Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.

01.01.2013
12:25

Техника Отслеживать:

«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов


Евгений ТИМОФЕЕВ, фото автора
Российские просторы таковы, что пересек три области по федеральной трассе — вот тебе по расстоянию и международная поездка через всю Европу. К тому же растет и популярность туристических автобусов — все же, как ни крути, а из поезда и самолета много не увидишь.

«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов

Пока расстановка сил такова — туристические автобусы будут востребованы. А поскольку ничего не предвещает глобальных перемен, «турсегмент» для производителей был, есть и будет перспективным.


«Пони»

Этот класс «туристов» очень своеобразен. Микроавтобусы изначально не предназначены для дальних рейсов. Они более зависимы от качества дорожного полотна, и из-за своей высоты редко могут обеспечить приемлемый обзор. Более того — стандартный микроавтобус имеет только трехрядную планировку кресел и серьезные ограничения по количеству перевозимого багажа.

Кстати, стопроцентного пути решения проблемы багажного отсека пока не существует.

Предлагаемые полумеры — отсеки под последним рядом кресел или, того хуже, навесные багажники — это не решение. Они требуют серьезного вмешательства в конструкцию и все равно очень малы. А навесные шкафы вообще перегружают кормовую часть, приводя к быстрому износу кузова. Да и в салонах даже при серьезном вмешательстве в конструкцию получить по-настоящему комфортные условия для пассажиров невозможно. Единственный вариант — двухрядная планировка салона с индивидуальными креслами, но с уменьшением вместимости до 10 пассажирских мест.

К плюсам применения для международных перевозок автобусов особо малого класса стоит отнести относительно невысокие цены и отсутствие необходимости формировать большие группы пассажиров, уменьшая тем самым возможность возникновения конфликтов. А в качестве экскурсионного такой бусик может гораздо проворнее крутиться по тесным улочкам старинной застройки и сможет найти место для парковки гораздо ближе к достопримечательностям, чем 9-, и тем более 12-метровый автобус.

«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Навесной дополнительный багажник — одна из опций


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Классическая для туристических микроавтобусов компоновка салона


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Четырехрядную планировку салонов можно увидеть на туристических микроавтобусах с оригинальными кузовами



Отдельно стоят автобусы, созданные на шасси малотоннажных фургонов, но в совершенно новом кузове. Главное, к чему стремятся создатели таких автобусов, — максимально увеличить размеры кузова, чтобы уйти от тесноты исходника. Задача эта решается довольно успешно, и, кроме простора, 20 пассажиров могут получить в качестве бонуса холодильник и даже кофеварку. Встроенный в корму 3,5-кубовый багажный отсек воспринимается уже как нечто само собой разумеющееся. Вот только цена на доработанную таким образом технику уже совсем не микроавтобусная.


«Рысаки» и их вариации

Самыми универсальными для дальних пассажирских перевозок являются 12-метровые машины. Из-за большей пассажировместимости их эксплуатация обходится дешевле, чем более компактных 9-метровых «туристов». Длинная колесная база позволяет легче переносить каверзы дорог и без особого ущерба размещать под полом, кроме багажных отсеков, еще и спальное место для водителя.

Причем у перевозчика всегда есть из чего выбрать. Можно взять более дешевый, но проверенный нашими дорогами Higer KLQ6129Q (по России колесит около 300 автобусов этой марки), а можно приобрести экзотический Irisbus Evadys HD 12M, пока не ставший у нас бестселлером. Средняя пассажировместимость таких автобусов — 47-49 человек. Разбежка зависит от плотности «заселения» и количества вспомогательного оборудования. Так, у 47-местного Higer в комплекте идет дополнительный холодильник перед первым рядом кресел и мини-буфет с кулером, которые отсутствуют у чешской машины.


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Higer KLQ6129Q — китайский турист для наших просторов


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Места для большого холодильника в салоне нужно не так уж и много


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
В водительских спальниках устанавливают освещение и климатическую установку



Естественно, можно поставить на маршрут и набирающие популярность 13,5-метровые и даже трехосные 15-метровые лайнеры. Главное, при этом понимать, что просто перевозка пассажиров, пусть даже и между странами, и экскурсионные туры — это совершенно разные вещи. Ведь в первом случае пассажир, проведя день в автобусе, выйдет из него и забудет о поездке, а во втором — автобус становится как бы домом на целую неделю, и тогда запросов к обитанию в нем гораздо больше.

