Неман-42013», также на IVECO Daily 65C18. 22 детских кресла с подлокотниками и ремнями безопасности скомпонованы в четыре ряда, а вдоль всей кормовой стенки — огромный стеллаж для ранцев. И, учитывая специфику работы, дверь тут только одна, да и кормового люка тоже нет.

И главное, что следует отметить, — в отличие от упомянутых в статье российских «фургонбусов», «Неман» является автобусом с кузовом, специально спроектированным под пассажирские перевозки.