В последнее время участилось появление туристских автобусов с компоновочной схемой дверей 1-0-1. Из последних громких показов стоит выделить двухосный Viseon C10 и трехосную Setra S419 GT-HD. Несомненным преимуществом такой компоновки является перенос 4-х кресел из кормы в более комфортную среднюю часть и единый багажный отсек в промежутке между 1-й и 2-й осями. К тому же благодаря переносу в хвост туалетной комнаты там теперь можно стоять в полный рост, не испытывая давления наклонной стенки. Да и появление возможности разместить мини-кухни не стоит недооценивать. При распространенной нынче компоновке дверей 1-1-0 это было довольно проблематично.

«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Viseon C10 — представитель новых тенденций для «дальнего боя»


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Туалетный отсек напоминает таковой у авиалайнеров


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
А это полноценная версия автобусного кухонного блока


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
«Усеченный» и не очень удачный вариант автобусной кухни



Впрочем, пока это только пробные шаги. Viseon C10 в России уже год. Он побывал в опытной эксплуатации у одного из перевозчиков и даже получил неплохие отзывы. Но высокая цена за пока еще не слишком известный в России бренд до сих пор не позволила найти ему покупателя.

В целом же 12-метровые туристические автобусы вполне можно признать наиболее перспективным «типоразмером» для решения большинства задач в своем «жанре».


«Корабли пустыни»

Напоследок поговорим о самом впечатляющем классе туристских автобусов — о двухэтажниках.

Подобные машины очень приветствуются перевозчиками на дальних маршрутах из-за огромной пассажировместимости. Как и в остальных категориях, элитными среди них являются автобусы фирм Setra и Neoplan.

Так, например, Setra S431DT может взять на борт 83 пассажира. На втором этаже размещается 61 человек. Наверх ведут две лестницы — в начале и в середине салона. Подниматься по ним на удивление удобно, а перемещение по проходу у человека ростом 186 см не вызывает никакого дискомфорта. На первом этаже размещены 22 кресла. Из этих посадочных мест восемь образуют переговорные места со столиками. Здесь же размещается санузел и компактная, но многофункциональная кухня.

«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Двупалубный лайнер Setra S431DT, принадлежащий Управлению делами Президента РБ


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Второй этаж — настоящее «посадочное царство»


«Разнокалиберные» туристы. Обзор автобусов
Кухонным отсекам автобусов люкс-класса позавидуют многие домашние интерьеры



Естественно, что при такой пассажировместимости и склонности туристов перевозить с собой чуть ли не весь гардероб стандартных багажных отсеков частенько не хватает. Поэтому навесные шкафы-багажники на корме можно считать неотъемлемым атрибутом настоящего «туриста».

А теперь о грустном. Цена подобных машин баснословно высока. А потому новых двухэтажных автобусов у нас практически нет. Они появляются на выставках, привлекая огромное внимание к марке в целом и, выполнив свою рекламную функцию, покидают пределы России. Те же машины, что мы встречаем на трассах, чаще всего работают как междугородные, либо челночно-заказные, и не выезжают из России. Потому как даже на «бэушном» рынке их стоимость очень велика, а когда она опускается до приемлемого уровня, то автобус настолько «усталый», что выпускать его в Европу никто не решается.
Оцените статью:
22.01.2013, 11:56
5 555
0

Материалы по теме

Обсуждение

У этой статьи еще нет комментариев, если Вы хотите оставить свой отзыв, нажмите на кнопку ниже.
Добавить свой комментарий

Рекомендуем

Номер журнала за июнь:


Смотреть обложку

Опрос

Нужны ли выделенные линии для общественного транспорта?


 

Блог главреда

Поморский дом есть событие бытия

Еще со школьных времен я путал Поморье и Приморье, так как мои представления об этих регионах...

Соцсети